Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольника.


«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
Цели:повышение профессионального уровня;
1.изучение методической литературы по теме.
2.внедрение технологии или методики в практику.
3.разработка конспектов или сценариев.
4.проведение открытых мероприятий в рамках ДУУ .
5.обобщение и систематизация знания по музыкальной деятельности.
6.познакомить детей с устным народным творчеством ,декоративно-прикладным искусством.
7.воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
8.развивать внимание,память.
Задачи на 2012-2013 г.: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,посещения ГМО,самообразования .
1.Разработать перспективный план с детьми.
2.Подготовить диагностику на начало и конец уч.года.
3.Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников».
Основные вопросы для изучения:
1.История возникновения музыкального фольклора.
2.Значение фольклора для музыкального развития детей.
Список изучаемой литературы:
1.Актуальные проблемы современного музыкального образования М.-Просвещение.
2.Беляева, Л.С. Русская народная музыкальная педагогика:вопросы теории и практики.
3.Варыпаева,Р. Н. Формы и методы работы с самостоятельным ансамблем(оркестром) русских народных инструментов М.-Просвещение.
4.Зайцева ,Е.А.Русское народное творчество М.-Просвещение.
5.Ибрагимов,Г.Г. Развитие чувства музыкального ритма на фольклорной основе. М.-Просвещение.
6.Капишников,Н.А. Музыкальный момент. М.-Просвещение.
7.Бахметьева,Т.И.,Соколова,Г.Т. Детские частушки,шутки,прибаутки. Я.-Академия развития.
8.Картушина ,М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М.-Творческий центр.
9.ж-л «Музыкальный руководитель.»
10.ж-л «Дошкольное воспитание»
11.Бахметьева Т. И., Соколова Г.Т. «Детские частушки, шутки, прибаутки». Ярославль «Академия развития»
«Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Аналитическая часть
Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей старших дошкольников,посредством фольклора.
Введение
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека,который будет жить в новом тысячелетии.
Образовательная область искусство,предоставляет возможность осознать себя как духовно-значимую личность,развить способность художественного,эстетического,нравственного оценивания окружающего мира.Освоить непреходящие ценности культуры,перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней дошкольной жизни служит средством формирования мировоззренияребёнка в целом,в его эстетической и нравственной сущности,развивает ассоциативное,образное мышление.Именно в искусстведошкольник развивает свои творческие способности,приобретает опыт творческой деятельности,формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия,возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, имеют в себе большие возможности для творческого развития дошкольников.
Анализируя детское продуктивное творчество,можем судить о качествах ребёнка,его склонностях,интересах,о разнообразии способностей,творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребёнка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врождённых задатков,которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей.В раннем детстве уже складывается свободное творчество,отвечающее принципам свободы творчества.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления,саму музыку,музыкальныйопыт,которым овладел ребёнок.
Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринуждённой обстановке в таких видах деятельности какигра,инсценировка,песня,хоровод танец и др.
По своей природе детское творчество носит импровизированный характер.Оно даёт возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М.Теплов отмечает,что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития,вполне отвечает по потребностям и возможностям ребёнка.Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности,на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются А.В.Запорожец,Л.С.Выгодский,А.Н.Леонтьев. К.Головская доказывает в своём исследовании,что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности,как музыкальные игры,хороводы,пляски,пение,во всех видах музыкального творчества.При занятии творческой деятельностью развивается творческие способности.Термин «способности»,несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,определяется в литературе неоднозначно.Распространённым является определение: Способности-это то,что не сводится к знаниям и навыкам,но обеспечивает их быстрое приобретение,закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс учёный Б.М.Теплов.В понятие «способности»по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых,под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого.
Во-вторых,способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности,а лишь такие,которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих,понятие «способность»не сводится к тем знаниям,навыкам и умениям,которые уже выработаны у данного человека.
Способности считает Б.М.Теплов,не могут существовать иначе,как в постоянном процессе развития.Способность,которая не развивается на практике,со временем теряется,так как человек перестаёт ею пользоваться.
Только благодаря постоянным упражнениям,связанным с систематическими занятиями,мы поддерживаем и развиваем дальше способности.
Различают общие (умственные способности:-развитая память,совершенная речь,точность ручных движений и специальные способности,например музыкальные).Они определяют успехи в специфических видах деятельности,для которой необходимы задатки определённого рода (в нашем случае-музыкальные) и их развитие.В эти задачи входят три музыкальные способности.
1.Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
2.Способность к слуховому представлению,т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями,отражающая звуковысотные движения.Способность к слуховому представлению совместно с ладовым восприятием лежит в основе гармоничного слуха. Эта способность образует основное ядро музыкального воображения.
