Методическая разработка урока по ОРКСЭ 4 кл. Совесть
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»
Города Рославля Смоленской области
Методическая разработка урока
по предмету «Основы религиозных культур
и светской этики»
модуль: «Основы православной культуры»
для 4 класса.
УМК «Школа России»
Тема: «Совесть и раскаяние»
Учебник: А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.
Учитель начальных классов: Денисова М.В.
2014г.
« Совесть и раскаяние»
Цель: формирование основ морали– осознанной необходимости опреде-
ленного поведения обусловленного в обществе представлениями о добре и зле, знакомство со значением понятий «совесть» и «раскаяние», как мерилом добрых и злых поступков.
Задачи:
формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему: "Почему плохо быть равнодушным?", выдвижение гипотезы, выборочное чтение, работа с презентацией, обсуждение и анализ ситуаций, работа в парах, групповая работа.
Основные термины и понятия: добро и зло, грех, совесть. Раскаяние.
Прогнозируемые результаты:
Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Оборудование : учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и проектор, заготовки для кластеров, книги о добре и зле, листы бумаги, ножницы (по количеству групп), чашечные весы, фасоль двух цветов.
Ход урока
ОргмоментУ: - Добрый день, ребята! У нас урок «Основ православной культуры», а это значит , что сегодня мы прикоснемся к культурным ценностям нашего народа, которых испокон века придерживались наши предки и учили нас своих потомков- следовать заветам праведной жизни.
Учитель: В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
2. Актуализация знаний
У: - Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? ( о душе человека и о том . что Бог наделил особенными дарами человека).
Работа с презентацией (слайды 2-5): дети восстанавливают фразы, в которых говорится о том, что отличает человека от животных.
У:- Мы выяснили, что Бог дал бесценные дары человеку- целый мир. Что это за мир? (Д: Это внутренний мир человека- образ Бога в человеке- слайд 6).
3.Открытие нового
У: - Ребята, я предлагаю вам посмотреть видеоролик ,подумать над поступками людей и придумать название данному видео. (Учитель демонстрирует ролик «Равнодушие», но только первую его часть).
(Обсуждение детьми видеоролика: дети подводятся к мысли, что поступки злые, а произошли они потому, что все заняты своими делами и всем все равно. Назвать ролик можно: «Всем все равно»или «Равнодушие»).
У: - Ребята, как вы думаете, можно ли было что-то изменить в поступках людей и как? (Д: Можно было бы подойти и помочь. Совершить добрый поступок и помочь).
Учитель показывает вторую часть ролика.
У. - Что вы можете сказать о словах добро и зло? (Антонимы)
- Эти два понятия сегодня на уроке будут олицетворять весы. В ходе нашего поиска ответа они нам помогут увидеть, как идет постоянная борьба между злом и добром.
- Сначала мы ответим на вопрос: "Что такое зло?". У слова «зло» в православии есть синоним- «грех».
(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется темная фасоль)
- А что мы положим на другую чашу весов? (Высказывания детей)
- Что такое добро?
- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми.
(В ходе ответов детей на чашечку весов кладется белая фасоль)
Слайд 7- фронтальная работа.
4. Сообщение темы урока:
У:- Как вы считаете, а что помогает человеку быть неравнодушным, как мы понимаем, что совершили добрый или злой поступок? Что подсказывает человеку ,что хорошо, а что плохо? (Д: - внутренний голос).
У: - Этим внутренним голосом наделил человека Бог и называется он – совесть. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое совесть и какую «ра- боту» она выполняет в душе человека.
5.Работа с учебником (с. 36-37)
Чтение детьми отрывка из учебника «Отречение Петра». Обсуждение детьми и вывод: Совесть не только судья, но и защитник души от греха.
У: - Значит совесть дана нам не просто так. Она выполняет определенную работу в душе человека. Давайте познакомимся со статьей в учебнике «Работа совести». (Чтение и обсуждение прочитанного).
