План-конспект урока по литературе на тему: А.С.Пушкин Евгений Онегин
Выполнила учитель русского языка и литературы:
Пусенкова Елена Михайловна, МБОУ СШ №32
День Онегина. Автор и герой. 9 класс.
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”;
вырабатывать умение давать характеристику литературным персонажам, главному герою реалистической литературы; умение различать образ автора и автора как физическое лицо;
продолжить формирование навыка работы с учебником; помочь ребятам глубже осмыслить содержание романа.
Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; способствовать развитию грамотной, красивой литературной речи через анализ текста и устные высказывания.
Воспитывающие: привить интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Словарь: “реализм”, “онегинская строфа”
Ход урока
I. Слово учителя
История создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)
Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Почему же? Да потому, что это первый реалистический роман в русской литературе. Что же означает слово “реализм”:
Реализм - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах; человеческий характер показан в зависимости от социальных обстоятельств: от среды, в которой человек родился и воспитывался.
Роман создавался на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина, по мнению самого творца, 7 лет, 4 месяца и 17 дней с 1823 по 1830 г. В 1831 г. поэт вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы романа, в частности “Письмо Онегина к Татьяне”.
По первоначальному замыслу роман “Евгений Онегин” должен был состоять из девяти глав, которые в черновике Пушкин озаглавил так, разделив их на три части:
Часть 1-я. I песнь - Хандра. 11 - Поэт. III - Барышня.
Часть 2-я. 1Упеснь - Деревня. V - Именины. VI - Поединок.
Часть 3-я. VII песнь - Москва. VIII - Странствие. IX - Большой свет.
В окончательном варианте нет заглавий. А большое художественное значение имеют эпиграфы.
Эпиграф - изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.
Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжёг её. Осталось лишь несколько неполных строф.
Такова внешняя история создания романа. Из неё видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта скрупулёзность, тщательность объясняется не только поворотами судьбы поэта, но и новыми замыслами, ради которых он бросал текст “Евгения Онегина”.
Какие же события охватывает текст романа? (События первой главы происходят зимой 1819 - весной 1820 года. Конец романа - март 1825 года.)А.С.Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”.
Роман написан не просто стихами - он разделён на строфы. Пушкин изобрёл никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинской(Состоит из 14 строк. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками). Поэт играет разными способами рифмовки, что даёт разнообразие интонацией и впечатление живого разговора автора с читателем. Живой разговор придаёт повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.
И мы сегодня в этом убедимся, приступив к изучению 1-ой главы романа. Чтение наизусть учителем первых четырех строф 1-й главы.
II. Комментированное чтение 1-ой главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Беседа с учащимися по вопросам:
Но прежде чем мы начнем с вами обсуждение, я бы хотела обратить ваше внимание на эту замечательную книгу, автором которой является известный ученый Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий”. Дело в том, что онегинский текст изобилует цитатами и реминисценциями; иногда источник их прямо обозначен, иногда автор не назван по имени, но указан совершенно недвусмысленно, в этом случае нам помогут эти “комментарии”. Обратить внимание на “внутреннюю хронологию “Евгения Онегина”” (с.18-23)
1) Вернуться к эпиграфу (Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий” с.118)Первая песнь называется у Пушкина “Хандра”: речь в ней идет о разочаровании, о тоске Онегина. И эпиграф соответствует пушкинскому названию главы: “И жить торопится и чувствовать спешит...”. Эта строчка стразу заставляет читателя задуматься о судьбе героя.
2) С чего начинается 1-ая глава романа А.С.Пушкина? (С монолога главного героя.)
3) Где и как воспитывался Евгений? (В Петербурге, Онегина воспитывали гувернёры и гувернантки.)
4) Ч то позволило людям, принадлежавшим к высшему свету, сделать вывод, что Онегин “умён и очень мил”? (Онегин хорошо говорил по-французски, “легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо”.)
5) Какую науку постиг Онегин в совершенстве? (“Науку страсти нежной”.)
6) Расскажите распорядок дня Евгения Онегина. (Анализ 15-16-й строф)
7) Как ведет себя Онегин в театре? (“Идёт меж кресел по ногам”.)
Большое внимание Ю.М.Лотман уделяет отношению А.С.Пушкина к Онегину, да и не только он об этом говорит. Давайте поразмышляем:
Как автор относится к Онегину?
Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?
- Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
- Прямое отношение автора к Онегину.
В чём отличие Пушкина и Онегина? (Автор не равен Пушкину! В авторе нет всей целостной личности А.С.Пушкина)По ходу обсуждения - составление схемы “Противоречий очень много...” <Рисунок1>
III. Итог урока.
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Какие выводы можно сделать по отношению к автору и главному герою?
Автор проявляется двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях автора Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах “энциклопедии русской жизни”.
Образ Онегина строится на противоречиях. А это - черта реалистического искусства: стремление показать жизнь во всех её противоречиях.
Домашнее задание.
1. Первые 4 строфы наизусть (“Мой дядя самых честных правил...”)
2. Вопросы 3, 4, 5, 7 из учебника-хрестоматии