Эссе. Наталья Павловна Грошева. Учитель биологии.
Грошева Наталья Павловна
учитель биологии МАОУ СОШ №3
ст.Брюховецкой.
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»
Адольф ДистервегУже много лет работаю в школе учителем, но так и не могу дать ответ однозначный ответ на вопрос: «Почему я стала учителем?»
Во-первых, для меня учитель – это не просто род деятельности, это образ жизни, который определяет стиль общения, моральные убеждения.
В школе рядом со мной были преданные своему делу, умные, добрые, внимательные учителя – Алла Алексеевна, Валентина Александровна, поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, трудностей не возникло. Только учитель! И мне было на кого ровняться. Именно Валентина Александровна – учитель биологии, определила мою дальнейшую судьбу, привив любовь к природе через исследовательскую работу на многие годы. Я стала учителем биологии – науки о жизни.
Во-вторых, профессия учителя начинается для меня, конечно, с урока. Вспоминаю свой первый урок (такое не забывается никогда). Как же страшно было зайти первый раз в класс. В голове беспорядочные мысли: «Что буду говорить? Как воспримут меня дети?». Опыта никакого. За плечами первый курс биофака и перспектива постигать азы профессии заочно. Но в меня поверил директор школы – Владимир Александрович. И доверил 18 летней девчонке 15 летних учеников. Помню, как дрожал голос, как первые слова давались с трудом. Время шло, и на смену волнению пришла уверенность. Я стала учителем и, глядя в детские глаза, которые оценивали меня и с интересом следили за мной и моими действиями, поняла, что не ошиблась с выбором профессии. Но до сих пор на каждый урок иду с некоторой долей волнения и замиранием сердца. Ведь меня там ждут. Я счастлива, потому что каждый новый день, каждый новый урок понимаю: мне нравится моя работа. Ещё И. Кант несколько столетий назад утверждал: «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью». И я наслаждаюсь ею, да и как же иначе, ученики поддерживают меня, делятся своими эмоциями и переживаниями, и мы вместе с ними меняемся.
Многие сравнивают профессию учителя с профессией актёра, и это не случайно, потому что педагог должен уметь перевоплощаться, удивлять, а урок должен быть ярким и интересным, а приёмы обучения – разнообразным. Урок в 7 Б никогда не будет похож на урок в 7 А, тем более в 7 Г.
В настоящее время существенно изменились приоритеты образования. Сегодня обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современное образование на первый план выдвигает развитие личности обучающегося, формирование у школьников самостоятельной учебной деятельности.
Общество не стоит на месте, за время моей работы в школе изменился мир, Россия, моя малая родина. Изменились и дети, ради кого существует наша профессия. Тяжело наблюдать за тем, как рушатся многие наши идеалы, устои семьи, человеческой морали. Поэтому нам, учителям, важно сейчас дать ученикам не только знания и умения, но и научить использовать их так, чтобы стать успешным в жизни. Ведь в наше время дети больше нуждаются в советах, положительном примере и умении преодолевать трудности. Но те изменения, которые происходят в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Так каким же должен быть учитель в современной школе? Он не должен отставать от времени, ему необходимо меняться и совершенствоваться, чтобы ребёнку, приходящему на урок, было интересно самостоятельно добывать знания. А какова наша роль в этом? Современный учитель не должен быть ретранслятором знаний, демонстрирующим безукоризненное владение учебным материалом и разнообразием методик преподавания. Современный учитель – это помощник, который поддержит, направит и правильно организует учебную деятельность ученика. Основное требование современных стандартов – научить ребёнка учиться. Что же делаю я для этого на своих уроках биологии? Создаю проблемные ситуации, чтобы как можно больше учеников вовлечь в поиск решения учебной задачи, использую нестандартные приемы и методы: проблемные задания, ТРИЗ, метод проектов, исследования и т.д.. Учитель нового времени находится в постоянном творческом поиске, совмещает в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у них, черпая силы для творчества. Я никогда не отделяю собственных успехов от успехов своих детей. Мне хочется быть интересной для своих учеников, и поэтому приходится быть в постоянном творческом поиске, заниматься профессиональным развитием, потому что там, где есть дети, там нет однообразия. Постигая премудрости предмета шаг за шагом надо быть очень внимательным: дети перестанут следовать за тобой, если почувствуют какую-то долю фальши, если увидят отсутствие интереса со стороны учителя. Отличительная черта современного педагога – самокритичность. Пожалуй, каждому учителю известно чувство постоянной неудовлетворённости своим трудом. Хороший педагог всегда признает свои ошибки. Если мы научимся признавать свои промахи, то и от своих детей не будем требовать безупречного поведения, потому что они тоже люди.
Современный учитель обязан идти в ногу со временем. Мы живём в век информационных и коммуникационных технологий, поэтому я внедряю их в учебный процесс, что повышает интерес детей к изучению биологии, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность ученикам для реализации своих творческих возможностей.
Шагая в ногу со временем, надо не забывать, что биология – это наука о жизни. Я учу детей – любить тот мир, который нас окружает, потому что природу нельзя подчинить себе просто так – её нужно исследовать и беречь. Ведь каждая сторона нашей многообразной жизни важна и необходима.
Современным учителем быть трудно, но возможно. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда.
Как много всего «должен» учитель сегодня в школе: срочно…планы, срочно… отчёт, срочно… электронный журнал, сообщества и фото с мероприятия, срочно.. . срочно… срочно!!! Мы все бежим, торопимся. И часть некогда остановиться, посмотреть в глаза тем, ради кого, собственно, я учитель, некогда увлечь идеями, выслушать. А они ждут…
Но, а что дальше? Приходит новый день. Проходишь по шумным школьным этажам. Звонок на урок. И я спешу в свой класс. Узкий тёмный коридор, ведущий от учительской в мой 31 кабинет, становится шире, светлее. Класс встречает меня открытой дверью и выглядывающими любопытным ученическими головками : «Идёт! Идёт!» Меня ждут. И крылья, сложенные за спиной, расправляются, и я лечу. Лечу творить. Открывается второе дыхание, остаются забытыми все проблемы, потому что понимаю, что нужна им: серым, карим, голубым любопытным глазкам. Это моё. Это моя жизнь. Без детских глаз, без их бесконечных вопросов: «Почему?» - я не могу. Окунаюсь в открытые души и возрождаюсь, как птица феникс и понимаю, что в этом и есть весь мой смысл жизни, это навсегда.
Я люблю смотреть на окружающий мир глазами детей, общаться с ними и открывать для себя много нового и интересного. В этом нахожу радость и удовлетворение. Мне нравится думать о своих учениках. Для меня учитель – это не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня быть учителем – это и значит жить.
Перебирая в памяти свои мечты, тревоги, надежды, сейчас с уверенностью могу сказать: я сделала правильный выбор и никогда об этом не пожалею.