Открытый урок по ОПК Православное учение о человеке
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русятинская основная общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 4 классе
по программе
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль
«Основы православной культуры»
Подготовила: учитель предмета «Основы православной культуры»
Молчанова Наталья Сергеевна
Русятино, 2016 год
«Основы православной культуры»
Урок №9: «Православное учение о человеке»
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
Ход урока.
I. Организационный момент (психологический настрой). Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно уже прохлада дышит,
Нам здесь уютно: ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Учитель: Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправляемся в мир православной культуры. Тема нашего урока «Православное учение о человеке».
Начинается наш урок с тайны, которую вам предстоит раскрыть.
Послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Чудный домик».
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
- Ребята, как вы думаете, о каком домике шла речь в рассказе? (В рассказе говорилось о теле человека)
- Что же за неугомонный эконом есть в этом доме? (Это – сердце человека.)
- Что такое обширная зала? (Это – лёгкие человека.)
- А о каких двух окошечках шла речь? (Это – глаза человека.)
Тело, организм человек принадлежит к земному миру.
- Кто же хозяйка домика? (Хозяйка домика – это душа человека.)
Именно душа делает человека человеком. Душа принадлежит к духовному миру.
Итак, разрешите вас познакомить.
Есть – ты. Есть - твое тело. Есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.
А сейчас мы узнаем, как живёт мальчик Максим
Сценка «Максим с котёнком» (детские руки гладили котенка, которого Максим только что на глазах у всех спас от собаки)
- А тебе не страшно было?
- Поначалу было
- А потом?
- А потом я кое-что вспомнил
- Вспомнил? Что? О чем? Кого? - наперебой загалдели друзья.
- Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали. Быстрее всех на новое слово отозвалась Олеся:
- Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Максима. Но затем он стал серьезным:
- В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог
Максим снова растерялся. А потом тихо сказал:
- Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно чувствую что-то доброе чувствую как Бог рядом со мной.
Учитель. - Дети, что помогло мальчику защитить котёнка? (Мальчик верит в Бога)
- Мог ли Максим сам пострадать? (Он мог сам пострадать от собаки, но не задумываясь защитил беззащитного котёнка)
- Как вы оцениваете поступок Максима? (совершил добрый поступок)
- А какая же душа у него? (У мальчика - чистая, добрая, с состраданием душа)
Учитель. Так, что же это такое человеческая душа? Поможет нам разобраться - учебник.
III. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
Откройте учебник на странице 45. Найдите 9 урок. Вы уже знакомы с материалом учебника. И сейчас вам надо найти ответы на вопросы.
- Как в православии связаны размышления о человеке и размышления о Боге?
Ученики. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге.
- Давайте узнаем как связаны Бог и человек, выполнив задание. На столе у вас лежат листочки.
Работать вы будете в парах, помогая друг другу.
- Вспомните свойства Божии и запишите их на лучиках. Приступайте к работе. Я вижу вы уже справились. Какие свойства Божии вы записали на лучиках? - Любящий, Верящий, Понимающий, Прощающий, Добрый, Всемогущий. (Учитель вывешивает на доске лучики на солнышке.)
Чтобы понять как человек связан с Богом, соедините лучики и лепестки ромашки. И напишите на лепестках: Какие свойства Божии должен воспитывать в себе человек?
(Учитель вывешивает на доске лепестки ромашки.) -Что вы ещё заметили, выполняя это задание?
- Цветок не может расти без солнышка, без его тепла и света. Так и человек не может жить без Бога.
Обобщая ваши ответы, мы можем сказать, что человек создан по образу Божию, но стать подобным ему ещё предстоит. А для этого надо знать и соблюдать Заповеди Божьи.
«Нагорная проповедь».
-Христиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для человека любого времени.
Эти слова Христос сказал в проповеди, которая называется Нагорной. Он произнёс её с небольшой горы.
Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они то потом и записали эту проповедь в Евангелии.
Давайте и мы послушаем отрывок из Нагорной проповеди (включить запись)
Ребята запомните Заповеди Иисуса Христа и пусть они помогут вам в вашей жизни.
А мы продолжаем работу по учебнику.
- Какие отличия были подарены человеку Богом?
Ученики. Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется внутренний мир человека или «образ Бога в человеке».
Учитель. Образ Божий в человеке таится в силах и свойствах его души. Благодаря этому образу человек творит пишет стихи, сочиняет музыку, строит храмы, создаёт замечательные картины
Творение человека – это сначала созидание умом, научно или художественно. А затем уже воплощение на деле. Одна из сфер творчества человека – это искусство. Давайте познакомимся с ним.
Образы и символы религиозного характера буквально пронизывают всю культуру русского народа.
Произведения художников содержат идеи христианства и украшают лучшие музеи нашей страны, либо восхищают прихожан русских храмов замечательной росписью внутренних стен и сводов.
Как оживающий мир природы весной наполнен живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души людей.
Белые церкви плывут в бесконечности О кладенцы, неземной чистоты!
Непокорённые граждане вечности Белые церкви – святые кресты!
Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают людей в храме, где всё напоминает о духовном, высоком, о вечном, о душе
- Так что же такое душа и какое удивительное свойство есть у души? Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. И добрее стал тот, кому помогли. И добрее стал весь мир.
Учитель. Да в чистом сердце царит любовь, и оно творит добрые дела.
Много людей на нашей планете занимаются благотворительностью, то есть творят благо, спешат на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Послушайте стихотворение И.Северянина «Жалейте каждого больного».
Жалейте каждого больного Всем сердцем, всей свой душой,
И не считайте за чужого, Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека, Как к доброй матери-дитя
Пусть в человеке человека Увидит, сердцем к вам летя.
