Обособленные обстоятельства , выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами


ОГБОУ «Мосоловская школа – интернат.

Тема урока: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями.
Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы Митряшова Т. Е.
2016 – 2017 уч. год

Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Класс: 9.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: слайды, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Задачи:
– закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
– совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
– воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.
Ход урока:
I. Организационный момент ( Парная форма работы с учащимися).
Вопросы классу: – Какое у вас настроение? – Влияет ли время года на настроение человека? – Каким оно должно быть весной? – Какими бы красками обозначили свое настроение?
(предполагаемые ответы учащихся)
… настроение по-весеннему прекрасное, природа возрождается в это время года.
… происходят обновления в природе.
… новые чувства, переживания, надежды.
II. Повторительно-обучающая работа
-Работа по картине.(на экране репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода») Как вы думаете, какое время года изображено на этой репродукции картины?(Предполагаемые ответы)
…думаю, что весна, потому что река вышла из своих берегов.
…согласна, по-весеннему светит солнце, тени на берегу, почему-то чувствуется влажный свежий воздух…
Вы правы. Картина называется «Весна. Большая вода» – вершина весенней лирики Левитана. Весна – любимое время года художника. Исаак Ильич Левитан окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества. В жизни Исаака были такие дни, когда ему просто было некуда идти после учебы. Он прятался в классе за портьеру или мольберты, чтобы не попасться на глаза сторожу и иметь возможность переночевать в тепле.
Работа в группах.
На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на две части (с деепричастными оборотам), ваша задача правильно собрать эти предложения и записать в тетради.1)Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу.
2)Деревца на берегу стоят, прижавшись друг к другу.
3)Отражаясь в воде, тонкие деревья кажутся длинными-длинными.
4) Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.
5) Разлившись вокруг, «большая» вода говорит о начинающейся работе природы.
Проверка (Слайд 2)
В чем особенность этих предложений? (предполагаемые ответы) …Эти предложения о природе. …В них говорится о том, что мы видим на картине. …В них есть деепричастный оборот.
Вспомним определение, что называется деепричастным оборотом. А каким членом предложения является деепричастный оборот? (предполагаемые ответы) Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие – часть речи, образованная от глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав?, не изменяется. Деепричастие и деепричастный оборот в предложениях являются обстоятельством.
III. Новая тема .Сегодня на уроке мы будем говорить об обстоятельствах, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами: вспомним, в каких случаях их необходимо выделять знаками препинания.
Работа с текстом. У вас перед глазами текст (деепричастные обороты не обособлены). Прочитаем его выразительно. (Приложение 2)
(Слайд 3) Проверка.
Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу. Река, вымотавшись за день, присмирела и отдаленным шепотом перекатов напоминала о своем бурном нраве. Совсем скоро вода сойдёт, покажется мокрая земля, вот-вот распустятся набухшие почки, и появится первая изумрудная зелень. Лодка, оставленная у берега, говорит нам о недавнем присутствии человека в этом месте. Елочка и старая осина, резко выделяясь на общем фоне березового леса, привлекают внимание. Обнаженный коричневый ствол осины одиноко вытянулся вверх, как бы взывая к небу своими сухими, похожими на корявые старческие пальцы, сучьями. Рядом с ней особенно молодыми и жизнерадостными выглядят остальные деревья. Они, отражаясь в воде, кажутся длинными-длинными... Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.
-Что вы можете о нем сказать?
-К какому типу относится данный текст?
(предполагаемые ответы)
…Этот текст подходит к картине Левитана. … Это текст – описание. Пейзаж. Зарисовка. … В тексте есть деепричастные обороты.
Сколько деепричастных оборотов в тексте? Назовите деепричастные обороты (кто найдет больше, чья группа справится быстрее).
(Слайд 4) Проверка.
… затопив березовую рощу, вымотавшись за день, резко выделяясь на общем фоне березового леса, как бы взывая к небу своими сухими сучьями, отражаясь в воде, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности. (6)
-Проблемная ситуация. Запишите в тетрадь предложение.
Старая утка выбралась на чистую воду, испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят.
-Сколько, по-вашему, здесь деепричастных оборотов? Назовите их. (2)
-Почему же после первого и перед вторым нет запятых? (Они однородны и поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.)-Рассмотрим другой пример (на экране появляется второе предложение)
(Слайд 5)
Старая утка выбралась на чистую воду, тревожными криками подзывая к себе утят, и, испуганно оглядываясь, поплыла вдоль залива.
-Сколько в этом предложении деепричастных оборотов? (2)
-Почему же знаки препинания поставлены по-другому? (проблемный вопрос)
(Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым: первый – к сказуемому…, а второй – к сказуемому … . Они неоднородны – следовательно, обособить нужно каждый в отдельности, союз и здесь оказался «в окружении.
IV. Закрепление материала.
Спишите текст из упражнения № 315, с. 152, обозначая графически обособленные обстоятельства.
Работа парная (Слайд 6).
-Задание №1 : 1 -я пара, запишите предложение. Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу, поменяв местами основное и добавочное действие. (Широко разлившись вокруг, весенняя вода затопила березовую рощу).
