Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слова 2 класс

Слайд 1.
Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе на тему:
"Мягкий знак показатель мягкости в конце и середине слов"
Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы. 
Тип: урок-закрепление
Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.
Оборудование: презентация, мультимедиа, карточки со словами для ромашки, отметки для рефлексии (тучки и солнышки)

Ход урока.

Организационный момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Геннадьевна. Сегодня урок русского языка проведу вам я.

2. Психологическая минутка.

- Ребята, вы любите мультфильмы? А вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно путешествовать?
Слайд 2. Давайте все вместе отправимся в путешествие на весёлом паровозике. Кто смотрел мультфильм «Паровозик из Ромашково»? Нравится он вам?
Сегодня мы с вами отправимся в страну, где царствует русский язык. Живут там все в мире и дружбе. По пути к этому царству мы будем проезжать станции. Там мы будем выполнять задания.
- Во время путешествия мы должны быть сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем весёлом паровозике, нужно привести в движение колёса. Если я подниму правую руку, то 1-й ряд хлопнет в ладоши, а если я подниму левую руку, то 2-й ряд хлопнет в ладоши. А если я подниму обе руки вверх, то все кричат «Ту-у-у!»

Повторение и закрепление изученного.
Итак, чтобы отправиться в путешествие, нам, необходимо сесть в поезд, но где наш паровозик?
(видео)
И пока мы его ждем, мы займемся полезным делом и вспомним пройденный материал.

- Из чего состоят слова?
- Что есть у каждой буквы?
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие вы знаете звуки?
- Чем отличается гласный звук от согласного?
Слайд 3. Работаем по ленте.
- Назовите гласные буквы, которые смягчают согласные. (е, ё, и, ю, я)
- Назовите гласные буквы, которые не смягчают согласную. (а, о, у, э)
-А сейчас мы с вами попробуем прочитать согласные, глухие звуки. (к, п, с, т, ф, х, ц, ш, ч)
- А теперь прочитаем согласные, звонкие. (б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, )
- Чем звук отличается от буквы?  (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем)
-  Ребята, а какие буквы мы с вами не назвали? (мягкий знак и твердый знак)   Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается. Мягкий знак) Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой).  Почему? (Он не обозначает звука)
Посмотрите, наш поезд прибыл.
(видео)
Он опоздал, а как вы считаете, опаздывать, это хорошо?
Итак, мы с вами отправились в путешествие
(видео)

Тс – с! Слышите, ребята, кто-то плачет?! (включается музыка) Мягкий знак плачет. Хочет уйти из алфавита. Говорит: никому не нужен, ничего не значит и даже звука у него нет.  Ребята, давайте его успокоим!  Не плачь! Смотрите какой он мягкий, красивый Что?... Говорит – некрасивый. 
Оказывается он играет важную роль. А какую вы мне сейчас ответите, Для этого посмотрите на доску.
Слайд 4. - На доске записаны слова, найдите лишнее слово.
День, тетрадь, акварель, коньки, восемь.
- Почему слово «коньки» лишнее? (мягкий знак стоит в середине слова)
- Какую работу выполняет мягкий знак в середине слова? (указывает на мягкость согласных).
- Сформулируйте тему нашего урока.
"Мягкий знак показатель мягкости в конце и середине слов".
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
Слайд 5. - у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
А давайте, возьмем Мягкий знак с собой.
Поехали дальше,
(видео)


Слайд 6. Станция «Чистописание».
(Работа в тетрадях.)
- Поезд прибыл на станцию «Чистописание». Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Сегодня на уроке мы пропишем с вами мягкий знак. Слайд 7.
Поехали дальше,
(видео)



Слайд 8. Станция «Цветочная». Работа у доски. (Показ слайда №3.)

- На этой станции растут волшебные ромашки, но у них опали листики, давайте попробуем их собрать, а для этого поделимся на две команды. Но ромашки необычные, на лепестках у них записаны слова. В одной ромашке д.б. слова с мягким знаком в середине, а в другой на конце слова.

- Молодцы. Давайте прочитаем, наши ромашки. .
- Какую функцию выполняет мягкий знак?
Физминутка.
(Видео)


Словарная работа
- Проезжаем мимо леса. Ребята, посмотрите, кто там?

Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.

Слайд 9.
- Что вы знаете об этих красивых животных?
В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Слайд 10 .Живут они и на равнинах и в горах. Медведь большой любитель мёда, даже пчелиных укусов не боится. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Запишем это слово в тетрадки, поставим ударение. Сколько слогов в слове медведь? Как вы узнали? Назовите безударную гласную. Что нужно сделать в этим словом? – запомнить. Почему? А как будет медведь на осетинском языке? А на английском?
-Составим предложение с этим словом.
В лесу бродит злой медведь.

Работа над звукобуквенным анализом слова медведь.
-Давайте, разберем это слово по буквам и звукам. Выполним фонетический разбор слова.




- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков? Почему?


- Итак, нам пора в путь.
(Видео)

Слайд 11. Станция «Повторяйка». (Показ слайда №5.)

Работа в парах. (5 пар)
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

На доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга Слайд 12.


Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Поехали дальше.
(видео)
Физминутка.

- Вот мы с вами и добрались до царства, где царствует русский язык. Теперь нам надо выполнить упражнение . Слайд 13


- Кто нам прочитает задание?

Прочитай.
Рыбак.
Медведь любит рыбу ловить. Он может долго сидеть с реке и ждать. Вит плывет крупный лосось. Медведь схватит рыбу лапой и выбросит её на берег.

- Что ты узнал о медведе из текста?
- Раздели текст на две части.
- Выпиши из текста слова с мягким знаком и подчеркни его. Что он обозначает?

- Какие слова вы выписали?
- Что обозначает мягкий знак в этих словах?
Игра «Доскажи словечко» Слайд 14 - 17.

Слайд 18.
Итог урока.
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми испытаниями. (видео) И добрались до конечной станции.
Я, надеюсь, что вы тоже узнали много интересного.
Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. Слайд 19.
- Спасибо всем. Урок закончен.




Заголовок 115