Реферат Роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Роль лирических отступлений
в романе А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
Автор работы: ученица 9 класса
Пачушкина Светлана
Руководитель работы: учитель русского языка и литературы
Пачушкина Елена Алексеевна
п. Александровское
2011 год.
Цель работы:
- раскрыть важность лирических отступлений в поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- рассмотреть образ автора как одного из действующих лиц в романе;
- показать отношение автора к своим героям, к русскому обществу
и эпохе.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- собрать материал, раскрывающий взгляды автора в лирических отступлениях на описываемую эпоху, культуру, язык, взаимоотношения с другими героями произведения.
Идея работы:
-обращение к теме « Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» вызвано тем, что А.С.Пушкин всегда современен. Его произведения актуальны и в наше время, они дают ответы на многие вопросы.
А.С.Пушкин – это национальное достояние. Не знать Пушкина – не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.
-2-
План работы
1. Творческая история романа. Образ автора в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Особенности жанра.
2. Лирические отступления в романе. А.С.Пушкина «Евгений Онегин» -
один из важнейших движений текста в раскрытии замысла и героев произведения;
- русская природа в произведении:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
- временное повествование:
Морозна ночь, всё небо ясно
- экскурс в русскую историю, изображение Москвы:
Москвакак много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
- отношение автора к театру, балету, моде;
- лирические отступления, посвященные дружбе и любви:
Иных уж нет, а те далече
- воспитание молодого поколения 19 века:
Все мы учились понемногу
Чему - нибудь и как –нибудь.
3.Раскрытие авторской свободы в лирических отступлениях произведения.
4.Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».
- 3-
Введение
А.С.Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы, создатель современного литературного языка. Пушкин смог поднять на мировой уровень отечественную литературу.
Роман в стихах «Евгений Онегин» воссоздает образ жизни и духовный состав типического, уклад столичного и провинциального дворянства.
Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания 1825 года, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры.
Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только А.С.Пушкина, но и всей русской литературы.
У каждого из нас свой Пушкин. Для кого- то Пушкин – сказочник, для кого- то лирик, а для меня он создатель бессмертного произведения «Евгений Онегин».
- 4 –
Творческая история романа в стихах
«Евгений Онегин» - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен. И он, безусловно, прав.
Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. В 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.
Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического недовольства (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал).
- 5 –
Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове). Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24г. В конце июля 1824 недовольства Воронцова и правительства привели к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское.
На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэмой «Цыганы»; завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина».
В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин».
Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический роман в стихах. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух
сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения.
Роман «Евгений Онегин» - первый реалистический русский роман. В 1833 году роман был полностью опубликован. Автор произведения изобрел особую строфу написания, которую так и назвал – «онегинской строфой»
За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и в России, и в самом Пушкине, и все эти перемены нашли свое отражение в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.
- 7 –
Роль лирических отступлений.
Лирическое отступление – это авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственное отношение автора к изображаемому сюжету.
Так в романе «Евгений Онегин» композиция «свободного произведения» позволяет включить в него многообразные авторские отступлении: через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями в жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; возникают мысли о ценности человеческой личности.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором отразился век и современный человек изображён, верно. В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа».
В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событиях, дает характеристики своим героям Евгению Онегину и Татьяне Лариной, Ольге и Ленскому, рассказывает о себе. Так мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о любви и дружбе; что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и личности самого поэта.
Голос автора звучит во многих лирических отступлениях, которые определяют движение произведения.
- 8 –
Лирические отступления о родной природе.
Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении, помочь человеку может только природа. Она дает духовные силы. Одной из важнейших тем авторских отступлений в романе является изображение природы. Именно эта тема помогает понять героев, раскрыть их духовный мир. Татьяна близка поэту тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы»:
Деревня, где скучал Евгений
Была прелестный уголок
Татьяна жила среди красот русской природы, «где стада бродили по лугам». Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять её: Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну.
Но Ленский полюбил прелестную и милую внешне Ольгу. А Татьяна чутка, ей приснилось, что Онегин поверг Ленского. Сон оказался пророческим, именно чутье от природы смогло помочь героине заглянуть в будущее.
Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ коньками режет лед». Автор говорит о том, что в деревне в
зимнюю пору однообразно и скучно «деревня той порой невольно докучает взору», но все же находит и прелесть этого времени года:
- 9 -
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как – нибудь.
И вот уже трещат морозы
И серебрится средь полей
Весна у автора – это время надежд и новых впечатлений: «Весна, весна! Пора любви!»
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой
И соловей
Уж пел в безмолвии ночей
Лето среднерусской полосы автор считает коротким и недостаточно теплым: Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
-10-
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим
Осень для автора всегда являлась любимым временем:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природой и находится с ним в гармонии. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:
В окно увидела Татьяна
Наутро побелевший двор.
Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир. Автор подчеркивает духовную
близость Татьяны с природой.
Татьяна (русская душою, сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
- 11
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Автор показывает отношение главной героини к природе, подчеркивает ее богатый мир и высоко оценивает нравственные качества.
Немало А.С.Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь.
У него все просто, автор не стремится изобразить что – то исключительное, но получается всегда прекрасно:
Морозна ночь, все небо ясно;
У ночи много звезд прелестных.
Таким образом, в лирических отступлениях автор смог показать свое отношение к природе среднерусской полосы, через отношения героев к природе раскрыть их сущность и понимание жизни. Читатель смог увидеть духовный мир героев.
-12-
Экскурс в русскую историю
Москва – святыня России, ее сердце, не зря недруги всех времен и народов, будь-то татарские, французские или немецкие, пытались захватить город, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить и сердце. Для А.С.Пушкина Москва – главное и важное в жизни мексто:
Москва как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось.
В Москве в жизни поэта произошли два судьбоносных момента: распоряжение царя об окончании ссылки во время коронации царя Николая 1, куда поэт был срочно доставлен в 1826 году и - женитьба А.С.Пушкина, начало новой жизни.
Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и русской деревни, создавал как бы энциклопедию русской действительности. Автор не мог не показать героиню в Москве. Описание Москвы приходится на 7 главу романа. А.С.Пушкин приводит к этой главе 3 эпиграфа:
-Москва, России дочь любима
Где равную тебе сыскать? (автор Дмитриев).
- Гоненье на Москву! Что значит видеть свет?
Где ж лучше? Где нас нет. (автор А.С.Грибоедов)
-Как не любить родной Москвы? (автор Баратынский).
- 13 –
Сам же А.С.Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно:
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Когда в романе описывается приезд Татьяны Лариной в Москву, автор перечисляет достопримечательности города, в том числе Петровский замок. Приезжающим бросились в глаза многочисленные церковные главы, в Москве насчитывалось около 270 церквей, 20 монастырей.
Но вот уж близко. Перед ними
Уже белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
- 14 –
Далее возок Татьяны едет по Тверской, Ларины въезжали через Тверскую заставу, где находился вокзал:
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари Ларины остановились в приходе церкви святого Харитония. Это место было знакомо А.С.Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время жил. Путешествию Лариных по Москве посвящено 5 строф. Татьяна привезена на «ярмарку невест», судьба героини устроится в Москве, как и автора.
Расширяются рамки о Москве Отечественной войной 1812 года:
Автор в лирических отступлениях пишет, что Москва не склонилась, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, а ответила пожаром.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля
А.С.Пушкин с патриотизмом пишет о городе:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар.
Читая эти строки, у каждого человека бьется сердце за силу и величие города.
Для меня эти слова связаны с патриотизмом, гордостью за нашу Родину.
- 15 –
В 7 главе романа А.С.Пушкин воздвиг поэтический памятник городу, а Москва поставила поэту свой, тем самым выразив признательность великому поэту.
Лирические отступления о театре, балете, культуре.
Какие блистательные строки посвящены театру. Живя в городе, Евгений Онегин посещает балы, театры, банкеты. Но постепенно ему наскучила такая жизнь:
В большом рассеянье взглянул –
Отворотился и зевнул.
Из этих строк мы узнаем, как воспитывалась светская молодежь. Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а « только лишь охладила». Теперь Онегину не интересен театр, балет, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр – «волшебный край», о котором он упоминает, находясь в ссылке:
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры
Душой исполненный полет?
Автор открывает перед читателями альбомы светских барышень:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит
- 16 –
Автор в своем произведении вспоминает Фонвизина, Княжина, Дельвига, Чаадаева, Державина:
Иных уж нет, а те далече
Выражает восхищение несравненным искусством прославленной Истоминой: «одной ногой, касаясь пола, летит, как легкая пушинка»
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина
Смысл жизни автор приобретает в своем предназначении. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве. Жизнь Пушкина немыслима без духовной работы. Именно этому противоположен Онегин. У него нет потребности в работе. Он пытался погрузиться в чтение, но « труд упорный ему был тошен».
Автор показал быт и нравы поместного дворянства, восходящие к устному народному творчеству – сон Татьяны, напоминающий гадание, сказки:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
Став блестящей светской дамой, главная героиня не утратила связь с национальной культурой.
- 17 –
В ней воссоединилась народная традиция с высокой культурой просвещенного дворянства.
То же самое происходит и с автором, который усвоил и дворянскую, и народную культуру, превратив их в единую национальную. Главная героиня идет от народной традиции к дворянской, автор же, напротив, от дворянской к народной.
Я считаю, что идеалом поэта стала единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность.
- 18 -
Лирические отступления о дружбе и любви.
Дружба, благородство, преданность, любовь – качества, всегда высоко ценимые А.С.Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей:
Кого ж любить?
Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Некоторые лирические отступления в романе носят автобиографический характер. Это дает право говорить о том, что роман – история личности самого поэта. А. С.Пушкин - еще один герой произведения.
Творчество, как и любовь в жизни поэта играют большую роль. Он сам признается, что все поэты «любви мечтательной друзья». Поэзия и жизнь автора тесно переплетаются:
Любви безумную тревогу
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм; он тем удвоил
Поэзии священный бред
Роман «Евгений Онегин» - дневник, где поэт выкладывает самое сокровенное. Любовь для автора и Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а развлечение, иногда и для автора. Истинное чувство он познает только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий. Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами и людьми 1820 - годов. Автор относится к своему герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается широко раскрыть образ Ленского. Автор пытается исключить любую окончательность романа.
- 19 -
Знакомя читателей с образом Татьяны, автор замечает, что ее имя тесно связано с миром провинциальной жизни, но в тоже время героиня начитанная.
Она воспитана на французских романах. В них она нашла образ Онегина, его романтические таинственные черты.
Таким образом, Татьяна полюбила литературного героя, именно ему написала письмо. После отъезда из деревни героиня попадает в кабинет Онегина. Те книги, которые читал Евгений Онегин, попыталась читать Татьяна, пыталась понять его мир через книги, через пометки на полях.
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Уж не пародия ли он?
И тут позиция автора полностью совпадает с позицией героини: он – не «создатель ада или небес». Татьяна начинает понимать мир Онегина. На протяжении всего романа Татьяна меняется : она научилась сдерживать свои чувства, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. В романе еще один герой, который меняется на глазах читателя – это автор. Это сближает автора со своей героиней:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Таким образом, роман А.С.Пушкина – это произведение о возможном, но пропущенном счастье. Трагизм романа состоит в том, что лучшие русские люди не находят счастья в действительности. Сам автор ценит такие качества как дружба и любовь и дорожит ими.
- 20 -
Лирические отступления о воспитании и обучении.
А.С.Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы...
А.С.Пушкин учился в лицее, в романе он упоминает годы учебы, своих друзей:
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог.
Пестреть гораздо б меньше мог
Инопланетными словами.
Автор раскрывает уровень образованности Онегина, показывая, что он может вести диалог на различные темы. Значит, герой не так плохо образован, хотя мы читаем: Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как- нибудь
Главный герой сравнивается с выдающимися личностями того времени. Читатель понимает, что знания, которыми обладали они ( Чаадаев, Каверин) не доступны для Онегина. Герой ниже их уровня, но выше среднего уровня
человека его круга. Поэтому Онегину скучно, и он бежит в деревню:
- 21 -
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле
Но и в деревне герой не находит дело по душе. Единственное, на что хватило Онегина:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил
Мы видим различие между автором и героем. А.С.Пушкин наоборот любил покой деревенской тишины:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины
- 22-
Авторская свобода в лирических отступлениях.
С помощью лирических отступлений А.С.Пушкин вводит в роман эпоху с ее бытом, с реальными людьми. Автор вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание России.
В романе «Евгений Онегин» насчитывается около 80 лирических отступлений. Они имеют значение, потому что в них раскрывается внутренний мир автора. Лирические отступления – это живое общение автора с героями. Особенность произведения в том, что роман в стихах предполагает авторскую свободу. О свободе А.С.Пушкин говорит в 8 главе романа. Свобода пушкинского произведения - это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями. Такая свобода позволила автору воссоздать историческую картину современного общества, говоря словами В.Г.Белинского написать «энциклопедию русской жизни».
Роман « Евгений Онегин»- особый роман. В нем два пространства. Одно из них реальное. В нем живет автор, который связан с личностью человека и поэта. А.С.Пушкин выступает прототипом автора, который рассказывает о себе, о своей музе, о собственной творческой судьбе. Это реальный роман, он лиричен, потому что в нем главное лицо – поэт. Внутри этого романа помещен « условный» роман с эпическим сюжетом. Автор постоянно с читателями и с героями, свободно размышляет о проблемах общества. Это произведение о русском мыслящем человеке послепетровского времени.
В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...".
- 23 -
Библиография
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Москва. Художественная литература 1980 год.
2. Марацман В.Г.Роман А.С.Пушкина в школьном изучении. Москва. Просвещение 1983 год.
3. Архангельский А.Н. Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник
Москва. Дрофа 2000 год.
4. Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине. Москва. Сов. Россия 1989 год.
5. Белинский В.Г. Избранные статьи. Ленинград. Лениздат 1979 год.
6. Коровина В. Я. Учебник – хрестоматия по литературе. 9 класс. Москва. Просвещение 2009 год.
7. Ресурсы интернета.
-24-
В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...".
Times New RomanБумажный пакет15