Статья ретро новации Давайте же беречь!
Ретроновации в моей педагогической практике «Давайте же беречь»
Как далеко мы ушли по пути технического процесса, и как низко пали о нравственном и духовном. Как это скажется на том, что окружает нас? Загрязненная атмосфера, кислотные дожди, высохшие реки, моря, вымирающие животные, и, конечно же, катаклизмы: землетрясения, наводнения, ураганы, снегопады, которые не может предсказать метеорологическая служба.А в обществе людей агрессия – смешение представлений о прекрасном.
Кто же виноват? Человек. Кто за все расплачивается? Человек. Круг замкнулся, и чтобы разомкнуть его, начать нужно с обращения к человеку, к его нравственной духовной сути.
Центр моей педагогической концепции – формирование бережного отношения к миру природы, к сохранению культурных ценностей, которые стали достоянием нации народа.
Чувствую, как важно сохранить для детей, то лучшее, что поможет выжить миру и человечеству, как важно передать то, что поможет сохранить человечество.
Можно детям рассказать о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, я вижу смысл пребывания на земле в любви ко всему видимому и невидимому.
Беречь хоть в меру сил – Природу
Родную речь
Родную культуру.
Эти задачи решаю каждый день, на каждом своем занятии, каждым словом, обращенным детям. Работа велась всегда, но сейчас ей стали уделять все больше внимания. Появилось множество программ по экологии, и очень хорошо, что эти веяния не обошли и дошкольные учреждения.
В нашем детском саду ведется большая работа по экологическому воспитанию. В подготовительной группе мы работаем по программе «Балбобек», в которой есть раздел – «экологическое воспитание», который включает в себя реалистическое представление природных предметов и явлений.
В моей группе находится центр «Мудрая сова» там ребенок может познакомиться с животным миром, со средой обитания разных животных. А так же получить ответы на многие вопросы: Почему желтеют листья? Что звери делают зимой? О круговороте воды и.т.д.
Дети в течение года следят за сезонными изменениями в природе, учатся анализировать причины тех или иных природных изменениях.
В этом же уголке ведут календарь наблюдений природы, где фиксируют изменения природной среды. Результаты наблюдений отражают в рисунках. В дальнейшем рисунки помогают во время итоговых бесед, вспомнить весь ход наблюдений и сделать вывод. Экологическое воспитание проходит во всех видах деятельности. На занятиях по грамоте слушаем голоса птиц, дети проговаривают их, поют их песенки, в дальнейшем обозначаем их буквами. Разговариваем с солнышком на занятиях по валеологии, делимся с ним своими секретами. На занятиях по развитию речи составляем рассказы на тему: «Что бы я сделал, если был бы царем зверей», «Войди в лес другом»
Следующее направление, которое я считаю, наиболее важное – «экология речевого общения» Люди разучились общаться, в том числе и дети дошкольники. С ними мало читают книг, больше времени ребенок проводит у экранов телевизора, компьютера. Поэтому стараюсь чаще быть в кругу детей, обращаю их внимание на все, что происходит вокруг. Темы наших бесед разные, но каждая тема дарит ребенку тепло, эмоционально –положительный настрой. Цель «Научить культуре общения» - ставлю в каждодневной своей педагогической деятельности.
Еще одно направление по реализации моей педагогической концепции изходит из старой, отечественной идеи, о воспитании и уважении к культуре.
Изучение народных традиций, обычаев, обрядов. Знакомство с бытом и культурой казахского народа. Воспитание любви и гордости за свою страну, свой народ.
Произошло расширение основного значения слова «Экология» - и теперь много говорим об экологии отношений, экологии души.
Может быть, поэтому часто приходится слышать «Дети сейчас другие»
Нет, дети такие же, «как пять, десять лет назад», изменились мы взрослые, может быть нам надо восстановить экологические связи не только в природе, но и между миром взрослых и миром детей.