Технологическая карта урока по русскому языку Относительные местоимения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнехавская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области
Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 6
Ф. И. О. учителя: Овчинникова Елена Алексеевна
Дата: 15 апреля 2015 г.
Тема занятия: «Относительные местоимения»
Место и роль занятия в изучаемой теме: Урок «открытия» нового знания.
Форма обучения: работа в парах.
Основные дидактические задачи занятия: формирование УУД в условиях решения практических задач.
Образовательная цель:
-познакомиться с новыми разрядами местоимений(относительным),
-раскрыть особенности этого вида местоимений,
-научиться отличать относительные местоимения от других разрядов,
-определять функции относительных местоимений в предложении.
Развивающие цели:
-развивать морфологические умения(различать части речи и определять их морфологические признаки),
-развивать орфографические умения(применять нужные правила к орфограммам),
-развивать синтаксические умения(отличать виды предложений по структуре (простые/сложные),
-развивать пунктуационные умения(грамотно расставлять запятые в сложном предложении),
-развивать УУД (умение работать с теоретическим материалом учебника, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы).
Воспитательные цели:
Содействовать в ходе урока формированию устойчивого интереса к русскому языку, формированию культуры речи; воспитывать самостоятельность учащихся и умение работать в коллективе.
Формирование УУД:
Личностные действия: испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов, уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, правильность выполненного задания на основе практических действий.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в паре, участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный материал, раздаточный материал для работы в парах.
Проблемно – диалогическое обучение как средство реализации ФГОС
(автор методики Е. Л. Мельникова)
Анализ
Учитель
Ученик
Постановка
(пара за партой)
Побуждение
Проблема
Приветствие.
Проверка готовности рабочих мест к началу урока
Читаю стихотворение
Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня станет лучшим?
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Приветствие.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Что такое местоимение?
Я замнить мгу другие част реч, Взвалив обязанности их (к) себе (на) плеч, Когда приходится слва другие замнять, (На) их значени всегда мне надо указать.
Какой хаос! Помоги мне здесь навести порядок.(Слайд с таблицей)
Что нужно для этого?
Наведите порядок: лишнее из строчек правого столбика вычеркните и добавь в другие столбики, подумайте, что у вас окажется в самой нижней строчке.
-Значит какая сегодня тема урока?
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества. Но не называет их. Они вносят в речь разнообразие и связывают отдельные предложения в целые высказывания – текст.
-Знать разряды местоимений.
-Уметь отличать местоимения от других частей речи.
Заполнение таблицы, проверка с доской.
Поиск
Общий материал
Побуждение к гипотезе
Проверка гипотезы
1) Какие местоимения относятся к относительным?
2) В каких предложениях употребляются относительные местоимения?
3) Для чего служат относительные
местоимения?
4) Какими членами предложения могут быть относительные местоимения?
Чем отличаются вопросительные предложения от относительных?
Сравни.
Кто участвовал в школьном кроссе?
Я знаю, кто участвовал в школьном
кроссе.
Какие цветы растут на поляне?
Посмотрите, какие цветы растут на поляне?
Учащиеся работают с теоретическим материалом.
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.
Повествовательные; запись: употребляются в повествовательных предложениях.
Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного.
Могут быть разными членами предложения
Если местоимение служит способом выражения вопроса, то оно – вопросительное, а если используется в качестве союзного средства в сложных предложениях, то это относительное местоимение.
Относительные местоимения в предложениях мы выделяем голосом, такое явление называется «логическим ударением».
Работа учащихся в парах
[-=] ?
Х
[-=] , (-=).
[-=]?
[=], (какие -=)
Побуждение к гипотезе
Проверка гипотезы
Формулировка
Какова роль местоимений в речи?
Анализ текста.
Я заметил её лицо, когда оно появилось над бортом среди саквояжей и сбитых на сторону шляп. Она сошла медленно, с задумчивым интересом к происходящему вокруг неё. Она ничего не несла. Её чемоданы, которые несли смуглы носильщики, плыли за ней на их головах. Коротким движением тихо протянутой руки чемоданы были водружены прямо на мостовой, и она села на них, смотря перед собой.
Ещё раз вспомним то, что мы узнали об относительных местоимениях.
Учащиеся рассказывают как функционирует эта языковая единица в речи
Работа в парах по вопросам.
Определите тему и основную мысль
Каков тип и стиль данного текста?
Местоимения какого рода употреблены чаще других?
Говоря о роли местоимений в этом тексте, мы можем сказать, что они послужили одним из способов создания образа
Какое местоимение лишний раз подтверждает нам, что девушку никто и ничто не интересует?
К какому разряду принадлежит местоимение «её»?
Местоимения выполняют в нашей речи очень важную роль. Они служат во-первых, средством связи предложений в тексте, а во-вторых, они несут на себя ещё и смысловую нагрузку.
