Работа с семьей, как одно из направлений деятельности социального педагога
ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ.
Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на три группы:
индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка создание групп взаимопомощи);
коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий); наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).
Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей. Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит понимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, которое испытывают родители. Во время первой встречи важно понять мотивы обращения за консультацией. А.С. Спиваковская выделяет несколько типов не вполне осознанной мотивации обращения родителей к специалисту: ► «у нас неблагополучный ребенок, потому что мы неумелые родители; мы часто повышаем голос, хочется быть спокойными, но не получается; мы упустили ребенка» — в запросе на помощь родители сетуют на свою педагогическую несостоятельность; ► «наш ребенок так же неблагополучен, как и наши супружеские отношения» — во время встречи с педагогом родители незаметно для себя с проблем ребенка переходят к рассказу о супружеских отношениях: «в нашем доме постоянное напряжение; мы часто не находим общего языка»; ► «наш ребенок неблагополучен, потому что у него плохая (ой) мать (отец), а у меня плохая (ой) жена (муж)» — во время консультации один из родителей как бы подчеркивает: «Вы же понимаете, дело совсем не в ребенке...» Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом. Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на: ► обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей; ► обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; ► совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами; ► планирование следующих встреч. Посещение семьи на дому1 начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять: «Извините, если я пришел в неудобное время, без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальнейшем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь...» Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома. Основные элементы первого визита специалиста в семью: Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе. Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, — не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
Содержательная часть. ► Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может — нет. ► Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным. ► Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли. ► Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество. ► Оцените качество контакта с семьей Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения. Во время первого визита: ► не сосредоточивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить; ► не чувствуйте себя скованно; ► не «включайте негативное самопрограммирование»; ► не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу; ► не противопоставляйте себя семье; ► не форсируйте события: семья может оказаться неготовой и будет защищаться; ► не сомневайтесь в собственной профессиональности. Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо: ► обрести состояние комфортности; ► настроить себя на сотрудничество; ► «встать на одну сторону с семьей», активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи; ► быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.
Источник http://www.74-gim76.edusite.ru/DswMedia/2012_09_04_formy_raboty_soc_ped_s_semyoj.pdf