3.Музыкально-ритмическое чувство,то есть способность активно (двигательно) переживать музыку,чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний –это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку,многоплановость и разнообразие
Видов деятельности,в которую одновременно включается ребёнок,выступает
Одним из условий комплексного и разностороннего развития его способностей.
Основное требование к деятельности, развивающей способности:- творческий характер деятельности. Развитие музыкальных, творческих способностей это выработка у ребёнка стремления к проявлению собственной инициативы,
Музыкального таланта:стремление создать что-то новое,своё лучшее,стремление расширить свой кругозор,наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Цель аналитического отчёта:
Анализ педагогических условий,способствующих развитию творческих музыкальных способностей.
Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей, занимающихся фольклором.
Предметом наблюдения – условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.
Задача аналитического отчёта:
Рассмотреть как:
-Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей детей.
-Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
-Освоение народного творчества через овладение детьми навыками хорового народного пения,исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
-Занятия фольклором способствует воспитанию эстетических чувств.
-Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
Система знаний музыкального фольклора позволяет дошкольникам становиться эстетически развитыми людьми,имеющими необходимый объём знаний,умений и навыков,позволяющим им принять участие в культурной жизни общества.
1.Аналитическая часть.
1.1.Анализ результатов образовательного процесса по развитию творческих способностей детей посредством фольклора.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании подрастающего поколения значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству,к народной песенной культуре.Народное музыкальное творчество Н.В.Гоголь образно называл «звучащей историей»,
«звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства,традициям,обычаям народа не случайно,не секрет,что помимо экономических трудностей,страна переживает кризис воспитания подрастающего поколения .Нарушились традиции,порвались нити,которые связывали старшее и младшее поколения.Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений,дать детям нравственные устои,патриотические настроения,которые живы в людях старшего поколения.Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к без духовности.Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
Фольклор-источник знаний о деятельности,о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о доброте и зле,средство познания родного языка,родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение,учит ребёнка видеть мир глазами своего народа.
В основу обучения детей дошкольного возраста положены педагогические принципы:
1.Гуманизация обучения,стоящая на том,что каждая личность неповторима,каждый ребёнок-чудо.
2.Интеграция различных видов искусства:музыки,хореографии,элементов театрализации,игры.
3.Широкое привлечение игровых технологий,интереса,как факторов педагогической свободы обучения.
4.Принципы гуманизации,необходимости постоянного духовно-нравственного,этического совершенствования.
Работа осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами педагогики: учёта склонностей,индивидуальных способностей,учёта возрастных особенностей ребёнка.
Цель : -развитие творческих способностей детей,воспитание общей культуры,приобщение к народным традициям и обычаям,расширение музыкального кругозора. В процессе обучения предусмотрены различные виды деятельности:игра,беседа,прослушивание музыки,пение,работа с музыкально-шумовыми инструментами,разучивание основ народного танца,театрализация игровых песен,работа над выразительностью речи,изготовление костюмов,участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Обучение строится по 3 направлениям:
1.-Знакомство с народно-обрядовой культурой России
2.-Вокально-хоровое обучение.
3.-Хореография,обучение основам народного танца.
В основе моей работы лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»(Философ-гуманист М.Монтенко).
Возрастные особенности детей,с которыми я работаю таковы,что игра остаётся одним из любимых видов деятельности.И этим я стараюсь умело пользоваться. Стараюсь разнообразнее включать её на занятии. Во время игры использую методы обучения:
1.-упражнения по приобретению навыков самостоятельных действ в пении.
2.-упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр,танцевальных движений.
3.-творческие задания как метод развития песенного,музыкально-игрового творчества.Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением.
- Почему они так необходимы на моих занятиях?
-Эти игры развивают интерес к пению,память,чувство ритма,умение правильно передавать мелодию.В играх такого плана дети учатся передать в движении художественный образ.Но самое главное – через игру народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются ребята. В народных играх дети учатся общаться,приобщаются к народным традициям,проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного искусства.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
---Развитие творческой индивидуальности.
---Эмоциональное развитие.
---Воспитание эстетических,патриотических чувств.
---Развитие музыкальных способностей.
---Развитие духовной сферы.
---Развитие самостоятельности,физическое развитие.
В своей работе я сталкиваюсь с детской пассивностью,закомплексованностью,неумением детей раскрыть свои возможности.
Я веду поиск новых захватывающих приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера,использования атрибутов,костюмов,показа.Я искала ответы на вопросы: «Как повысить творческую активность?Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребёнка?» И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления,а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями,которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств,придавали своеобразие музыкальному творчеству.Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли,направленной на восприятие содержания произведения.Дети эмоционально воспринимают содержание,сочувствуют героям,отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях.
