Рабочая программа внеурочной деятельности Тестопластика

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

«Утверждаю»
Директор школы
___________ Н.И. Гайворонская
Приказ № 77 от 01.09.2015 г.

«Согласовано»
Зам. директора по ВР
_____________ Ж.В. Григорьева
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 13 от 28.08.2015 г.


Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Тестопластика»
учителя
Малышевой Н.В.
на 2015-2016 учебный год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации общекультурного направления «Тестопластика» разработана на основе:
Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360.
А также авторской программы Т. Деревянко.

Общая характеристика курса.
Данная программа соответствует закону Российской Федерации «Об образовании» (статья № 9) и определяет содержание образования определенного уровня и направленности.
Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени полного общего образования.
Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко-творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Цель: развитие художественных способностей школьников, абстрактного мышления и воображения.
Задачи:
- формирование  умения  ориентироваться  в  окружающем  мире  и  адекватно  реагировать  на  жизненные  ситуации;
- повышение  мотивации к творческой деятельности;
-  интеграция  предметных  областей  в  формировании целостной  картины  мира и  развитии  универсальных учебных действий;  
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
-  формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  -  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам,  установления  аналогий  и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- привитие уважительного отношения к труду людей;
- повышение общей культуры обучающихся.


Описание места курса.
Данный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Курс «Тестопластика» входит в перечень образовательных программ, реализующихся во внеурочной деятельности.

Результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты
Внеурочная деятельность «Тестопластика» нацелена на формирование у обучающихся следующих качеств:
- широкой мотивационной основы художественно-творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Школьники научатся:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные УУД
В процессе обучения основам лепки из солёного теста обучающиеся освоят следующие правила общения и взаимодействия с окружающими:
- допущение существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- умение договариваться, приходить к общему решению;
- умение соблюдать корректность в высказываниях;
- использование речи для регуляции своего действия;
- с учетом целей коммуникации умение достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владение монологической и диалогической формой речи.

Познавательные УУД
Школьники научатся:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии.

Предметные результаты
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях различных народных промыслов;
- осуществление собственного творческого замысла, связанного с созданием выразительной формы игрушки, посуды или предмета быта из солёного теста;
- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора в изделиях.
5.Содержание учебного курса : (35 часов в год,1 час в неделю).
Тема 1. Введение. Знакомство с курсом. Диагностика интеллектуальных способностей младших школьников (1 час).
Тема 2. «Из истории лепки из солёного теста». Материалы и инструменты для лепки. Приготовление солёного теста (2 часа).
Тема 3. Окрашивание и обработка теста. Практика (1 час).
Тема 4. Способы изготовления изделий. Лепка листьев и цветов. Веночки и сердечки (3 часа).
Тема 5. Изготовление поделки «Птичка» (2 часа).
Тема 6. Изготовление небольшой объёмной поделки «Мышка» (2 часа).
Тема 7. Изготовление панно «Сердечко с яблочком» (2 часа).
Тема 8. Изготовление красочных подвесок и табличек (2 часа).
Тема 9. Изготовление панно «Пастушок с овечками» (2 часа).
Тема 10. Изготовление рождественских украшений (2 часа).
Тема 11. Лепка поделки «Пасхальный зайчик» (2 часа).
Тема12. Лепим подарки. Поделка «Подкова» (2 часа).
Тема 13. Освоение объёмной композиции. Лепка фигуры человечка (2 часа).
Тема 14. Создание панно «Лесные картинки» с использованием природных материалов (3 часа).
Тема 15. Лепка карнавальной декоративной маски (2 часа).
Тема 16. Панорама «Подводное царство» (2 часа).
Тема 17. Объемная композиция «Корзина с цветами» (2 часа).
Тема 18. Завершающее занятие. Подведение итогов. Выставка работ (2 часа).

Перспективно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Количество часов
Основной вид деятельности
УУД
Дата проведения

1
Введение. Знакомство с курсом. Диагностика интеллектуальных способностей младших школьников.
1
Беседа
Л. активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему,
Р. умение организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П. формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.


2
«Из истории лепки из солёного теста»
1
Беседа, демонстрация наглядного материала
Л. формирование широкой мотивационной основы художественно-творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Р. Умение организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П. формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.


3
Материалы и инструменты для лепки. Приготовление солёного теста
1
Замес теста
Л. осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, применение на практике и последующее повторение нового материала.
Р. Умение организовывать своё рабочее место и работу, принимает и сохраняет учебную задачу.
П. развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
К. формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.


4
Окрашивание и обработка теста. Практика
1
Обработка теста
Л. формирование интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения
Р. привитие навыка выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
П. формирование умений проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте
К. привитие навыка осуществления взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


5
Способы изготовления изделий. Лепка листьев и цветов
1
Лепка листьев, цветов
Л. формирование устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов.
Р. привитие навыка учёта выделенных в пособиях этапов работы и планирования своих действий.
П. привитие навыка использования знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.
К. формирование наличия собственного мнения и позиции.