Рефлексия.
Цель: соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на занятии
Задает вопросы, делает выводы.
«Пословица – зеркало настроения».
Ах, как я устал от этой суеты! (бесполезно провёл время)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
К большому терпенью придёт и уменье.
Закончи предложение:
- Сегодня я узнал
- Было интересно
- Было сложно
- Я понял, что
- Теперь я могу
- У меня получилось
- Я похвалил бы себя за
- Я попытался
- Меня удивило
- Мне захотелось
Домашнее задание
П. 127
Задание на «5»: Сочинение-рассуждение «Какую роль играют местоимения в речи».
Задание на «4»: Из художественной литературы выписать 5 предложений с относительными местоимениями.
Задание на «3»: Упр. 664
Анализ урока
Применяю одну из форм проблемного обучения:
Применяю частично – поисковую деятельность (направляю с помощью специальных вопросов побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы)
Преимущества:
- достижение высокого уровня умственного развития обучаемых, формирование познавательной самостоятельности;
- развивает интерес к учебному труду;
- обеспечивает прочные результаты обучения.
- большие затраты времени на достижение запланированных результатов;
- слабая управляемость познавательной деятельностью обучаемых.
Сообщение №1
Виды отделки игрушки
Отделки дополняют и украшают изделия. Отделка мягкой игрушки подразумевает окончательное оформление изделия: приклеивание или пришивание глаз, ротика, носика игрушки и т.д. В качестве отделки мягкой игрушки можно использовать:
- фурнитуру (пуговицы);
- разнообразные отделочные материалы (тесьму, шнур, ленты, кисти, кружева, шитье и т.д.).
- натуральные и искусственные меха или кожу.
Отделка конструируемой игрушки заключается в следующих операциях:
1. С помощью чёрных ниток можно сделать рельеф мордочки.
2. На шейку котёнку повязать бантик и закрепить его нитками в цвет.
3. Прикрепить глаза.
Для одной и той же игрушки можно подобрать несколько вариантов глаз. Можно сделать их составными из нескольких слоёв клеёнки, искусственной кожи или других, подобных им материалов. Однако глаза, составленные из нескольких цветов, почти точно похожие на настоящие, несомненно, выглядят намного выигрышнее и выразительнее .
Для изготовления глаз по самой простой схеме понадобятся кусочки белой и цветной (синей, зелёной, коричневой) искусственной кожи или клеёнки. Сначала необходимо нарисовать на бумаге глаз такой формы и нужно размера. Затем нужно снять на кальку выкройку каждой детали.
Затем надо выкроить эти детали из кожи (дет.1 – из белой, дет.2 – из цветной).
Клеем равномерно смазать изнаночную сторону детали 2, немного подождать, пока клей чуть подсохнет (20-30 минут), и плотно приклеить на лицевую сторону детали. Небольшой штрих, добавляющий глазам выразительности – имитация блика, отражения света на зрачке. Такой блик можно использовать при изготовлении глаз любого типа, это только улучшит их внешний вид. Для этого достаточно приклеить на зрачок маленький кружок белой кожи.
Ротик игрушки можно вышить, для носика служит бусинка.
Сообщение № 2
Чистка игрушки
Готовое изделие в данном случае игрушку, очищают от ниток, подрезая концы ниток маленькими ножницами или распарывателем. Удаляют следы меловых линий небольшой щеткой, или кусочком шерстяной ткани.
Проверка качества игрушки
Качественно пошитая игрушка хорошо выглядит. Детали сшиты ровными аккуратными стежками. Мелкие детали соединены с основной в соответствии с моделью игрушки, на мордочке пропорционально расположены: глаза, нос, рот и ушки. Если детали приклеиваются, например глаза от клея не должны оставаться подтеки.
Сообщение №3
Окончательная влажно – тепловая обработка игрушки
ВТО – это заключительный этап при индивидуальном пошиве изделия. Только с её помощью изделие будет смотреться действительно хорошо, качественно и красиво. Пренебрегать этим этапом никак нельзя, ведь в процессе пошива игрушка мнется.
В общем, после того, как игрушка будет полностью сшита, нужно её ещё раз обработать паром и влагой. И чем тщательнее будет эта обработка, тем лучше.
Глажение выполняется при помощи утюга и увлажненного проутюжильника или при помощи паровой станции. Лучше всего ВТО подвергаются шерстяные ткани; все натуральные ткани подвержены ВТО, изделия из синтетических тканей быстро теряют форму, приданную при ВТО.
Относительные
местоимения
Служ. Для св. прост. предл. в сост. слож
Кто, что, какой,
который, чей
Употреб. В повест. предложениях
Могут быть разн. чл. преложений
15