Конспект внеурочного занятия Юный эрудит по теме Сеньор помидор
Конспект внеурочного занятия «Юный эрудит»
Тема: «Сеньор помидор».
1. Орг. момент
- Сегодня у нас не простое занятие, а занятие - исследование. А как называется наш кружок? («Юный эрудит»).
-Ребята! А кто знает, кого называют эрудитом? Напомните мне.
Эрудиция – это латинское слово. Обозначает оно – начитанность, глубокие и широкие познания в разных областях. То есть эрудит – человек, много знающий, много читающий.
- Мы с вами занимаемся уже больше полугода, и вы у меня такие эрудированные, но мне хочется, чтобы вы знали ещё больше.
- А как называется игра для эрудированных людей? («Что? Где? Когда?»)
- И у нас сегодня на занятии будут такие же вопросы: Что? Где? Когда?
- Прежде всего, вспомним правилами занятия:
Будь вежлив!
Не выкрикивай!
Внимательно слушай вопрос!
Пусть девизом нашего занятия станут слова «Интересное рядом!»
2. Предмет исследования
- Итак, первый вопрос – «Что?» (на доске) (музыка)
-Угадайте, что в чёрном ящике?
-Этот предмет красного цвета, круглой формы, с гладкой тонкой кожурой, а внутри – семена. (помидор)
- А поможет вам в этом таблица:
Название плода Цвет Форма Кожура Внутри
плода
Яблоко
Красный Гладкая Жёлтый Круглая Тонкая Семечки
Зелёный Апельсин Жёлтый Оранжевый Круглая Толстая Семена
Оранжево-красный Бугристая Помидор Зелёный Гладкая Жёлтый Круглая Тонкая Семена
Красный - Открываем чёрный ящик и проверяем. Молодцы!
Всех круглее и краснее.
Он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор
Очень любят…помидор!
- А что вы знаете о помидоре? Где его родина? Когда помидор появился в России? Зачем выращивают помидоры? Хотите ответить на все эти вопросы? Тогда давайте разбираться.
- Скажите, как называется сок из яблок? (яблочный)
…сок из вишни? (вишнёвый)
…сок из моркови? (морковный)
…сок из помидоров? (томатный)
- А почему?
- Так какое же название верное: помидор или томат? Как же правильно его называть? Об этом мы узнаем, ответив на следующий вопрос.
3. Место исследования
- Итак, следующий вопрос «Где?» (на доске). Презентация «Где родился помидор (томат)».
- Расскажите, что нового и интересного вы узнали о помидоре?
- Где его родина? (Южная Америка)
- Какое первое название получил этот плод? (томатль – томат)
- Почему боялись употреблять томаты в пищу? (т.к. плоды считались ядовитыми)
- Откуда появилось второе название «помидор»? (от итальянского «pomo doro»)
Томат – это название культуры, а помидор – ее плод.
У этих слов разное происхождение. Слово «томат» имеет ацтекские («томатль») и французские («tomate») корни. Слово «помидор» пришло в русский язык из итальянского («pomo doro»).
В разговорном русском языке помидорами чаще всего называют растение и его плоды, а слово «томат» используют для определения продуктов его переработки: томатного сока, пасты и соуса.???-Зачем выращивают томаты? 4. Практическая часть
- А «Когда?» выращивают помидоры, в какое время года?
- Подойдите и посмотрите, вы знаете, что это?
Это рассада помидоров.
- Из чего начинается рост и развитие помидора? (из семени - пакет с семенами). Откуда берутся семена томата? Давайте разрежем помидор и посмотрим, что внутри. Семена собирают из созревших плодов и высушивают. Затем в феврале высаживают в землю. Посмотрите, на это чудо природы! Это самое настоящее путешествие помидорного семени, его превращение в большой помидор.
- Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали о помидоре (томате)?
- А вот какие сорта помидоров бывают и в каком виде их употребляют в пищу, мы узнаем на следующем занятии. И помните: «Интересное рядом!»