Урок «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин». Литература
«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис)
Урок-размышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин»)
Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе.
1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки)
Героиня
Проблемный вопрос
Предполагаемый ответ (главное!)
НЯНЯ – «смиренная печаль» (гл.3)
-Зачем обращается к ней Татьяна?
- Помогло ли это обращение?
- Почему не помогло?
- Зачем нужен в романе этот образ?
- Чтобы получить рецепт, как поступить с Евгением.
-Нет!
- Няня не знала любви!
- Это в какой-то степени судьба Татьяны – «смиренная печаль».
ОЛЬГА – гл. 2, 5, 6
(пусть основное определение подберут сами ученики)
- Чьими глазами мы видим эту героиню?
- Почему именно его глазами?
- Что она собой представляет?
- Изменила ли Ольга Ленскому?
- Что дальше?
- Что роднит ее с Татьяной?
-Зачем нужен этот образ в романе?
-Ленского
- Он молод, неопытен, влюблен, и его точка зрения на Ольгу очень отличается от точки зрения автора.
- Обычная деревенская барышня. Красивая, веселая, но такую можно найти в любом романе.
- Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же ее за это! Удивляется, что Владимир уехал. Не умеет глубоко чувствовать, поэтому жертва Ленского ей не нужна.
- Обычная судьба – замужество.
- Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит Онегина – под влиянием книг.
- В первую очередь, чтобы оттенить сложность характера Татьяны.
ТАТЬЯНА
(определения подбирают сами учащиеся)
-Охарактеризуйте Татьяну во 2-5 главах.
- Как меняется на протяжении романа?
- Какова Татьяна в 7 главе?
- Разлюбила?
- «Он москвич в гарольдовом плаще» - Татьяна права?
- Почему Татьяна выходит замуж? Неволили?
- Поняла ли Татьяна Онегина в конце?
- Почему же она «милый идеал»? Какая черта, линия воспитания всё же главная?
- Какой пейзаж чаще всего сопутствует Татьяне? Почему?
- Внутренние противоречия6 подлинные чувства и чувствительность (от романов – «заменяли всё). Мечтательность, одиночество. Воображает себя героиней книг.
- Не только внешне. Изменяется социальный статус, облик: величественная, холодная светская дама, княгиня в конце романа. Молчалива. Но в душе – та же («прежняя Таня!»)
- Переворот. Поняла, что обманулась. Он не тот, за кого принимала («Уж не пародия ли он?»)
- Нет. Но освободилась от книжных иллюзий. Поняла настоящего Онегина.
- Нет. Книга – не жизнь. Нельзя отождествлять книжного героя и реального человека.
- Никто ее не неволил. Это ее выбор. Долг, которому она сама подчиняется. Так воспитана.
- Видит только корысть, интригу. Попала под влияние света. Не может поверить ему: он ее уже один раз отверг.
- «Русская душою». Фамилия Ларина – от русского «Лар» - домашние божества. Уют, домашность, семейная преемственность. («Привычка свыше нам дана, замена счастию она»).
- Зима. Холод: любила, не понимая, почему
Снег ,холод – это готовность терпеть, страдать, нести свой крест и не роптать. Привычка жить в суровом климате
Примечание. Чтобы вовлечь в работу остальных учащихся, можно в промежутках между выступлениями учащихся третьей группы предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например:
- Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло на мировоззрение и жизнь Татьяны?» (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Муж-генерал.)
- Составить сравнительную таблицу «Влияние чтения книг на Татьяну и Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века- благородные герои, любовь, долг, честь (эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои –романтики, одинокие, холодные, разочарованные, эгоистичные, творящие зло, преступления (Байрон, Шатобриан)).
2. Размышляя над прочитанным и услышанным
- Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было так возможно, близко», но не пришло? Правы ли критики (см. название урока)? (Татьяна нравится в конце романа Онегину. Увидел все ее человеческие достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум», не способен глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это – «наука страсти нежной»: это в начале романа, потом – разум побежден («чуть с ума не своротил/ или не сделался поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще – он сильно опоздал!
- Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос «Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его. После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь – это проверка человека на истинные ценности, это испытание, это ТРУД , а Онегину «труд упорный был тошен»!).
- С кем из героев романа сближена Татьяна? Почему? (С автором. Он тоже меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню)
- Почему Белинский сказал, что Татьяна – «гениальная натура»? Что же в ней гениального? ( Исключительная способность к духовному развитию и самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа),
- Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский: «колоссальное исключение в пошлом мире,способна порвать с предрассудками». Ф. Достоевский: «олицетворение русского соборно-православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского смирения, который Россия может предъявить всему миру».
- Кого вспоминает Татьяна в конце романа в своей отповеди Онегину? Почему? (Могилу няни. Это самое дорогое. Это спасение души от отчаяния. Это незыблемо, свято. Это опора в жизни!)
- А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?)
- Слова И.Гончарова: «В литературе, как и в жизни, можно встретить два противоположных женских типа. Один из них – характер положительный, это пушкинская Ольга, другой – характер идеальный – это его же Татьяна».
Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как противоположные? ( Можно предложить эту работу в виде сочинения-миниатюры как задание на дом. Один из ответов, которые мне предложили мои ребята, особенно понравившийся мне: положительность – это такой, как многие, пассивность, остановка в росте, а идеальный – это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что способны далеко не все)
Примечание: если в 9 классе не предлагалась учащимся работа М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом по поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.
Автор разработки урока Гун Л.И. -
учитель высшей категории,
Заслуженный учитель РФ