2-я пара – Елочка и старая осина, резко выделяясь на общем фоне березового леса, привлекают внимание,- поменяв деепричастный оборот на причастный. (Елочка и старая осина, резко выделявшиеся на общем фоне березового леса, привлекают внимание)3-я пара – Тонко и умело передает художник свое восхищение природой, свою влюбленность в нее, добавив в него деепричастный оборот. (Тонко и умело изобразив раннюю весну, художник передает свое восхищение природой, свою влюбленность в нее)
4-я пара – Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности, оформив как прямую речь. ( «Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности», – разглядывая картину, сказала Ира)
(предложения зачитываются)
-Задание № 2
Левитан работал не покладая рук. (Синтаксический разбор у доски индивидуально)
Как вы понимаете слова не покладая рук? Чем является это словосочетание? (предполагаемые ответы) …много, плодотворно работал, работал без отдыха. …это устойчивое словосочетание, фразеологизм.
НЕ ПОКЛАДАЯ РУК. Усердно, без устали, не переставая (делать что-либо) (Фразеологический словарь А. И. Молотков)
-Приведите примеры подобных словосочетаний. …скрепя сердце, положа руку на сердце, не моргнув глазом, сломя голову, не находя себе места, повесив нос, засучив рукава и др.
-Нужно ли выделять запятыми деепричастные обороты, которые являются фразеологизмами?
-Нет, деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяются.
-Проверочная работа (Индивидуальная форма работы). Возьмите сигнальные карточки. Прослушав предложение, вы поднимаете зеленые карточки, если в предложении нужно обособить деепричастный оборот, красные – нет.
1)Река, набегая на глинистый берег, неслась куда-то. 2)Серо-голубые облака ползли на запад, задевая вершины гор. 3)Положа руку на сердце признаюсь, что творчество художника мне нравится. 4) Речная протока, уходя вдаль, сливается с широкой рекой. 5)Живописец скрепя сердце находился вдали от родных мест.
…с берега, не затопленного водой. … Как вы думаете, откуда человек может наблюдать пейзаж, изображенный на картине? (предполагаемые ответы)
возможно, на этом берегу есть небольшая возвышенность, кажется, что взгляд художника направлен не прямо, а сверху вниз.
-Работа по развитию речи учащихся
Прочитайте предложение с деепричастным оборотом из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»
(Слайд 7)
Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Из-за чего фраза выглядит смешной? (предполагаемый ответ)
…Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к станции и глядеть в окно. Подъезжал и глядел кто-то, у кого слетела шляпа. …А. П. Чехов этой фразой дает понять, что запись сделал человек необразованный, плохо знающий русский язык.
Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не учел одного очень важного правила.
(Слайд 8)
-Прочитайте предложения с речевыми ошибками из сочинений ваших сверстников, исправьте ошибки.
Открыв окно, в мою комнату ворвался запах прелой листвы.
Начинается золотой листопад, покрываясь разными листьями.
Не допускайте подобных ошибок в своей речи, соблюдайте литературные нормы. Кстати, скажите: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК и ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – это одно и то же? Это синонимичные понятия? (предполагаемый ответ)
Нет. Литературный язык – норма, а в художественной литературе могут встречаться просторечные слова и выражения, отклонение от нормы, как в приведенном выше примере из рассказа Чехова.
А как вы думаете, с какой целью подобные предложения употребляют писатели в произведениях? (предполагаемый ответ)
…для комического эффекта. …для того, чтобы высмеять кого-либо. …чтобы дать определенную характеристику персонажу, на то он и художник слова.
Верно. И если художник Левитан искусно владеет кистью, то художник Чехов искусно владеет словом. И это не единственное, что их объединяет. Они были очень хорошими друзьями. В 1891г. Чехов писал из Парижа сестре Марии Павловне, художнице, кстати, ученице Левитана: «Был на картинной выставке…русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами…Левитан – Король!» Ребята, а также И. И. Левитан родился в 1860г., как и А. П. Чехов, и у них обоих в 2015 году был 155-летний юбилей.
V. Рефлексия.
Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? При каких условиях необходимо выделять/не выделять знаками препинания деепричастные обороты? Что вам было интересно? Какие выводы вы сделали для себя?
(предполагаемые ответы)
… На уроке мы говорили о том, что обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами необходимо выделять знаками препинания. … Деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами запятыми не выделяют. … Если деепричастные обороты относятся к одному и тому же сказуемому, соединены союзом и, между ними запятые не ставятся. … Интересно было работать над речевыми ошибками наших сверстников. … Интересно работать в паре. … Интересно было узнать, что художник Левитан и писатель Чехов были друзьями…
VI. Домашнее задание.
Теория §51 ,с. 151
Выписать из художественных текстов предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объяснить постановку знаков препинания.
Выставление оценок.
Литература:
Великие художники. Том 15 «Исаак Ильич Левитан». – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.
Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999. – 448с.
«Русский язык» Приложение к газете «1 сентября»: «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» , 2004 – №39, №40, №42.
«Русский язык» Приложение к газете «1 сентября». Материалы к уроку: «Увлекательная работа с деепричастиями», 1999 – №39.
Фразеологический словарь под редакцией Молоткова А. И. М.: «Советская энциклопедия», 1968. – 543с