Система подготовки к ЕНТ по истории Казахстана


Система подготовки к ЕНТ по истории Казахстана
Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. Проблемы и перспективы ЕНТ активно обсуждаются с тех пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь. В одиннадцатом классе на первый план выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии, построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к самому ЕНТ. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевают все остальное. Мой опыт подготовки к ЕНТ позволил накопить достаточное количество методических пособий, сборников тестов, выпущенных в разные годы, информацию о различных методических приемах подготовки к тестированию, которые использую в своей практике. Главнвя проблема при сдаче ЕНТ-как добиться того, чтобы каждый ученик в каждой школе получил хороший результат . Мне кажется, что существует три главных аспекта проблемы подготовки учащихся к ЕНТ: методический, психологический, контролирующий. Успешнее всего учителя реализуют методический аспект. Разного уровня пособия для подготовки учащихся («Сборник тестов по истории Казахстана» составитель Базарбеков Г.Ж. Семей, 2010 г., Панковская Г.И., Фоминых В.В. «История Казахстана» Усть-Каменогорск, 2010 г., Зепп Т.В. «Пособие для подготовки к единому тестированию (ЕНТ) по истории Казахстана» Алматы, 2006 г., «История Казахстана» Кусаинова М.А., Алматы 2006 г. С.В. Никулин «4000 ответов по истории Казахстана». Пособие для подготовки к ЕНТ. Петропавловск 2011г. ) позволяют четко и последовательно организовывать поцесс поготовки к ЕНТ. Психологический аспект исследуется психологами школы. Контролирующий аспект осуществляется следующим образом: Предмет «история Казахстана» выступает как обязательный предмет на ЕНТ. Содержание предлагаемых тестов проверяет знания выпускников по основным периодам истории страны и их хронологии, особенностям образования государственности, внутренней и внешней политике, важным изменениям в общественно-политической, социально-экономической, культурной и международной жизни, о деятелях культуры, науки и просвещения. Для успешной сдачи ЕНТ учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания по трем основным содержательным линиям школьного исторического образования: • Историческое время – знание хронологии событий, умение прослеживать развитие событий во времени, цикличность в истории, синхронность и асинхронность исторического движения. • Историческое пространство – умение локализовать событие на карте, прослеживать динамику развития человечества, оценить перспективу его развития. • Историческое движение – умение анализировать эволюцию трудовой деятельности человека, культуры, условия жизни и быта, социальные, демографические характеристики общества, важнейшие статистические данные, дающие характеристику событию, личности, процессу. При всей кажущейся легкости истории Казахстана по сравнению с математикой и родным языком, комплексное тестирование показывает, что именно по курсу истории Казахстана ученики испытывают большие затруднения. ЕНТ по истории Казахстана всегда представляет для учащихся серьезную проблему. Можно выделить несколько причин данного явления: 1. Темы по истории древнего Казахстана в период средних веков и нового времени изучались в среднем звене и естественно, не всплывают в памяти ученика. 2. Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами, а многие главные вопросы не представлены в тестировании. 3. Многие учащиеся нацелены только на повторение тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал. Поэтому при незначительном изменении вопросов ученик не может найти правильный ответ. Исходя из проблем и специфики подготовке к ЕНТ, мною были разработаны собственные методики и приемы, помогающие ученикам успешно сдать единое национальное тестирование. Хотелось бы поделиться собственными наработками: I. Подготовка учащихся в 5-10 классах • Подготовка к ЕНТ. Начинается уже в курсе средней школы в виде хронологических справочников и тестирований по теме. (5-8 класс) • В 9 классе учащиеся в курсе новейшей истории отрабатывают 10 крупных тем. На экзамен кроме теоретических вопросов выносится и материал 10 крупных тем отработанных учащимися в течении учебного года в виде тестов. • В 10 классе учащиеся активно прорабатывают материал по Древнему Казахстану. • 10-11-х классах ОГН в последние годы введены спецкурсы по гуманитарным предметам, спецкурс по истории Казахстана использую и для подготовки к ЕНТ II. Подготовка учащихся в 11 классе. 