Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Совесть и раскаяние».(4 класс)
ОРКСЭ(4 класс)
Тема: «Совесть и раскаяние». (конец февраля)
Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.Ход урока.
Организационный момент.
Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!
- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
II. Тема урока: Совесть и раскаяние.
Сегодня на уроке вы узнаете
О подсказках совести.
Как исправлять ошибки.
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)
На слайд выводятся определения
Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».
- Назовите антоним слова «добро». (Зло).
- Какой смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. чтение
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
На доске.
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
Работа в парах : определить добрые и недобрые дела
III.- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
Стр 37
- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех).
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как -нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
(читают дети)
4) Работа совести.
-Для того , чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.
- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
Выборочное чтение.
-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.) Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
6) Три шага в раскаянии.
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
- Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
СЛАЙД ( Сожаление о том, что сделано)
-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?
( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
СЛАЙД (Готовность исправить свой поступок)
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.
- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны
исправить ошибку делом.
СЛАЙД 10
г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии. СЛАЙД 11
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
д) Храм – место покаянной молитвы.
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм. Слайд 12
Закрепление и осознание новых понятий на основе литературного произведения.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Слайд 16
Продолжи предложения
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Я задумался …
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.