Я предложила детям поставить музыкальную сказку «Теремок».В основу своей работы положила методику педагога-музыканта Н.А.Метлова. Эта работа помогла активизировать творческую активность ребят.
Использование пословиц,поговорок раскрывают нравственно-этические понятия добра изла,честности,уважения к старости,взаимопомощи.
При знакомстве с прибаутками,потешками,игровым фольклором,обогащается внутренний мир ребёнка.Дети с удовольствием поют приговорки,говорят и поют небылицы,отмечая красоту родного языка,яркость музыкальных образов,добрый юмор.
Эта творческая активность нашла своё отражение в фольклорном празднике «Зимние посиделки».Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных,крестьянских обычаях,которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая.Ребята использовали свои знания во время праздника «Жниво».
После изучения с обрядами зимнего цикла дети с удовольствием приняли участие в подготовки праздника «Масленица в Берендеевом царстве».Разучивали игровые сценки,играли роли,перевоплощались в героев,подбирали себе костюмы,пели обрядовые песни.Надо отметить большую роль в проведении этого праздника взрослых персонажей,которые играли сотрудники ДОУ.
На весеннем утреннике дети продемонстрировали красивый обрядовый хоровод «Купала Ивана-Купалы».Воспитатель показала, как плетут веночки,а родители готовили своим детям праздничные костюмы.
Готовясь к «Деревенским посиделкам» подбирались весёлые частушки, поговорки,считалки,небылицы,ребята учились игре на деревянных ложках.
Совместнаядеятельность детей создавала общее эмоциональное переживание,ребята оказывали помощь другдругупри выполнении задания,сострадали,переживали неудачи и радовались успеху. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощённых, инициативных.
Деятельностьдетей была продуктивной , т.к. были определены ближние и дальние цели,на занятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности,что явилось своеобразным толчком,который выводит ребёнка из состояния «инертного покоя» и способствуетосуществлению творческой деятельности,которую онивыполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребёнка,как воля,общее интеллектуальное развитие,мировоззренческие и нравственные убеждения.Чтобы интерес не пропадал,необходимо,чтобы разъяснение задания не противоречило желанию,только тогда ребёнок понимает необходимость и важность,желательность творческой деятельности (зачем и для чего я это делаю?),перевожу внешнюю мотивацию на внутреннюю, делаю акцент на разъяснении важности,необходимости деятельности.
Распределяю функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами,каждый выполнят то,что может.
К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с её социальными противоречиями вызывает у ребёнка чувство неверия,бессилия.Источниками стресса служат негативные мыслии чувства. Основная защита отних только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
---Создать зону психологического комфорта.
---Развить творческие способности детей.
---Удовлетворить физические ,интеллектуальные потребности.
---Приобщить к народным традициям.
Система праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольников, где ребёнок органично познаёт новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причём ,развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Для развития народной манеры пения
1)использовались скороговорки на звуках примарной зоны с движениями,
Притопами и прихлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей» и т.д.
На своих занятиях я использую методикуОгороднова А.Н. в разделе «пение», комплекс упражнений для постановкидыхания, разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.
1. «пушинки» - лёгкий вдох, будто сдуваем пушинку.
2. «муха» или «пчела»- резкий выдох. Эти упражнения основные . Они способствуют умению управлять своим дыханием.
3. «маленький хомячок» - надуть щёки,разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
4 . «тпрунюшки» - с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.
Эти упражнения для освобождения нижней челюсти.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. дошкольники не умеют анализировать поставленную задачу. Но при правильном воспитании ихпевческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный.Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий, и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения.
Я постоянно пользуюсь на занятиях упражнениями для голоса и слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной.
Упражнения для голоса по методике Л.В.Шаминой к концу учебного года дало положительные результаты по формированию певческих навыков и чистого интонирования.
Необходимо проводить диагностику результатов развития певческого голоса в течении учебного года.
По результатам отслеживания видно , что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей . Видя свои успехи, дети становятся более активными и с удовольствием принимают участие в последующих мероприятиях.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:
---напряжение в пении,
---неправильную певческую установку,
---зажатость, не эмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность, повышает интерес к пению, развивает память и внимание.
Большое внимание на своих занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для дошкольников является чистота интонирования. Ребят с фальшивым пением, сажу между чисто интонирующими. Прошу прислушиваться к пению соседей (используя приём по методике Огороднова А.Н.,) занимаюсь индивидуально.
Работая над каждым ритмическим рисунком в песне, использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритм мелодии.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к детям.
Стремиться к тому, чтобы со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.
Я часто включаю в утренники и развлечения номера из музыкального фольклора. Таким образом, я пропагандирую народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и гордости к искусству своего народа.