Программа курса внеаудиторной деятельности Чээн (тестопластика) 1 класс


МР «Верхневилюйский улус (район)»
МКУ Управление образования
МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО
Протокол № ___
« ___ » _____________ 2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора по УР:
_____________ /Санникова С.П./
« ___ » _____________ 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ОУ:
____________ /Кардашевский С.Н./
« ___ » _____________ 2015г.




Рабочая программа
курса внеаудиторной деятельности
«Чээн» - тестопластика
по социальному направлению
для 1 Б класса
на 2015 - 2016 учебный год
Руководитель:
Софронова Мария Иосифовна
2015 г.
с. ДюллюкюӀ. Пояснительная записка

Рабочая программа «Чээн» составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников социального направления «Тестопластика» С. И.Новиковой и Концепции педагогики олоҥхо в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа «Тестопластика» призвана сформировать у учащихся не только духовно-эстетические качества, но и направлена социализацию каждого учащегося. Поскольку социализация занимает сегодня всё более значительное место в процессе формирование личности. Программа способствует созданию системы знаний ребёнка, где наиболее продуктивно будут развиваться познавательные, художественные, творческие способности детей с учётом их индивидуальности на основе собственной деятельности.
С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы - это неповторимый стиль и уют в доме. Сделать оригинальные, красивые, легкие и прочные украшения для интерьера можно своими руками. А творческая работа способствует относиться к своей жизни творчески, поиску решений существующих проблем.
Организация внеурочной работы осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы школы. Именно внеурочная деятельность призвана научить детей понимать красоту труда, в процессе которой создаются творческие произведения, которые являются духовными богатствами. Темы работ исходят из Концепции педагогики олоҥхо. Посредством отобранных тем девочки знакомятся с с самобытной культурой народа саха, с олоҥхо.
Цель программы «Чээн»: способствовать социализации ребёнка посредством формирования художественно- эстетического способа познания мира олоҥхо.
Задачи:
- развивать творческие способности школьника, стремление создавать вокруг себя красоту;
- закреплять и расширять знания в области декоративно- прикладного искусства;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространёнными материалами и инструментами.
Программа «Чээн» работает по следующим направлениям:
Дети под руководством педагога осваивают рельефное, барельефное, объёмное изображение, учатся грамотно составлять несложные композиции, изучают цветовую гармонию и стилизацию форм предметов. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по изобразительному искусству, дополнительного времени, собранности, умения правильного общения, поэтому на первом этапе необходимо поддерживать заинтересованность детей.
Поиск оригинальных решений в процессе работы способствует развитию зрительно- образной памяти, пространственного мышления, фантазии, эстетического отклика на красоту. По окончанию первого года занятий кружковцы должны уметь самостоятельно составлять композиции с учётом композиционных центров, стилизовать растительные и животные формы, проявлять творческую самостоятельность в выборе темы и цветовых решений с учётом элементов цветоведения.
Деятельность детей приобретает всё более творческий характер, что способствует побуждению фантазии, умению видеть прекрасное, рождаются положительные эмоции. Руководитель кружка становится наставником, помогая детям ощутить себя мастерами, умеющими создавать своими руками неповторимый стиль и уют в доме.
Программа «Чээн» рассчитана в год на 34 часа, 1 час в неделю.
ӀӀ. Тематический план

