Проект программы Искусство жить!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Проект программы
«Искусство жить!»
АВТОР:
Федосова Светлана Анатольевна - учитель начальных классов, руководитель МО классных руководителей.
Ростовская обл.
г. Волгодонск 2014
Раздел 1. Пояснительная записка.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Школа - важный этап в жизни любого человека, именно в это время он делает первые шаги во взрослую жизнь, приобретает навыки и привычки. Но школа - это не только обучение наукам. Школа - это время, когда ребенок учится быть самостоятельным и ответственным, учится принимать решения и делать выбор. А вокруг столько соблазнов! Именно поэтому педагогам следует помочь своим подопечным сделать правильный выбор, прививая детям любовь к ЗОЖ с самых младших классов.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополучия. Последствия такого невнимания к собственному организму сказываются уже в более зрелом возрасте. Низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, отсутствие понятия ценности здоровья, снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы, чем и обусловлена актуальность проекта «Искусство жить!».
Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.
Проект «Искусство жить!» предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни. Формирование ЗОЖ школьников должно включать в себя четыре составляющих:
1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.
2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - «обучение здоровью».
Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Следует подчеркнуть, что никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека.
3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
От степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. Основной формой профилактики является пропаганда. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным.
4. Побуждение учащихся к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкульт - паузы, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения детей и молодежи навыкам физической культуры.
Раздел 2. Цели и задачи.
Цель проекта - формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении стремления к ведению здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.
2. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
3. Повысить воспитательные возможности семьи.
4. Поддержать и развить самоценную активность ребенка.
В результате у детей должны быть сформированы следующие качества:
1. Интерес к самому себе. Программа должна пробудить у детей интерес к самому себе. Ребёнок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них, он должен научиться любить себя в самом хорошем смысле этого слова. «Кто я?», «Какой я?», «Чего хочу?», «Что я могу?», «Что я для этого умею?», «Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?» - эти вопросы не должны вызывать у ребенка вины и страха, боязни и неуверенности.
2. Самопризнание себя как личности. Помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
3. Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу – одно из важнейших звеньев в воспитании подрастающего поколения. Ребёнок должен иметь право выбора правильного решения и формировать ответственность перед самим собой, собственной совестью, пред своим внутренним Я. Ребенок должен научиться самостоятельно без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера, эмоциональной устойчивости.
4. Уважение чужого мнения. Развивать у учащихся коммуникативные умения, культуру общения. Ребята должны научиться формулировать и высказывать свое мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек имеет право на ошибку. Но признавая свои ошибки как должное, не следует обвинять в этих ошибках других людей. Воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.
5. Любознательность и вовлеченность в деятельность. Ребенок должен научиться трудится с увлечением, активно, с удовольствием и радостью. Для этого надо создать условия для проявления активности, стимулировать участие учащихся в школьных и классных делах, констатировать результативность и успешность деятельности учащихся.
6. Эмоциональная устойчивость. Развивать положительные эмоции, уметь управлять отрицательными. Умение прощать, не таить в себе обиду, не растить в себе желание отомстить. Умение управлять своим страхом.
7. Мотивация действий и поступков. Огромное значение в успешности жизнеутверждения человека играет мотивация. Заинтересованность учащихся, перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции – всё это является проявлением положительной мотивации.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный (1 год, 2014-2015 учебный год):
•анализ фактического уровня сформированности отношения к вредным привычкам;
•изучение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания школьников;
•разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся.
2 этап - апробационный (2 года, 2015-2016, 2016-2017 учебные года):
•внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания;
•систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год, 2017-2018 учебный год):
•сбор и анализ результатов;
•коррекция дальнейшей деятельности.
Каждому участнику образовательного процесса необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности ученика:
• физически, нравственно, духовно здоровая личность;
• образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума;
• осознающая необходимость в здоровом образе жизни как условии благополучного существования человека;
• способная к организации своей жизнедеятельности;
• проявляющая стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности;
• имеющая устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями;
• умеющая осуществлять самоконтроль, личностное саморазвитие;
• творчески продуктивная.
Целевые показатели долгосрочной целевой программы
№ п/п Наименование показателей эффективности Единица измерения Базовый показатель
2013 года Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренные программой
2014-2015 2015-2017 2017-2018
1. Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН и КДНиЗПЧел. 6 5 4 3
2. Доля учащихся, употребляющих табачные изделия % 1 1 1 3. Доля учащихся, употребляющих алкогольные напитки % 21 18 14 10
4. Доля учащихся, вовлеченных во внеурочную досуговую деятельность % 72 75 80 85
5. Доля родителей, охваченных профилактическим просвещением % 96 94 95 96
Раздел 3. Система программных мероприятий
с учетом целевых аудиторий.
Наименование этапа
Содержание этапа Виды деятельности
1 этап – подготовительный
2014-2015 учебный год
- Запуск проекта «Звёздочка размышлений»
Задания для учащихся
1-11 классов
и их родителей.
- «Звёздочка размышлений»
задания для педагогического коллектива школы.
- Анализ фактического уровня сформированности отношения к вредным привычкам
- Выявление интересов, потребностей детей, родителей. Занятость в кружках.
- Изучение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания школьников
- Разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни учащихся, учитывая 4 направления, изложенные выше.
- Принцип единства с семьей - главный принцип программы.
- Создание школьного стенда «Искусство жить!»
