Разработка урока подготовки к ЕНТ по истории Казахстана в 11 классе. Повторение по теме


Школа: Отрадненская средняя Учитель: Соколова Н. Я.
История Казахстана 11 класс урок № 26 дата 04.12. 2014
Тема: Повторение по теме «Национально - освободительная борьба казахского народа за независимость в ХVII –ХХ веках»
Цель: повторение и обобщение изученного материала, подготовка к ЕНТ.
Задачи:
Образовательная: систематизировать, обобщить и практически использовать ранее полученные знания.
Развивающая: развитие умения слушать одноклассников, взаимно дополнять знания друг друга.
Воспитательная: через знания воспитывать уважение и любовь к истории своей Родины.
Тип занятия: обобщающий, интегрированный урок с элементами КМД (коллективно- мыслительной деятельности) МАО (методов активного обучения) и развитие критического мышления.
Форма проведения: Деловая игра.
Технологии обучения: ИКТ, личностно – ориентированная.
Методы обучения: проблемно – поисковый, словесный, наглядный, практический.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, раздаточный материал, таблицы, схемы, флипчарт.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, эмоциональный настрой.
2. Мотивация.
История Казахстана является обязательным предметом в итоговой аттестации за курс средней школы. Сегодня на уроке мы вновь будем готовиться к её успешной сдаче. Надеюсь, к этому времени вы определились, в какой форме вам предстоит это сделать. Сейчас я попрошу присесть тех, кто объективно оценивает свой уровень знаний и будет сдавать итоговую аттестацию в стенах родной школы. Ну а остальным, думаю, не помешает привести в порядок свои мысли и систематизировать свои знания для подтверждения оценок на ЕНТ. Поэтому садитесь за парты, и мы начнём.

Учитель: Урок я хочу начать словами Мухтара Шаханова:
Судьбу от болезни беспамятства ты защити –
Ведь у человека на долгом и трудном пути,
Помимо матери, - той, что его родила,
4 есть матери - словно 4 крыла:
Родная Земля - наша суть и основа основ,
И слова родные, пришедшие к нам от отцов,
Родные обычаи - добрый и благостный свет,
Горящий для нас через тьму поколений и лет:
Родная история - как бы она ни была
Горька и печальна, мучительна и тяжела...
Беспамятным ветром развеет беспамятный прах
Того, кто забыл о своих четырёх матерях.
Народ, что 4 святыни не мог защитить,
Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.
4 матери - словно судьба дорогих:
Коль жить - лишь для них!
А погибнуть - так только за них!
3. Объявление темы и целей урока.
Сегодня нам предстоит повторить тему «Национально - освободительная борьба казахского народа за независимость в ХVII –ХХ веках», вспомнить материал о казахско-джунгарских войнах первой половины XVIII века, принесших местному населению многочисленные страдания.
Также вам предстоит вспомнить о сложном и противоречивом процессе потери казахами независимости. Против колониальной политики царизма выступили выдающиеся представители народа - Сырым Датулы, Жоламан Тленшиулы, Исатай Тайманулы, Махамбет Утемисулы, Жанкожа Нурмухамедулы, Есет Котибарулы, Кенесары Касымулы и многие другие. Некоторые из них выступили против царизма на стороне русского народа в период крупнейшего крестьянского восстания во главе с Емельяном Пугачевым.
Период начала ХХ века насыщен такими событиями, как национально-освободительное движение 1916 года и вооружённые выступления казахских крестьян против тоталитарной политики советской власти в 1929-1931 годах.
И середину ХХ века, и последние его десятилетия тоже не обошли стороной выступления и недовольства против проявлений советского деспотизма. Мы поговорим сегодня о волнениях рабочих в Темиртау в 1959 году, о выступлениях в 1979 году в Целинограде, о выступлении казахской молодёжи в Алма- Ате в 1986 году и о последнем восстании, вспыхнувшем в Жанаузене в 1989 году.
ІІ. Проверка домашнего задания.