1. Вопросы, предлагаемые выпускникам школ, формулируются по всему курсу предмета. Поэтому в 11 классе очень остро стоит проблема повторения материала 2. Систематическая отработка отдельных тем по учебникам нового поколения по следующей схеме: 1 четверть – Повторение тем по истории Древнего Казахстана. (8 тем) 2 четверть – Повторение тем по истории средних веков. (12 тем) 3 четверть – Повторение тем по новой истории (10 тем) 4 четверть – Повторение тем по новейшей истории Казахстана. (15 тем) 3. Индивидуальная работа с учащимися допустившими ошибки по темам уже пройденным на повторение. 4. Проведение устных зачетов по темам с наибольшим количеством ошибок: Национально-освободительные восстания на территории Казахстана в 18-19 веках. Административные реформы 1867-1868 года. Казахстан в период перестройки. Независимый Казахстан. Государства раннего и развитого средневековья. 5. Продолжение отслеживания результатов каждого ученика не только по пробным тестированиям, но и по каждой отдельной теме. 6. Организация отдельных индивидуальных консультаций для слабоуспевающих учащихся с дозированными посильными заданиями. 7. организация отдельных индивидуальных консультаций для учащихся, претендующих на знак «Алтын белгі» 8. Создание позитивного настроя на подготовку к ЕНТ через демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 9. Активная работа с родителями. Формирование у родителей позиции не пассивного созерцателя, а активного участника в процессе подготовки к ЕНТ. Далее на примере изучения конкретной темы я покажу, как мною осуществляется подготовка к ЕНТ. В качестве примера я решила взять тему «Раннесредневековые государства на территории Казахстана», на мой взгляд - это одна из сложных тем, так как в истории каганатов много общего и учащиеся часто путаются в хронологии, территориях каганатов, исторических деятелях, военных столкновениях. Исходя из этого, при изучении каганатов необходимо обратить внимание на следующие моменты: изучение хронологии (работа с датами, исторической последовательностью каганатов) работа с картой изучение истории каганатов по опорным конспектам работа с терминами составление сводной таблицы « Раннесредневековые государства на территории Казахстана» тестирование по теме ИЗУЧЕНИЕ ХРОНОЛОГИИ Как уже отмечалось выше, подготовка к ЕНТ начинается уже в среднем звене, поэтому для лучшего усвоения хронологии использую специальные карточки, которые ребята делают из плотной бумаги и хранят в специальном конверте, приклеенном к обложке тетради. При изучении каждого каганата учащиеся цветными фломастерами записывают даты его существования, далее в начале каждого урока провожу небольшую разминку - называю каганат, а они показывают соответствующую карточку, при этом сначала каганаты называю в хронологической последовательности, а затем в разброс, это способствует лучшему запоминанию. Далее можно раздать индивидуальные карточки по хронологии, их же можно использовать в 10 и 11 классах для повторения хронологии ( см. Приложение 1) Для лучшего запоминания дат рекомендую их ассоциировать, например, Тюркский каганат существовал 51 год, Тюргешский-52 года, Западно-Тюркский -101. Работа с материалом по хронологии требует умения определять век по дате, относить дату к началу века, первой или второй половине, устанавливать продолжительность события, связывать дату и событие со временем правления конкретных лиц: каганов, ханов. Соотносить дату и век учат еще в 5 классе, но, как показывает практика, некоторые ребята не умеют делать этого и в старших классах, а в ЕНТ много вопросов, в которых вариант ответа дается именно в веках. Например, когда образовалось Казахское ханство? (1465-1466гг-это вторая половина Х V века) Поэтому необходимо поработать и над этими навыками. (Приложение 1) РАБОТА С КАРТОЙ Изучение исторического пространства невозможно без карт. Сейчас школы обеспеченны картами практически по всем периодам истории Казахстана, что значительно облегчает работу. Исторические карты содержат большое количество разнообразных сведений, такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы зависимости государств друг от друга, районы населения народов, районы классовой борьбы, пути военных походов, места битв и сражений, данные экономического характера, маршруты путешественников и т.д. Работая с картой, учащиеся должны показать месть нахождение каганата, его столицу, направление походов каганов, основные места сражений. По карте также можно проследить хронологическую последовательность каганатов. В результате развивается образное мышление, а возникший образ надолго остается в памяти учащегося, и когда попадается вопрос в ЕНТ связанный с территорий каганатов, у учащихся не возникает трудностей. ИЗУЧЕНИЕ КАГАНАТОВ ПО ОПОРНЫМ КОНСПЕКТАМ Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация. • Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания. Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала. Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. После объяснения материала всему классу предъявляется опорный конспект . Используя рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь изложенный материал. Ученикам хорошо видно, что они должны усвоить по данной теме. Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале, изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и запоминания, обеспечивает ученикам успешность продвижения в усвоении знаний и при подготовке ЕНТ ( Приложение 2) РАБОТА С ТЕРМИНАМИ Урок истории не мыслим без исторических терминов, которые помогают показать эпические особенности эпохи, расширяют и активизируют словарный запас детей. При знакомстве с терминами обязательно стараюсь дать их этимологию, использую «разминку»: по конкретной теме, эпохе задаю детям вопросы о словах, таблички с новыми словами вывешиваются на доске, нахождение терминов в тексте и т.д. При закреплении использую различные карточки. Например, соотнеси исторические термины и их определения, « термин по определению». ( Приложение 3) СОСТАВЛЕНИЕ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ « РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА» Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами . Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы. Кроме того составлення таблица является хорошем подспоррьем при погготовке к ЕНТ. ( Приложение 4) Подобные таблицы составляют учащиеся по многим темам, тетради сохраняются, и к 11 классу основные темы систематизированны в таблицах. ТЕСТИРОВАНИЕ Большую помощь оказывает тестовая система проверки знаний. Тестирование облегчает работу учителя и упрощает проверку знаний. Тестовые задания не только контролируют, но и способствуют усвоению новой информации, систематизации знаний. Тесты используются и как способ текущей проверки, и как контроль на уроках повторения. В качестве домашнего задания старшеклассникам уже знакомым с формой работы, можно предложить самостоятельно составить тест, используя материал учебной темы. Цель такой работы – не только проверить усвоение материала, но и оценить степень осмысления информации, создать условия для применения знаний. Использование тестов может способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений, повышению объективности оценивания, формированию внутренней мотивации учебно-познавательной деятельности. Тесты использую и «открытые», и «закрытые». Необходимо отметить, что тесты конечно, не должны стать единственной формой работы с учащимися, так как они не позволяют оценить весь спектр достижений школьников (например, тесты не позволяют проверить, умеет ли школьник доказывать свою точку зрения, делать выводы, пересказывать). Иногда выполнение тестовых заданий может нести в себе определенный момент случайности: ученик может угадать правильный ответ (в тестах с выбором ответа). Однако, даже с учетом указанных недостатков тестировании сегодня остается мощным, оперативным, надежным и объективным средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений в развитии учебно-интеллектуальных умений .Тем более что сдача ЕНТ происходит именно в форме тестов! Поэтому целесообразно проводить проверку знаний именно в форме тестирования. (Приложение 5) Тестирование провожу после изучения каждой темы, за годы работы накоплены тесты по всем темам с 6 по 9 класс, которые использую и в 11 классе для закрепления изученного материала. МОНИТОРИНГ Система подготовки к ЕНТ не будет завершенной, если постоянно не отслеживать результаты учащихся, поэтому мониторинг просто необходим. Я провожу мониторинг по темам, который позволяет проследить - какие темы отработанны учащимся, а какие требуют повторного изучения. ( Приложение 6) И еще мониторинг пробного ЕНТ. ( Приложение 6) Информация, полученная в результате такого мониторинга крайне важна и полезна для учителя, служит основанием для прогнозирования дальнейшего результата, для постановки новых ближних и дальних целей. Таким образом, комплексное использование всех форм работы, приведение их в систему, позволят добиваться неплохих результатов. В прошлом 2010-2011 учебном году средний балл по истории Казахстана- 18 баллов, из 36 учащихся сдававших ЕНТ на «5» сдали 15 учащихся, на «4»-18, и на «3»- 3 человека, претенденты на «Алтын белгі»- все подтвердили свои знания. Поэтому данную систему рекомендую использовать учителям истории для подготовки к ЕНТ. Литература 1 Недосекова И.Ю., Тыдыякова И.Ф. «Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕНТ по истории Казахстана». Интернет 2 Бородина Н.С. «Система работы по подготовке учащихся к ЕНТ по истории Казахстана». Интернет 3 Г. Ж. Манзул « Программа подготовки к ЕНТ. Государства раннего и развитого средневековья» Журнал « История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» №4 2004 г.