6.Физкультминутка
7. Чтение притчи «Платок»
У: - В Греции во времена правления императора Маврикия появился разбойник, наводящий ужас грабежами и убийствами. Не раз посылал император отряды солдат, но все попытки схватить разбойника оканчивались неудачей. Тогда император пообещал разбойнику полное прощение, если тот прекратит разбои.
Разбойник был тронут великодушием императора. Придя к нему, он раскаялся во всех своих преступлениях. Император даровал ему прощение, но тут душу разбойника стала мучить совесть, и он тяжело заболел.
И днем и ночью перед его глазами проходила череда загубленных им людей, муки совести не давали ему уснуть, тогда он с плачем взмолился:
-Господи, прости и помилуй меня, как простил Ты разбойника, распятого на кресте рядом с Тобою. – И платок его не успевал высыхать от проливных слез.
Однажды ночью почувствовал он, что настал его последний час. Он увидел сонмище злых духов, готовых забрать его душу, со списком его преступлений. А светлые ангелы, стоящие поодаль, не могли найти ни одного доброго дела в его жизни.
Когда злые духи положили на одну чашу весов исписанные листы злодеяний этого человека, чаша низко опустилась.
-Неужели нет ничего, что можно было бы положить на другую чашу?- тихо спросил один из ангелов.
Вдруг из раскрытой руки умирающего выпал мокрый от слез платок.
- Положим его,- сказал один из ангелов.
И платок склонил чашу весов на свою сторону, уничтожив все записи злых духов. А душа разбойника отлетела к Господу, простившему его за слезы раскаяния.
У: - Ребята, почему маленький платок оказался тяжелее всех плохих поступков совершенных человеком? (Д: Потому что он был пропитан слезами раскаяния). Если совесть кричит нам о том, что мы поступили неправильно, то есть только «одно лекарство» - раскаяние.
- А как вы понимаете само понятие «раскаиваться»?(Д: Просить прощения). Мало просто попросить прощения, необходимо просить прощения искренне, признавая свои ошибки.
8. Работа с учебником
Чтение статьи учебника (с. 38-39)
9. Составление кластера («Гроздь»)
У: - Чтобы лучше запомнить основные моменты урока , предлагаю вам составить кластер по теме нашего урока. (Учитель предлагает детям разделиться на две группы, взяв жетоны разного цвета. Детям даются заранее заготовленные листы бумаги с основными понятиями урока( 1 группа - совесть, 2 группа- раскаяние. Дети составляют кластеры, используя текст учебника. Готовые кластеры вывешиваются на магнитную доску.)У: - Итак, кластеры готовы. Попросим одного представителя из группы защитить свой кластер. (Ответы детей).
совесть
молчит
говорит
защитник
судья
равнодушие
Черствость, смерть души
Исправляет ошибки
Бережет от греха
Правильность поступка
раскаяние
3.покаянные молитвы
2.переворот,исправление
1.принятие крика совести
10. Подведение итога урока.
У:- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с очень важными для каждого человека понятиями – совесть и раскаяние. Давайте посмотрим на слайд (Слайд 9) и попробуем продолжить фразы.(Текст слайда: « На его грех человеку всегда указывает…..», «Самое главное в жизни человека-….», « Правильная переоценка своего поступка – это….»).
У: - Молодцы! Ребята, у вас на парте лежат бумажные сердечки разного цвета (красные, синие, желтые). Отвечая на мои вопросы, поднимайте сердечки. Красные – отлично, желтые –хорошо, синие- затрудняюсь ответить: - Как я поработал на уроке?
- Как я оцениваю работу ребят в своей группе?
- Какое настроение было у меня на протяжении урока?
У: - Спасибо за работу! Вы хорошо поработали сегодня и я вижу, что вы не только узнали много нового, но и получили удовлетворение от своей работы.
Литература и интернет-ресурсы:
Совесть и раскаяние / Сост. Поплева Н.Н.-http//:uchportal.ru.
« Не хлебом единым…» Притчи и христианские легенды./Сост.Н. Астахова.- М.: «Белый город», 2013 г.
YouTube видео.
А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.
http:// nsportal.ru