- Создание классных стендов «Уголок здоровья» 1. Сочинения на тему: Что нужно мне для счастья? Что значит быть счастливым?
2. Коллективная работа от класса: «Звездочка счастья», ранжирование.
3. Конкурс сочинений о ЗОЖ. Что же думают наши дети о здоровье? На какую ступеньку на лесенке счастья они бы поставили ЗОЖ?
Сроки: сентябрь, октябрь 2014г.
Итоги публикуются в школьной газете «Центральный квартал».
4. Конкурс роликов: «Жизнь прекрасна!»
Сроки: ноябрь, декабрь 2014 г. Показ роликов по школьному телевидению.
5. Конкурс рисунков и плакатов «Мы – за ЗОЖ!»
6. Анкета для родителей «ЗОЖ» (30 вопросов, заставляющих задуматься о ЗОЖ).
Сроки: январь, февраль 2015 г.
7. Конкурс агитбригад по ЗОЖ.
Сроки: март, апрель 2015 г.
Итоги публикуются в школьной газете «Центральный квартал».
- Подбор и составление тестов, проведение анкетирования, соц. опросов, составление аналитических справок по итогам.
- Проведение классных часов по ознакомлению детей с ЗОЖ.
- Работа видео лектория «Мы за здоровый образ жизни».
- Составление «Паспорта интересов» классов, образовательного учреждения.
- Организация мониторинга. Аукцион идей.
- Отработка программ когнитивного развития, личностных ресурсов учащихся.
- Классные собрания для родителей «ЗОЖ в семье», создание рекомендаций, информационных писем или буклетов для родителей
Сроки: сентябрь 2014г. – май 2015 г.
2 этап – апробационный2015-2016, 2016-2017 уч. года
Реализация программы
«Искусство жить!»
- Внедрение форм и методов здоровьесберегающих образовательных технологий обучения и воспитания
- Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде здорового образа жизни.
- Воплощение программы в конкретных видах деятельности детей, родителей и учителей, интеграции в социум. Реализация Программы совместно с психологом, социальным педагогом, администрацией, педагогическим и ученическим коллективами Центра:
- развитие высокофункционального поведения и формирования социализации подростков
- проведение запланированных мероприятий, акций, встреч в соответствии с Планом мероприятий по реализации программы.
3 этап - контрольно-обобщающий
2017-2018 учебный год
- Анализ осуществления основных этапов Программы, отслеживание результатов по итогам приоритетных направлений
- Обобщение опыта профилактической работы
- Коррекция дальнейшей деятельности. - Отслеживание результатов и корректировка запланированных мероприятий по мере необходимости
- Опыт внедрения системы многоуровневых дифференцированных профилактических программ
- Анализ и оценка эффективности, результативности Программы по профилактике социально
негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни
Раздел 4. Методическое и нормативно-правовое обеспечение.
Программа построена на основе государственных нормативных документов:
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзор
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Приоритетный национальный проект «Образование»
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
При разработке программы были изучены, проанализированы и учтены следующие факторы:
- опыт работы образовательных учреждений, в т. ч. МБОУ СОШ «Центр образования» в данном направлении в предыдущие годы;
- данные социологических исследований и мониторинг правонарушений среди несовершеннолетних города Волгодонска;
- социально-экономическая и социально-педагогическая ситуация в современном обществе, стране, области, городе, микрорайоне;
- возможности образовательного учреждения (научно-методические, кадровые, материально-технические) для осуществления профилактической работы как составной части учебно-воспитательной работы школы.
Раздел 5. Механизм реализации программы, включая организацию управления программой и контроль за ходом ее реализации
Для успешной реализации Программы «Искусство жить!» предполагается проводить ее в общем контексте развития школы. Комплексная реализация содержания программы осуществляется на трех организационных уровнях:
1.Уровень организованного детского коллектива.
Программа на данном уровне включает следующие компоненты:
образование в области здоровья;
физическое воспитание;
школьная медицинская и психологическая служба;
служба питания;
социальная служба;
формирование здоровой среды школы;
вовлечение родителей и общественности.
2.Уровень педагогического коллектива.
Программа на данном уровне включает:
создание Службы здоровья;
информационная поддержка;
- методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса в аспекте здоровьесбережения;
3.Уровень администрации.
Программа на данном уровне подразумевает:
экспертную помощь (привлечение высококвалифицированных специалистов);
подготовку нормативных актов с ориентацией на повышении уровня здоровья детей и педагогов;
создание школьной Службы здоровья.
Организация контроля за выполнением программы: администрация школы. Служба здоровья. Совет школы, органы ученического самоуправления.
Раздел 6. Оценка эффективности реализации программы.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха;
отработать организационную модель проведения уроков и внеурочных занятий и мероприятий на основе данных мониторинга здоровья детей;
повысить уровень физического, психического и социального здоровья обучающихся;
уменьшить количеств поведенческих рисков, опасных для здоровья;
повысить уровень лечебной и профилактической работы;
приобрести новые знания, умения и навыки в области содержания понятий «физическая культура» и «культура здоровья»;
сформировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы:
- увеличение численности детей, привлеченных к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом;
- укрепление здоровья, содействие гармоническому и физическому развитию;- сознательное применение физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;- воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
- уменьшение случаев появления нарушения осанки;
- уменьшение числа курящих школьников;
- профилактика алкоголизма и наркомании;
- соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских, норм в образовательном учреждении;
- активизация деятельности образовательного учреждения по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни;
- формирование здорового образа жизни в семье.