6
Образцы изделий. Веночки и сердечки
2
Лепка
Л. развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения.
Р. привитие навыка учёта выделенных в пособиях этапов работы и планирования своих действий.
П. привитие навыка использования знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов.
К. формирование наличия собственного мнения и позиции.


7
Изготовление поделки «Птичка»
2
Беседа, практика
Л. привитие устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов.
Р. формирование умения планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и адекватно воспринимать оценку учителя.

П. привитие навыка анализировать объекты, выделять главное и осуществлять синтез (целое из частей);

К. формирования умения соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу и использовать речь для регуляции своего действия.


8
Изготовление небольшой объёмной поделки «Мышка»
2
Индивидуальная работа
Л. привитие устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов.
Р. формирование умения планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и адекватно воспринимать оценку учителя.
П. привитие навыка анализировать объекты, выделять главное и осуществлять синтез (целое из частей).
К. формирования умения соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу и использовать речь для регуляции своего действия.


8
Изготовление панно «Сердечко с яблочком»
2
Коллективная работа
Л. формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни, выраженной познавательной мотивации.
Р. привитие навыка преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. привитие навыка владения монологической и диалогической формой речи и осуществления взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


9
Изготовление красочных подвесок и табличек
2
Беседа, демонстрация наглядного материла, лепка
Л. привитие устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов.
Р. формирование умения планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и адекватно воспринимать оценку учителя.
П. привитие навыка анализировать объекты, выделять главное и осуществлять синтез (целое из частей).
К. формирования умения соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу и использовать речь для регуляции своего


10
Изготовление панно «Пастушок с овечками»
2
Коллективная работа
Л. формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни, выраженной познавательной мотивации.
Р. привитие навыка преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. привитие навыка владения монологической и диалогической формой речи и осуществления взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


11
Изготовление рождественских украшений
2
Беседа, демонстрация наглядного материла, лепка
Л. привитие устойчивого познавательного интереса к новым способам исследования технологий и материалов.
Р. формирование умения планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль и адекватно воспринимать оценку учителя.
П. привитие навыка анализировать объекты, выделять главное и осуществлять синтез (целое из частей).
К. формирования умения соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу и использовать речь для регуляции своего действия.


12
Лепка поделки «Пасхальный зайчик»
2
Индивидуальная работа
Л. формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни, выраженной познавательной мотивации.
Р. привитие навыка преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. привитие навыка владения монологической и диалогической формой речи и осуществления взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


10
Лепим подарки. Поделка «Подкова»
2
Индивидуальная работа
Л. формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Р. привитие навыка преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. формирования умения соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу и использовать речь для регуляции своего действия.


11
Освоение объёмной композиции. Лепка фигуры человечка
2
Индивидуальная работа
Л. формирование устойчивого интереса к новым способам познания.
Р. формирование умения самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
П. привитие навыка использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. формирование умения владеть монологической и диалогической формой речи.



12
Создание панно «Лесные картинки» с использованием природных материалов
3
Беседа, демонстрация наглядного материла, лепка
Л. формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни, выраженной познавательной мотивации.
Р. привитие навыка преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. привитие навыка владения монологической и диалогической формой речи и осуществления взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


13
Лепка карнавальной декоративной маски
2
Индивидуальная работа
Л. формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Р. формирование умения самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
П. привитие навыка использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. формирование умения владеть монологической и диалогической формой речи.


14
Панорама «Подводное царство»
2
Коллективная работа
Л. формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни, выраженной познавательной мотивации.
Р. привитие навыка преобразовывать практическую задачу в познавательную.
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. привитие навыка владения монологической и диалогической формой речи и осуществления взаимного контроля и оказания партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


14
Объемная композиция «Корзина с цветами»
2
Индивидуальная работа
Л. формирование устойчивого интереса к новым способам познания.
Р. формирование умения вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок и умения выполнять учебные действия в материале, речи, в уме
П. привитие навыка использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
К. формирование умения владеть монологической и диалогической формой речи.


15
Завершающее занятие. Подведение итогов. Выставка работ
2
Беседа
Л. формирование адекватного восприятия критики, понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности
Р. формирования умения самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
П. привитие навыка использования методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни
К. привитие навыка владения монологической и диалогической формой речи и умения обоснования собственной позиции.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
Выгонов В. В. Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. - М.: Издательство» Первое сентября», 2002
Гусева И. Соленое тесто. Москва. Мой мир. 2006.
Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
Поделки исувениры из соленого теста. Ткани, бумаги и природных материалов. Москва. Мой мир. 2006.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего образования. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007.
Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011

Планируемые результаты изучения курса.
В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Ученик научится называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Ученик получит возможность научиться уважительно относиться к труду людей, понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей поделки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
15