Урок ОНЗ в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. 
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Цели:
 Образовательные: обеспечить усвоение знаний об обособлении деепричастных оборотов и одиночных деепричастий; сформировать навыки их узнавания в тексте,  их  графического изображения, сформировать навык разграничения деепричастий и наречий, от них образованных.
 Развивающие: развивать умение анализировать структуру предложений, развивать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами;  развивать речь учащихся.
 Воспитательные: воспитывать самостоятельность, бережное отношение к языку, повышать интерес к предмету.
Тип урока -  урок ОНЗ.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый с элементами проблемного, репродуктивный.
Ход урока.
I.       Организационный  этап.
II.     Актуализация опорных знаний. 
-Какой раздел русского языка мы изучаем?
-Какие члены предложения называются обособленными?
-Какие члены предложения обособляются?
-Как  выделяются обособленные члены в речи и на письме?
-С какими обособлениями вы знакомы?
III.   Самоопределение к деятельности.
1. Цифровой диктант. (Ученики разбивают лист на три части:1 часть для записи № предложений с оборотами, стоящими после определяемого слова; 2 часть – с обособленными одиночными определениями; 3 часть – с обособленными приложения.)
1. Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог, известен своими трудами по упорядочению русского правописания.
2. Над нами возвышались горы, скалистые, непреступные.
3. Лежа на песке, мы слушали шум прибоя.
4. Речь в передаче шла об Александре Демьяненко, замечательном актере.
5. Позади большого дома был старый сад, заросший бурьяном и кустарником.
6. Небольшая комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.
7. Мы, внуки, старались  чаще навещать бабушку.
8. Я прошелся по террасе, крепкой и красивой.
9. Волны несутся, гремя и сверкая.
10. Лил дождь, косой, крупный.
11. Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом.
12. Лодку, подплывающую к мостикам, уже встречали.
Код.  Предложения с причастными оборотами - 5,11,12. Предложения с одиночными определениями - 2,6,8,10. Предложения с обособленными приложениями - 1,4,7.
2. Выявление затруднений.
-Какие предложения вызвали у вас затруднения?(3,9)
-Почему?
-Сформулируйте тему урока.
-Исходя из темы урока, какие поставили цели?
-Что должны узнать?
-Чему научиться?
-Для чего это нам необходимо?
IV.   Работа  над темой урока.
1. Повторение изученного  о  деепричастии.
     –Что такое деепричастие?
–Игра «Найди, какие пчелы (деепричастия) из этого улья».
–Что такое деепричастие? Деепричастный оборот?
–Работа с учебником с.104 – 105.
–Как обособляются одиночные деепричастия и деепричастные обороты?
 2. Работа с таблицей: «Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами». 
ОБОСОБЛЯЮТСЯ. НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ.
1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении:
Ручей, бурля, бежит к ручью. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. Волны несутся, гремя и сверкая. 1. Одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия:
Он шёл (как, каким образом?) прихрамывая.
2. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного (И) или противительного (А, НО)  союзов: 
Каштанка, /вскочив/, присела на лапы и, /протягивая к коту морду/, залилась лаем. 2. Одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям,  например: дыша, лежа, сидя, стоя, нехотя, молча. Они обычно  употребляются  в конце предложений.
Попрощались молча.
  3. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание, сложа руки и др.)
Петя работал в школьной мастерской спустя рукава.
Два деепричастных оборота, соединённые одиночным союзом  И, запятой не разделяются, если относятся к одному глаголу - сказуемому:
/Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны/, поднимается  запоздалое солнце весны.
3. Первичное закрепление.(Предложения записаны на доске).
Записать предложения, подчеркнуть обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, выделить грамматическую основу, составить схему предложения.
Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив березовую рощу.
Мальчик шел прихрамывая.
Ручей, бурля, бежит к ручью.
Лиза слушала его молча.
Планер круто взмыл вверх и, описав большой круг, стал плавно спускаться.
Бабушка никогда не сидела сложа руки.
Мальчики смотрели на него, задрав головы, и махали вслед.
Мастер долго осматривал проводку, отыскивая повреждение, и, обнаружив, устранил неисправность.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Найдите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.
Ветер    свистя в ушах     и     обдавая прохладой  мгновенно наполнил парус.
Наталья волновалась готовясь к выступлению и выйдя на трибуну сначала немного растерялась.
Эталон. 
Ветер,    свистя в ушах     и     обдавая прохладой,  мгновенно наполнил парус.
Наталья волновалась,   готовясь к выступлению,     и, выйдя на трибуну,     сначала немного растерялась.
5. Включение в систему новых знаний.
Дифференцированные задания (карточки) по рядам (дети пересажены).
1ряд. Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах. 
1) Чуть свет   я   вставал   и,   наскоро   (напиться) чаю,   пускался   в  путь. 2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. 3) Большими спиральными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сесть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы. 4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. 
2 ряд. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.
    1) Дойдя до реки, ... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Плывя в лодке, ... а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей, ... а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 5) Подъезжая к станции, ...  а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно..
3 ряд. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Спишите, расставляя знаки препинания.
   1) Читать лёжа вредно. Лёжа на горячем песке мы слушали   шум   прибоя. 
   2) Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы. 
   3) На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за 10 секунд. Весело шутя и подсмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.
V.  Итог. Рефлексия.
Какой теме был посвящён урок?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Научился…
У меня получилось …
VI.   Д/з.  Опорный конспект. Упр.116 или 117, или написать сочинение на тему «Весенний дождь», используя предложения с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.