Рабочая программа по математике 5 класс Мерзляк на 2016-17 уч.год -3 раздела
Ростовская область, Багаевский район, п. Садовый.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская основная общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
на заседании МО
__________
Самохвалова Г.Ф.
Пр. № _ «__»__ 2016 г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
__________
Бречалова И.В
.«___»______2016 г. «Утверждено»
директор школы
__________
Щебуняева Т.Д.
«___»____2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Уровень общего образования (класс) основное общее 5 класс
Количество часов 175
Учитель Вербина Галина Васильевна
Программа разработана на основе:
авторской программы «Математика: программы : 5–9 классы» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский,
М.С. Якир, Е.В. Буцко . М. : Вентана-Граф.
2016-2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления и основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Наглядная геометрия
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры, линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять развёртки для выполнения практических расчетов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА
Натуральные числа
• Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
• Координатный луч.
• Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
• Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
• Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
• Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
• Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
• Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
• Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
• Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
• Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
• Числовые выражения. Значение числового выражения.
• Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
• Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
• Представление данных в виде таблиц, графиков.
• Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
• Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин
• Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
• Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
• Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников.
• Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
• Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб. Примеры развёрток многогранников. Понятие и свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси.
№ п/пРазделы программы Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Натуральные числа
Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур.
Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.
Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки.
Участие в мини проектной деятельности «История счета», «Появление нуля».
2 Сложение и вычитание натуральных чисел Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию
задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.
С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника.
Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.
Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии. Участие в мини проектной деятельности сказка «В царстве геометрических фигур »
3 Умножение и деление натуральных чисел Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий.
Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа.
Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы площади через другие.
Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.
Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы объёма через другие.
Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов.
Участие в мини проектной деятельности «Модель многогранников»
4 Обыкновенные дроби Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.
Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби.
Участие в мини проектной деятельности «Обыкновенные дроби. Исторический экскурс».
5 Десятичные дроби Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробями.
Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам.
Участие в мини проектной деятельности «Прогнозирование четвертной и годовой отметки».
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (ребенку дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(в строгом соответствии с авторской программой)
Номер параграфа Номер урока Тема урока Количество часов
Глава 1. Натуральные числа (20 ч.)
1 1 -2 Ряд натуральных чисел 2
2 3-5 Цифры. Десятичная запись натуральных чисел 3
3 6-9 Отрезок. Длина отрезка 4
4 10-12 Плоскость. Прямая. Луч 3
5 13- 15 Шкала. Координатный луч 3
6 16-18 Сравнение натуральных чисел 3
19 Повторение и систематизация учебного материала 1
20 Контрольная работа № 1 1
Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (33 ч)
7 21 -24 Сложение натуральных чисел. Свойства сложения 4
8 25-29 Вычитание натуральных чисел 5
9 30-32 Числовые и буквенные выражения. Формулы 3
33 Контрольная работа № 2 1
10 34-36 Уравнение 3
11 37-38 Угол. Обозначение углов 2
12 39-43 Виды углов. Измерение углов 5
13 44-45 Многоугольники. Равные фигуры 2
14 46-48 Треугольник и его виды 3
15 49-51 Прямоугольник. Ось симметрии фигуры 3
52 Повторение и систематизация учебного материала 1
53 Контрольная работа № 3 1
Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел ( 37 ч)
16 54-57 Умножение. Переместительное свойство умножения 4
17 58-60 Сочетательное и распределительное свойства умножения 3
18 61 -67 Деление 7
19 68-70 Деление с остатком 3
20 71 -72 Степень числа 2
73 Контрольная работа № 4 1
21 74-77 Площадь. Площадь прямоугольника 4
22 78-80 Прямоугольный параллелепипед. Пирамида 3
