Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слова 2 класс 
Слайд 1. 
Урок - путешествие по русскому языку во 2 классе на тему:
 "Мягкий знак  показатель мягкости в конце и середине слов"
Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка. 
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы. 
Тип: урок-закрепление
Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.
Оборудование: презентация, мультимедиа, карточки со словами для ромашки, отметки для рефлексии (тучки и солнышки)
Ход  урока.
Организационный   момент.
Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Геннадьевна. Сегодня урок русского языка проведу вам я.
      2.  Психологическая минутка.
-  Ребята,  вы  любите  мультфильмы? А вы любите путешествовать?  А  на  каком  виде  транспорта  можно  путешествовать? 
Слайд 2.    Давайте  все  вместе  отправимся  в  путешествие  на  весёлом  паровозике. Кто смотрел мультфильм «Паровозик из Ромашково»? Нравится он вам?
   Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  страну,  где  царствует  русский язык.  Живут  там все в  мире  и   дружбе.  По  пути  к  этому  царству  мы  будем  проезжать  станции.  Там  мы  будем  выполнять  задания. 
-  Во  время  путешествия  мы  должны  быть   сообразительными,  внимательными  и  должны  взять  с  собой  знания,  которые  мы  уже  приобрели  на  уроках  русского  языка.
   - А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
Итак,  чтобы  отправиться  в  путешествие  на  нашем  весёлом  паровозике,  нужно  привести  в  движение  колёса.  Если  я  подниму  правую  руку,  то  1-й  ряд  хлопнет  в  ладоши,  а  если  я  подниму  левую  руку,  то  2-й  ряд  хлопнет  в  ладоши.  А  если  я  подниму  обе  руки  вверх,  то  все  кричат  «Ту-у-у!»
Повторение  и  закрепление  изученного.
Итак, чтобы отправиться в путешествие, нам, необходимо сесть в поезд, но где наш паровозик?
(видео)
И пока мы его ждем, мы займемся полезным делом и вспомним пройденный материал. 
- Из чего состоят слова?
- Что есть у каждой буквы?
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие вы знаете звуки?
- Чем отличается гласный звук от согласного?
Слайд 3. Работаем по ленте.
- Назовите гласные буквы, которые смягчают согласные. (е, ё, и, ю, я)
- Назовите гласные буквы, которые не смягчают согласную. (а, о, у, э)
-А сейчас мы с вами попробуем прочитать согласные, глухие звуки. (к, п, с, т, ф, х, ц, ш, ч)
- А теперь прочитаем согласные, звонкие. (б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, )
- Чем звук отличается от буквы?  (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем)
-  Ребята, а какие буквы мы с вами не назвали? (мягкий знак и твердый знак)   Прочитайте букву Ь. (? – проблемная ситуация. Она не читается. Мягкий знак)  Какой звук она обозначает? Произнесите его. ( никакой).   Почему? (Он не обозначает звука)
 Посмотрите, наш поезд прибыл.
(видео)
Он опоздал, а как вы считаете, опаздывать, это хорошо?
Итак, мы с вами отправились в путешествие
(видео)
Тс – с! Слышите, ребята, кто-то плачет?! (включается музыка) Мягкий знак плачет. Хочет уйти из алфавита. Говорит: никому не нужен, ничего не значит и даже звука у него нет.  Ребята, давайте его успокоим!  Не плачь! Смотрите какой он мягкий, красивый Что?... Говорит – некрасивый. 
Оказывается он играет важную роль. А какую вы мне сейчас ответите, Для этого посмотрите на доску. 
Слайд 4. - На доске записаны слова, найдите лишнее слово.
День, тетрадь, акварель, коньки, восемь.
 - Почему слово «коньки» лишнее? (мягкий знак стоит в середине слова)
- Какую работу выполняет мягкий знак в середине слова? (указывает на мягкость согласных).
- Сформулируйте тему нашего урока.
"Мягкий знак  показатель мягкости в конце и середине слов".
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?
Слайд 5. - у неё нет собственного звука, 
- но может влиять на звук, стоящий перед ней, 
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
А давайте, возьмем Мягкий знак с собой.
Поехали дальше, 
(видео)
Слайд  6. Станция  «Чистописание».  
(Работа  в  тетрадях.)
-  Поезд  прибыл  на  станцию  «Чистописание».  Открываем  тетради.  Записываем число, классная работа. Сегодня  на  уроке  мы пропишем с вами мягкий знак. Слайд 7. 
Поехали дальше, 
(видео)
Слайд 8. Станция  «Цветочная». Работа у доски.  (Показ  слайда  №3.)
-  На  этой  станции  растут волшебные ромашки, но у них опали листики, давайте попробуем их собрать, а для этого поделимся на две команды. Но ромашки необычные, на лепестках у них записаны слова. В одной ромашке д.б. слова с мягким знаком в середине, а в другой на конце слова. 
- Молодцы. Давайте прочитаем, наши ромашки. .
- Какую функцию выполняет мягкий знак?
Физминутка.
(Видео)
Словарная работа
-  Проезжаем  мимо  леса.  Ребята,  посмотрите, кто там?
Летом ходит без дорогиВозле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. 
Слайд 9. 
 - Что вы знаете об этих красивых животных?
В нашей стране – почти во всей лесной зоне – водятся бурые медведи. Слайд 10 .Живут они и на равнинах и в горах. Медведь большой любитель мёда, даже пчелиных укусов не боится. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Запишем это слово в тетрадки, поставим ударение. Сколько слогов в слове медведь? Как вы узнали? Назовите безударную гласную. Что нужно сделать в этим словом? – запомнить. Почему? А как будет медведь на осетинском языке? А на английском?
-Составим предложение с этим словом. 
В лесу бродит злой медведь. 
Работа над звукобуквенным анализом слова медведь.
-Давайте, разберем это слово по буквам и звукам. Выполним фонетический разбор слова.
- Сколько букв в слове?
- Сколько звуков? Почему? 
-  Итак, нам пора  в  путь.
(Видео)
Слайд 11. Станция  «Повторяйка».  (Показ  слайда  №5.)
Работа в парах. (5 пар)
- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_
На доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга Слайд 12. 
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?
Поехали дальше.
(видео)
Физминутка.
-  Вот  мы  с  вами  и  добрались  до  царства,  где  царствует русский язык. Теперь нам надо   выполнить   упражнение . Слайд 13 
- Кто нам прочитает  задание?
Прочитай.
Рыбак.
Медведь любит рыбу ловить. Он может долго сидеть с реке и ждать. Вит плывет крупный лосось. Медведь схватит рыбу лапой и выбросит её на берег.
- Что ты узнал о медведе из текста?
- Раздели текст на две части. 
- Выпиши из текста слова с мягким знаком и подчеркни его. Что он обозначает?
- Какие слова вы выписали?
- Что обозначает мягкий знак в этих словах? 
Игра «Доскажи словечко»              Слайд 14 - 17. 
Слайд 18.
Итог урока.
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми испытаниями. (видео) И добрались до конечной станции.
Я, надеюсь, что вы тоже узнали много интересного. 
Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.  Слайд 19.
- Спасибо всем. Урок закончен.
Заголовок 115