И, обнадёжив безнадёжность, Всё возлюбя и всё простив,
Такую проявите нежность, Чтоб умирающий стал жив!
И будет радостна вам снова Вся эта грустная земля
Жалейте каждого больного, Ему сочувственно внемля.
Когда ты помог человеку, ты умножил количество добра в мире. Но человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Но, к сожалению в своей жизни люди совершают не только хорошие поступки.
В человеке как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.
Стихотворение В.А. Смирнова «Ангелы».
Ангел Света неба житель От печали и невзгод В Царство Божие, хранитель, С детства каждого ведёт.
(На слайде появляется изображение Ангела Света)
Ангел тьмы желает мщенья Бог низверг с Небес его. Бьются ангелы с рожденья Из-за сердца твоего.
(На слайде появляется изображение Ангела тьмы)
Послушайте стихотворение Л. Л. Серафимовой «Какой я?»
На кого я похож? Что несу я в себе? Я подумать решил о добре и о зле...
Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:
Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...
В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.
Извиняться уж не было времени:
Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал
Рыжий пёсик без рода, без племени.
Друг списать мне не дал! Я смиряться не стал:
«Ты не друг мне», сказал. Взял тетрадь и списал.
Но обиделся он. Был ли я огорчён? Посмотрел я в окно и забыл про него.
Вот звонок прозвенел. Я во двор полетел. Там ребята играли в футбол.
Я в команду к ним встал. Все мячи отбивал... Но звонка не слыхал на урок.
С опозданием в класс, как ракета влетел. «Дай дневник! И садись!» Спорить я захотел.
И дневник я не дал. «Позабыл», я сказал. И был послан за ним я домой.
День сегодня плохой! Честно я признаю. На душе как-то, вот, неспокойно...
Я подумать решил о добре и о зле И услышал в ответ..
Учитель. «Зло в тебе, коль душе твоей больно!».
Учитель: Ребята мы попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя и чему-то научиться.
Для этого мы должны разгадать кроссворд.
IV. Кроссворд (психологическая загадка).
Как можно назвать одним словом?
1) Чувство сильного смущения, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2) Чувство, испытавшие прохожие и друг, которых он несправедливо огорчил.
3) Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4) Недоброе чувство, мысль или дело.
5) Изменение оценки, которую мальчик дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7) Состояние полной, высшей радости.
- Ребята, мы видим ключевое слово кроссворда – совесть.
- Так отчего стало неспокойно и больно душе мальчика? (Его мучила совесть.)
- Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души? (Стыд, раскаяние.)
- Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев? (Радость, счастье.)
- Что является лекарством, исцеляющим душу? (Совесть, раскаяние.)
-Что такое СОВЕСТЬ? (Совесть - это голос Божий, который говорит нам, что хорошо, а что плохо.)
Когда человека терзает совесть, даже любимое занятие не отвлекает его от тяжелых раздумий.
-Ребята, с кем мальчик мог поделиться своими печалями и тревогами? (Ответы детей.)
А ещё каждый человек может пойти в храм.
Как дерево может Укрыть от дождя,
Так храм защищает Пришедший народ
От жизненных бурь И душевных невзгод!
В православии плохой поступок, зло, называется грехом.
Чтобы принести покаяние в содеянных грехах и очистить свою совесть, православные приходят на исповедь, которая совершается в храме.
Но прежде чем идти на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.
- Вот что называем спасение души. Это очищение от грехов, зла.
Учитель. Чаще прислушивайтесь, к чему призывает колокольчик вашей совести, чтобы не попасть в сети зла. А я постараюсь объяснить на пальцах.
V. Тренинг «Как не попасть в сети зла?»
Поднимите руку. Вот пять пальцев.
С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.
А дальше все быстро - стремительное падение человека. Это – четвёртый пальчик.
Зло стало управлять человеком. Это – пятый пальчик.
И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак)
Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце)
Давайте попробуем построить надёжный щит против зла для людей на планете Земля. А сделаем это с помощью своих ладошек.
Какой надежный щит поставить на пути зла? (Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).
Вот какой надёжный щит у нас с вами получился. Молодцы, ребята.
Учитель: Помните, человек – это своего рода духовный сосуд. И чем будет наполнен этот сосуд- добром или злом - зависит только от воли самого человека.
Я думаю вы уже готовы, сделать следующий шаг, попробовать исправить ошибки за свои поступки, мысли, слова?
Задание: У каждого на столе лежит необычное сердце: с одной стороны оно розовое, а с другой - серое. На серой стороне запиши грех (зло), который ты совершил, скажем, вчера и сегодня, а на розовой стороне - то, как следует поступить по совести. (Задание выполняется под песню «Дорога добра».
Ребята, у кого есть сердечко, предназначенное одноклассникам, подойдите и отдайте его.
Остальные сердечки вручите тому, кому они предназначены. Вот увидите, вас обязательно простят.
VI. Итог урока.
Учитель: А я хочу подарить каждому из вас фигурку бумажного ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам о нашем сегодняшнем уроке и будет оберегать вас.
В жизни много есть горя и зла, Есть соблазна коварные сети И раскаянья жгучего мгла.
Всё же вы не слабейте душою, Как придёт испытаний пора
Человечество живо одною Круговою порукой добра!
Где бы сердце вам жить ни велело: В шумном свете иль в сельской тиши
Расточайте без счёта и смело Вы сокровища вашей души!
Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой.
(Учитель берет детей за руки, и все вместе образуют круг добра)
Человечество всё же богато Лишь порукой добра круговой!
Дети, вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она, как солнышко, озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость, внимание.
15