урок по информатике на тему Информация и информационные процессы
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ НА ТЕМУ: «ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ» (с применением структур сингапурского обучения)
Айдамирова Г.В.
МОУ Надеждинская средняя школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого района РТ
Эпиграф "Кто владеет
информацией, тот владеет миром"
Ротшильд
Цели урока:
Повторение, закрепление и углубление изученного материала по теме “Информация и информационные процессы”.
Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков командной работы.
Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить, высказывать свое мнение.
Тип урока: обобщающий урок, с применением структур сингапурского проекта (на уроке участвует целый класс, 2 команды по 4 человека)
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель здоровается с учениками, сообщает тему и цели урока.
II. Вводное слово.
Учитель: Мир, окружающий нас, чрезвычайно разнообразен. Мы живем в информационном мире. Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни. По преданию, 13 сентября 490 года до н.э. греческий воин-гонец, прибежавший из Марафона в Афины, не останавливаясь в пути, упал замертво, но донес весть о победе над персами.
Ребята, а что такое информация? (ученики отвечают) 1 слайд.
III. Работа в команде, по структуре ФИНК - РАЙТ –Р АУНД РОБИН. («подумай – запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде)Вопрос: Ребята, что произойдет с человеком если его лишить информации?
Послушаем ответ стола №2 партнера №1.
Сделать вывод.
IV. Устная работа. СИНГЛ РАУНД РОБИН («однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)
Учитель:
Ребята, а что можно делать с информацией?
Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, передачей, хранением и обработкой информации. (2 слайд)
Приведите различные примеры процесса обработки информации.
Единицы измерения информации. (3 слайд)
V. Решение задачи на «Измерение информации» (объемный подход)
Во сколько раз 2 Мб больше 40 Кб?
Объем оперативной памяти 512 Мб, а емкость жесткого диска 120 Гб. Во сколько раз емкость жесткого диска больше, чем емкость оперативной памяти?
Какой объем оперативной памяти требуется для хранения текста статьи объемом 4 страницы, на каждой из которых размещены 32 строки по 64 символа?
Обсудите решение задачи с партнером по лицу.
VI. Работа по парам. МИКС ПЭА ШЭА (обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД –ПЭА-ШЭА)
Учитель: Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление.
Звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
1-й вопрос. Где хранится информация? Какие виды памяти вы знаете? (Начинает тот, у кого нога больше.) (ответ: Внутренняя память - память человека и внешняя память)(Ученики делятся ответами своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
2-й вопрос. Сколько сторон существует при передаче информации? Как они называются? По каким каналам происходит передача информации ? (Начинает тот, у кого волосы светлее.) (ответ: Источник –приемник)
(Ученики делятся ответами своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…
(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
3-й вопрос. Слайд про Сочи 2014 г. Составьте предложение по картине, связывая тему урока.
(Начинает тот, кто ниже ростом.)
(Ученики делятся ответами своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)— Поблагодарите своего партнера.
— А теперь на этот вопрос ответит…(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)
VII. Выпуск газеты «Передача информации»
Стол №1. Источник один, приемников много.
Стол №2 . Источников много, приемник один.
VIII. Подведение итога урока. (слайд) Домашнее задание.
Посмотрите на картину и подведите итог урока.
Д/з повторить правилу техники безопасности при работе за компьютером.
Использованная литература:
Информатика и ИКТ учебник 8 класс, автор И.Г.Семакин и др.
Информатика и ИКТ, задачник-практикум, 2 часть автор. И.Г Семакин
Интернет ресурсы.