1. «Чистая доска».
Каждому из вас было дано индивидуальное задание – подготовить по одному «тонкому» и одному «толстому» вопросу по определённой теме. Свои вопросы вы зададите немного позже одному из одноклассников. А сейчас вам предстоит определить слова на доске, относящиеся к вашей теме и объяснить каждое из них. Постепенно я буду стирать их с доски, пока она не станет чистой. Итак, «Чистая доска» (на доске понятия, даты, имена, места событий).
I (Джунгары) II (восстание Кенесары) III (восстание 1916 г.) IV (восстание 1986 г.)Ақтабан шұбырынды Кокшетау Б. Ашекеев К. Рыскулбеков1710 г. 1841 г. 19-43 99
Богенбай манап реквизиция национализм
III. Практическое использование полученных знаний
1. Тестирование
Вам будут предложены вопросы из тестов по ЕНТ, решение которых подтвердит уровень ваших знаний. Каждый из вас должен предложить свой вариант ответа. Те из вас, кто ошибётся в выборе правильного ответа, окажутся на «горячем стуле» и должны будут ответить на вопрос своих одноклассников, подготовленных дома.
1) Старшиной какого рода был Сырым Датулы, предводитель восстания?
А) беришВ) адайС)* байбакты2) Казахи в начале XVII века оказались в кольце враждебно настроенныхА) джунгар, сибирских казаков, татар
В) *джунгар, волжских калмыков, яицких казаков, башкир
С) джунгар, волжских калмыков, сибирских казаков
3) В чём заключалась стратегическая цель джунгарских правителей в первой четверти XVIII века?
А) развязывание военных действий с Казахстаном и Россией
В) установление дружеских отношений с Казахстаном
С)* подчинение просторов Казахстана своей власти
4) Объясните происхождение выражения «Калмак карылган»
А) *место сражения на берегу р. Буланты, в местности Карасиыр
в) место сражения в местности АнракайС) место сражения в районе Аягуза
5) По указу от 25 июня 1916 г. реквизиции на тыловые работы подлежали мужчины в возрасте:
А) от 19 до 50 лет
В) *от 19 до 43 лет
С) от 19 до 45 лет
D) от 19 до 35 лет
Е ) от 19 до 40 лет
6) Объясните происхождение выражения «Ақтабан шұбырынды», «Алқакөл сұлама»
А)* трагические события в связи с нашествием джунгарВ) трагические события в связи с нашествием монголо- татарС) трагические события в связи с колонизацией Россией
7) Против кого были направлены силы повстанцев под руководством Жанкожи Нурмухамедулы в 50-е годы ХІХ века?
А) Кокадского ханства
В) Хивинского ханства
С) царской России
Д)* всех перечисленных
8) Кто возглавил национально – освободительное движение, продолжавшееся свыше 10-ти лет и объединившее все 3 казахских жуза?
А) Махамбет УтемисулыВ) Сырым ДатулыС)*Кенесары Касымулы9) Определите, по какому принципу объединены эти даты 1680-1715 (1718) гг.,
1693-1748 гг., 1711-1781 гг.
А) годы национально-освободительных восстаний
В) годы нашествия джунгарС)* годы правления Тауке хана, Абулхаир хана, Абылай хана
2.(одновременно) «Горячий стул» (Оказавшийся на нём ученик отвечает на один «тонкий» или один
«толстый» вопрос по теме в зависимости от уровня знаний учащегося)
IV. Физминутка3. Хронологический диктант.
Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.)
Восстание казахов Младшего жуза под предводительством С. Датулы (1783-1797 гг.)
Восстание под предводительством К.Касымова(1837-1847 гг.)
Народное восстание в Букеевской орде (1836-1838гг.)
Восстание в Уральской и Тургайской областях (1868-1869 гг.)
Восстание на Мангыстау (1870 г.)
Выступление казахской молодёжи в Алма- Ате (1986г.)
Демонстрация в Целинограде против создания немецкой автономии в Казахстане (1979г.)
