Проектная деятельность на уроках русскго языка и литературы


Здравствуйте дорогие коллеги, уважаемое жюри! Очень приятно, что наша встреча проходит в преддверии праздника Нового года. Ведь Новый год всегда ассоциируется с подарками, сюрпризами и конечно же исполнением желаний . В новогоднюю ночь под бой курантов мы устремляем свой взгляд к небу и из тысячи звездных россыпей выбираем одну, самую яркую звезду и загадываем желание. Сегодня я тоже хочу подарить вам волшебные звёзды. И пусть они, украшая ваши новогодние ёлочки, непременно исполнят заветные желания. И принесут в ваш дом любовь, здоровье, радость.(дарю звёзды)
А ещё мне бы хотелось пожелать всем коллегам в зале, чтобы вы в своём педагогическом нелёгком труде зажигали как можно больше звёздочек в лице ваших учеников.
Ведь «ученик- это яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.» Каждый выпускник современной школы получает не только знаниями по учебным предметам, но также обладает богатыми духовно-нравственными качествами, которые воспитала в них школа.
Ведь Главная цель образования школы: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
А «нравственность подростков - это зеркало нравственности мира взрослых».
В 90 годы 20-го века произошли изменения общественных отношений в нашей стране, которые были связаны с эпохой перестройки. К сожалению, эти изменения повлекли за собой сложные духовные проблемы, выразившиеся в обесценивании многих жизненных ценностей. Потребительский образ жизни и стремление к накоплению земных материальных благ, падение нравственности и бездуховность—вот результат такого воспитания.
Именно поэтому сейчас образованию отводится ключевая роль
в духовно-нравственной консолидации российского общества
В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации. Эта концепция способствует формованию системы важных жизненных ценностей: патриотизма, социальной солидарности,
семейных отношений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В школах разработаны программы по духовно-нравственному воспитанию детей, которые способны воспитать выпускника школы, имеющего чувство ответственности, готового принимать решения, способного к сотрудничеству, предприимчивого, высоконравственного.
И чтобы воспитать такую личность, школа в тесном взаимодействии с социальными институтами- семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями -обеспечивают условия для духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся.
В нашей школе разработана Программа гражданско-патриотического самоопределения школьника «Здоровый гражданин – активный строитель здорового общества»
И я, являясь классным руководителем, стараюсь участвовать вместе с моими учениками во всех воспитательных мероприятиях школы.
Приоритетными направлениями воспитательной работы школы являются:
Гражданско – правовое образование и воспитание, Духовно-нравственное, Экологическое и трудовое, Спортивно-оздоровительное и Художественно-эстетическое воспитание.
В рамках программы «Духовно-нравственное обогащение личности школьника» мой класс посещает районный музей, участвует в концертах, посвящённых Дню защитника Отечества, на параде Победы принимают участие праздничном шествии «Бессмертного полка», поздравляют участников Великой Отечественной Войны с праздниками. Особенно ценными в становлении духовного воспитания учеников являются встречи с участниками ВОВ. Их рассказы-воспоминания о военных годах несут особенную воспитательную функцию. Ребята с увлеченно слушают рассказы о подвигах наших земляков.
Мой класс активно участвует во всех конкурсах, акциях, мероприятиях. И конечно же роль каждого приоритетного направления воспитательной работы школы очень велика. Она способствует развитию духовно-развитой личности.
Но моё призвание учить наукам тонким и душевным.
Являясь учителем русского языка и литературы, я осознаю, что мои учебные предметы, как никакие другие, способствуют становлению и развитию духовно-нравственных качеств обучающихся. Именно поэтому уже 3 года я работаю над методической темой:
«Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Потенциал современного школьника меняется в связи с развитием информационных технологий и требует привлечения новых методов и приемов в образовательном процессе. Главным путеводителем в этой деятельности является учитель, который должен соответствовать современным требованиям и внедрять новые технологии.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный деятельности в его развивающемся состоянии.
Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К ним и относится технология проектного обучения, которую я активно применяю на своих уроках. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы. Существуют определённые этапы работы над проектом: это погружение в проект, планирование, поиск информации, презентация проекта и рефлексия, где ученики могут сами оценить свою работу.
Методику проектного обучения в своей работе применяют, как и я, многие учителя, но я стараюсь находить и внедрять новые методы и подходы для активизации познавательной активности учащихся.
Например, на уроке русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи» учащиеся создавали лингвистическую газету. Работая над разными рубриками, ребята поэтапно выполняли задания исследовательского характера. Ученики, работая в группах, создавали тексты по иллюстрации картины, применяя определенные части речи. Результатом их работы стали мини-сочинения, которые и вошли в одну из основных рубрик. На данном уроке продуктом технологии проектного обучения стала лингвистическая газета.
Постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство, я стараюсь изучать и внедрять новые методы. Некоторые из них я узнала на последних курсах повышения квалификации и хочу вас с ними познакомить.
Клоуз-тексты – это метод технологии проектного обучения, который содержит текст с пропущенными ключевыми словами или фразами. Этот метод был разработан американским ученым Тейлором. Используется на уроках русского языка и литературы в качестве приема контроля.
Например, на уроке литературы в 6 классе при обобщении темы «Знатоки басен И.А.Крылова» ребята выполняли задания клоуз-текста. Я предлагаю вам сейчас поучаствовать в выполнении этого задания……………………………..
Также современным методом проектной технологии является метод «Цветка-Блума».
Данный метод содержит понятие «Тонких»( простых) и «Толстых» (сложных) вопросов по теме учебного предмета. Этот работа проводится при проверке усвоения материала на уроке. Метод « Цветка Блума» очень важен, так как позволяет детям самостоятельно определять уровень понимания темы. Ученики дают самооценку своим знаниям.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.
Сложные вопросы – вопросы, которые направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов; на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Например, на уроке литературы в 8 классе по теме «Мотивы лирика Сергея Есенина». На заключительном этапе урока вывод был подведён с помощью метода «Цветка Блума». На доске был изображён цветок, лепестки которого окрашены в зелёный и синий цвет. Вопросы, содержащиеся под лепестками были разноуровневыми. Синие лепестки содержали простые( тонкие)вопросы, а зелёные –сложные (толстые). Ученик, выбирая лепесток, сразу мог оценить свои знания. А учитель делает вывод, насколько эта тема усвоена обучающимися.

Следующий метод ,который я активно применяю на своих уроках, это метод исследования. В основе учебного исследования - проблема, для решения которой необходимо:
искать и анализировать информацию,
находить способы решения проблемы,
анализировать результаты решения,
корректировать свою исследовательскую деятельность.
Ценность этих методов состоит в том, что их мы можем использовать и на других учебных предметах. Ведь главная цель современного учителя научить учиться. Используя системно деятельностный подход мы развиваем универсальные учебные действия. Через ценностные ориентиры, формирование гражданской идентичности происходит развитие личности каждого ребенка. В этом и заключается смысл метапредметности. Для внедрения этих методов не требуется сверхсложных информационных технологий, они реализуется простыми средствами.
Конечно и проведение традиционных недель русского языка и литературы, и библиотечные уроки, и поездки – экскурсии в чеховские и шолоховские места имеют огромное воспитательное значение. Но изо дня в день, на уроках русского языка и литературы с помощью технологий проектного обучения я стараюсь воспитать в учениках истинные жизненные ценности. И эта кропотливая, сложная педагогическая работа постепенно приносит свои плоды.
Так Певцов Олег стал победителем районного и областного конкурса « Урок письма» в номинации « Письмо моей семье» , Никитина Ирина стала призёром районного конкурса «Урока письма» в номинации « Меня беспокоит…», А в ноябре Васильченко Анастасия стала победителем муниципального этапа всероссийского конкурса сочинений «Славен Дон». Её работа отправлена на региональный этап конкурса.
Хочу отметить, что все эти сочинения нравственного характера, это значит, что каждый из них является патриотом своей Родины.
И это далеко не весь список учеников, которые стали яркими звёздочками. Мои ученики занимают призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровне в очных и заочных олимпиадах и конкурсах.
Чтобы «шагать в ногу со временем» быть современным учителем я постоянно занимаюсь самообразованием. Выступаю с докладами на школьных методических объединениях, педагогических советах, даю открытые уроки на школьном и муниципальном уровне.
Распространяю свой педагогический опыт в сети интернет. Имею сайты на прошколу ру, педсовете, начпортале, инфоуроке. Постоянно распространяю новые публикации разработок уроков и мероприятий на разных образовательных сайтах. Мне очень приятно, что 4-ро моих выпускников выбрали профессию учителя русского языка и литературы. Я тоже когда –то, восхищаясь уроками своего учителя Лидии Петровны Жарковой , решила для себя , что непременно стану учителем –словесником, и сегодня не жалею о своём выборе профессии. Так судьба сложилась, что я продолжаю династию учительской семьи. И вместе со своим мужем занимаюсь воспитанием учеников. Только я сею разумное духовно-нравственном развитии учащихся. А муж на уроках физической культуры развивает учеников физически. Как говорится, «в здоровом теле-здоровый дух».
Ведь главная задача всех учителей
зажечь огонь в сердцах детей,
Чтоб каждый школы выпускник
Своих высот в жизни достиг.