23 81 -84 Объем прямоугольного параллелепипеда 4
24 85 -87 Комбинаторные задачи 3
88-89 Повторение и систематизация учебного материала 2
90 Контрольная работа № 5 1
Глава 4. Обыкновенные дроби ( 18 ч)
25 91 -95 Понятие обыкновенной дроби 5
26 96-98 Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей 3
27 99- 100 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями 2
28 101 Дроби и деление натуральных чисел 1
29 102-106 Смешанные числа 5
107 Повторение и систематизация учебного материала 1
108 Контрольная работа № 6 1
Глава 5. Десятичные дроби (48 ч)
30 109-112 Представление о десятичных дробях 4
31 113- 115 Сравнение десятичных дробей 3
32 116-118 Округление чисел. Прикидки 3
33 119-124 Сложение и вычитание десятичных дробей 6
125 Контрольная работа № 7 1
34 126- 132 Умножение десятичных дробей 7
35 133- 141 Деление десятичных дробей 9
142 Контрольная работа № 8 1
36 143 -145 Среднее арифметическое. Среднее значение величины 3
37 146- 149 Проценты. Нахождения процентов от числа 4
38 150- 153 Нахождение числа по его процентам 4
154- 155 Повторение и систематизация учебного материала 2
156 Контрольная работа № 9 1
Повторение и систематизация учебного материала (19 ч)
157- 169 Повторение и систематизация учебного материала за курс математики 5 класса 18
175 Итоговая контрольная работа 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА-5 КЛАСС
Номер урока Тема урока Д.З. Дата
план факт
Ряд натуральных чисел Ряд натуральных чисел Цифры. Десятичная запись натуральных чисел Цифры. Десятичная запись натуральных чисел Цифры. Десятичная запись натуральных чисел Отрезок. Длина отрезка Отрезок. Длина отрезка Отрезок. Длина отрезка Отрезок. Длина отрезка Плоскость. Прямая. Луч Плоскость. Прямая. Луч Плоскость. Прямая. Луч Шкала. Координатный луч Шкала. Координатный луч Шкала. Координатный луч Сравнение натуральных чисел Сравнение натуральных чисел Сравнение натуральных чисел Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа № 1 Сложение натуральных чисел. Свойства сложения Сложение натуральных чисел. Свойства сложения Сложение натуральных чисел. Свойства сложения Сложение натуральных чисел. Свойства сложения Вычитание натуральных чисел Вычитание натуральных чисел Вычитание натуральных чисел Вычитание натуральных чисел Вычитание натуральных чисел Числовые и буквенные выражения. Формулы Числовые и буквенные выражения. Формулы Числовые и буквенные выражения. Формулы Контрольная работа № 2 Уравнение Уравнение Уравнение Угол. Обозначение углов Угол. Обозначение углов Виды углов. Измерение углов Виды углов. Измерение углов Виды углов. Измерение углов Виды углов. Измерение углов Виды углов. Измерение углов Многоугольники. Равные фигуры Многоугольники. Равные фигуры Треугольник и его виды Треугольник и его виды Треугольник и его виды Прямоугольник. Ось симметрии фигуры Прямоугольник. Ось симметрии фигуры Прямоугольник. Ось симметрии фигуры Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа № 3 Умножение. Переместительное свойство умножения Умножение. Переместительное свойство умножения Умножение. Переместительное свойство умножения Умножение. Переместительное свойство умножения Сочетательное и распределительное свойства умножения Сочетательное и распределительное свойства умножения Сочетательное и распределительное свойства умножения Деление Деление Деление Деление Деление Деление Деление Деление с остатком Деление с остатком Деление с остатком Степень числа Степень числа Контрольная работа № 4 Площадь. Площадь прямоугольника Площадь. Площадь прямоугольника Площадь. Площадь прямоугольника Площадь. Площадь прямоугольника Прямоугольный параллелепипед. Пирамида Прямоугольный параллелепипед. Пирамида Прямоугольный параллелепипед. Пирамида Объем прямоугольного параллелепипеда Объем прямоугольного параллелепипеда Объем прямоугольного параллелепипеда Объем прямоугольного параллелепипеда Комбинаторные задачи Комбинаторные задачи Комбинаторные задачи Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа № 5 Понятие обыкновенной дроби Понятие обыкновенной дроби Понятие обыкновенной дроби Понятие обыкновенной дроби Понятие обыкновенной дроби Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Дроби и деление натуральных чисел Смешанные числа Смешанные числа Смешанные числа Смешанные числа Смешанные числа Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа № 6 Представление о десятичных дробях Представление о десятичных дробях Представление о десятичных дробях Представление о десятичных дробях Сравнение десятичных дробей Сравнение десятичных дробей Сравнение десятичных дробей Округление чисел. Прикидки Округление чисел. Прикидки Округление чисел. Прикидки Сложение и вычитание десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Контрольная работа № 7 Умножение десятичных дробей Умножение десятичных дробей Умножение десятичных дробей Умножение десятичных дробей Умножение десятичных дробей Умножение десятичных дробей Умножение десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Деление десятичных дробей Контрольная работа № 8 Среднее арифметическое. Среднее значение величины Среднее арифметическое. Среднее значение величины Среднее арифметическое. Среднее значение величины Проценты. Нахождения процентов от числа Проценты. Нахождения процентов от числа Проценты. Нахождения процентов от числа Проценты. Нахождения процентов от числа Нахождение числа по его процентам Нахождение числа по его процентам Нахождение числа по его процентам Нахождение числа по его процентам Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Контрольная работа № 9 Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Повторение и систематизация учебного материала Итоговая контрольная работа