Восстания крестьян против политики сплошной коллективизации (1929-1931гг.)
Восстание в Жанаузене (1989 г.)
4.(одновременно) слабый ученик. Составить конспект, используя 3 цвета. Чёрным цветом - выделить понятия, красным – даты, синим – имена исторических деятелей.
Утром 17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения молодежи, которые позже перекинулись в другие города Республики. Поводом к этому волнению послужило то, что 16 декабря 1986 года состоялся 5-ый пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум длился всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов - смена политического руководителя Д.А.Кунаева, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо него был избран Г.В. Колбин, работавший до этого 1-ым секретарем Ульяновского обкома КПСС. С подобным волюнтаризмом Казахстан сталкивался впервые.
5. (резерв времени) Определить исторического деятеля.
Один из руководителей движения 1916 года, установления Советской власти в Тургае. В апреле 1919 года необоснованно арестован, и убит в Тургае. (Иманов Амангельды)
Он был старшиной рода Байбакты, хан Нуралы был женат на его старшей сестре. Пользуясь громадным влиянием в Младшем жузе, возглавил народное восстание. Кто это? (С. Датулы)
П.П. Семенов-Тянь-Шанский этого выдающегося сына казахского народа за величие и незаурядные способности, самоотверженность и храбрость называл «Митридатом казахской степи». Возглавивший самое крупное восстание против колониального гнета, он погиб в 1847 г. в войне с кыргызами. Кто он? (К.Касымов)
Основные требования и цели восставших 1836-1838 гг. он сформулировал в своих стихах. Воин – сподвижник Исатая, известный поэт, чье имя включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО. О ком идет речь? ( Махамбет Утемисов)
Один из организаторов движения 1916 года в Тургайском регионе, избран ханом, но отказался от ханского титула и стал эмиром. (Жанбасын Абдулгафар)
В 1643году этот хан с 600 сарбазами противостоял 50-тысячной армии джунгар и одержал победу в сражении (хан Жангир)
6. (одновременно) слабый ученик. Кластер у доски «Джунгарское нашествие»
V. Подведение итогов урока
1. Вывод:
Несмотря на колониальный характер управления краем, были заложены основы терпимого, добрососедского отношения друг с другом представителей разных народов и мирного сосуществования различных религий.
В самом начале XX века начался процесс небывалого роста самосознания жителей Степи. Все последующие волнения и восстания, демонстрации и выступления привели, в конечном счёте, Казахстан к обретению своей независимости 16 декабря 1991 года.
2. Памятка
Помните: изучение истории Казахстана позволит вам лучше ценить и уважать свое отечество. Каждый из вас должен знать свое прошлое, чтобы хорошо ориентироваться в настоящем и делать прогнозы на будущее.
3. Комментированное выставление оценок
VI. Рефлексия
(в честь каждого встающего раздаются аплодисменты)
- встаньте те, у кого в конце урока хорошее настроение
– встаньте те, кто доволен уроком
– встаньте те, кто не доволен уроком
– встаньте те, кто для себя взял что-то новое, полезное
– встаньте те, кто не понял – встаньте те, кто участвовал в этом уроке
– встаньте те, кто пришел к нам в гости
VII. Д/з
1 уровень – 1) Прочитать §1-13 в учебнике. 2) Выписать даты и выучить их.
2 уровень – 1) Прочитать материал о национально - освободительной борьбе казахского народа за независимость в ХVII –ХХ веках по справочнику Гришаевой Н.В. Келешек, 2014. 2) Решить тест 1 из Итогового тестирования. Блиц-контроль. Келешек, 2014.
3 уровень- 1) Решить тесты из Сборника тестовых заданий. Келешек, 2014.С. 158-160 № 10-34, уметь объяснить правильные ответы. 2) Решить тесты из Тестовых заданий для поступающих в ВУЗы. Часть 1. Келешек, 2014. С. 240-243 № 116-140, уметь объяснить правильные ответы.