п/пНаименование тем Количество часов
всего теория практика
1. Что такое тестопластика? 1 0,5 0,5
2. Способы создания простых деталей. 2 0,5 1,5
3. Домашняя утварь народа саха. Чороон. Кытыйа. Хамыйах. 5 0,5 4,5
4. Узоры народа саха. Харысхал. Чаппараах. 5 0,5 4,5
5. Священное дерево эпоса олоҥхо. Аал Луук мас. 3 0,5 2,5
6. Коновязь – сэргэ. 2 0,5 1,5
7. Панно. Олоҥхо дойдута. Ыһыах. 6 0,5 5,5
8. Объемные фигуры. Лошадь. Герои олоҥхо. 6 0,5 5,5
9. Композиция. Олоҥо дойдутун оҕотобун. 2 0,5 1,5
10. Оформление работ для итоговой выставки 1 1
11. Подведение итогов, награждение детей 1 1
Итого: 34 ӀӀӀ. Содержание курса
Что такое тестопластика? Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Знакомство с лепкой из солёного теста. Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Познакомить с основными инструментами. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой.
Способы создания простых деталей. Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. Жгут. Лепестки. Приемы крепления.
Домашняя утварь народа саха. Чороон. Кытыйа. Хамыйах. Способы лепки, приемы лепки. Соединение деталей. Последовательно изображение. Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др.
Узоры народа саха. Харысхал. Чаппараах. Особенности и значение якутского узора. Способы лепки, приемы лепки. Соединение деталей. Учить соединять детали «примазыванием». Учить сочетать между собой различные заготовки.
Священное дерево эпоса олоҥхо. Аал Луук мас. Последовательность изображения. Последовательность лепки. Особенности лепки. Особенности формы, деталей, пропорции. Последовательное соединение деталей. Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа». Учить лепить предметы конусообразной формы путём вдавливания.
Коновязь – сэргэ. Знакомство с работой мастеров. Создание общего представления о готовом изделии и его конструкции. Особенности лепки. Последовательность, соединение деталей, разные приемы лепки.
Панно. Олоҥхо дойдута. Ыһыах. Создание рельефа. Способы создания форм. Соединение разных деталей, украшение и раскраска.
Объемные фигуры. Лошадь. Герои олоҥхо. Выражение позы. Последовательность, мелкие детали. Беседа об истории якутского народного костюма. Обсуждение технологии создания силуэтной куклы. Определение последовательности выполнения работы. Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом».
Композиция. Олоҥо дойдутун оҕотобун. Формирование представления об истории возникновения кукол посредством беседы, презентаций и иллюстраций по теме. Создание композиции.
Оформление работ для итоговой выставки. Подготовка изделий к выставке. Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
Оформление выставки. Развивать навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей.
ӀV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны знать:
виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
историю возникновения лепки из солёного теста;
основные приемы работы с соленым тестом;
названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
об особенностях лепных игрушек;
о проектной деятельности.
Должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
применять разные формы лепки;
определять последовательность действий при выполнении работы;
изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их простейшие движения;
объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.
V. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и педагогом.
Скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения.
Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях.
Оригинальность предлагаемых художественных решений.
Окрепшая моторика рук.
Метапредметные:
Регулятивные:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
соблюдать правила безопасной работы во время изготовления изделий, организовывать рабочее место.
 Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу.
Познавательные:
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
VӀ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметаОценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД:
самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося – развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения;
смыслообразование – понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремление к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких учебных действий, которые направлены на анализ своей познавательной активности и управление ею.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.
VII. Календарно-тематическое планирование
№ Тема Часы Основное содержание Формирование УУД Дата
план факт
Что такое тестопластика? 1 Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Беседа о тестопластике.Ознакомление с особенностями занятий. Необходимость соблюдения техники безопасности. Материалы и инструменты, используемые на занятиях. Р.- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания инструментов. Уметь организовать свое рабочее место; подготовить рабочий материал – соленое тесто.
П.- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; объяснять свой выбор предметов; делать выводы о наблюдаемых явлениях.
К.- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 02.09. Способы создания простых деталей. 2 Способы лепки, приемы лепки. Соединение деталей. Последовательно изображение. Р.- определять и формулировать цель внеурочной деятельности, понимать смысл инструкции и принимать учебную задачу.
П.- отвечать на простые вопросы учителя, сравнивать предметы, объекты, определять тему занятия.
К.- участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. 09.09. 16.09. Домашняя утварь народа саха. Чороон. 2 Способы лепки, приемы лепки. Соединение деталей. Последовательно изображение. Р.- принимать особенности организации рабочего места, рационально располагать материалы и инструменты, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным образцом, оценивать результат своей деятельности.
П.- наблюдать и называть особенности композиций; сравнивать предметы и объекты, находить общее и различное, группировать на основе существенных признаков.
К.- вступать в диалог.
23.09. 30.09. Домашняя утварь народа саха. Кытыйа. 2 07.10. 14.10. Домашняя утварь народа саха. Хамыйах. 1 21.10. Узоры народа саха. Харысхал2 Особенности и значение якутского узора. Способы лепки, приемы лепки. Соединение деталей.
Последовательно изображение. Р.- рационально располагать материалы и инструменты на парте, называть то новое, что освоено, оценивать результаты своей деятельности, работать в определенной последовательности с пошаговым контролем.
П.- называть свойства, выделять главное, понимать цель, находить ответы на вопросы, используя свой опыт, открывать новое знание через практическое исследование.
К.- Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. 28.10. 11.11. Узоры народа саха. Чаппараах. 3 Последовательность лепки. Особенности лепки. Р.- организовывать рабочее место, оценивать результат своей деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий на уроке.
П.- использовать свойства соленого теста в работе, понимать поставленную цель и находить способы ее решения, изготавливать изделие с опорой на иллюстрации.
К. - использовать речь для регуляции своего действия. 18.11. 25.11. 02.12. Священное дерево эпоса олоҥхо. Аал Луук мас. 3 Особенности формы, деталей, пропорции. Последовательное соединение деталей. Р.- определять план выполнения задания на занятии, проговаривать последовательность действий, оценивать результаты своего труда.
П.- придумывать и предлагать свои варианты сборки деталей,
использовать свойства пластилина в практической работе.
К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе. 09.12. 16.12. 23.12. Коновязь – сэргэ. 2 Особенности лепки. Последовательность, соединение деталей, разные приемы лепки. Р.- принимать и удерживать учебную задачу, организовывать рабочее место, оценивать результат своей деятельности, осуществлять пошаговый контроль.
П.- использовать свойства материала в практической работе, понимать поставленную цель и отделять известное от неизвестного, переносить известные знания на новый вид работы.
К.- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. 13.01. 20.01. Панно. Олоҥхо дойдута. 3 Выражение позы. Последовательность, мелкие детали. Р.- понимать и принимать учебную задачу, определять план выполнения задания, учиться высказывать свое предложение,
П.- определять тему, ориентироваться в системе своих знаний, анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков.
К.- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях, соблюдать простейшие нормы речевого этикета. 27.01. 03.02. 10.02. Панно. Ыһыах. 3 Создание рельефа. Способы создания форм. Соединение разных деталей, украшение и раскраска. Р.- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов, организовывать свое рабочее место.
П.- ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного. Понимать заданный вопрос, строить в соответствии с ним ответ в устной форме.
К.- допускать существование различных точек зрения, отвечать на вопросы учителя, товарищей. 17.02. 24.02. 03.03. Объемные фигуры. Лошадь. 2 Знакомство с работой мастеров. Создание общего представления о готовом изделии и его конструкции. Р.- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами, оценивать результат своей деятельности.
П.- переносить известные знания и умения на схожие виды работ, выбирать оптимальный способ для выполнения задачи, ориентироваться и пользоваться материалами учебника.
К.- Выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. 10.03. 17.03. Объемные фигуры. Герои олоҥхо. 4 Беседа об истории якутского народного костюма. Обсуждение технологии создания силуэтной куклы.
Последовательность выполнения работы. Р.- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия.
П.- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
К.- задавать вопросы адекватно использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач. 07.04. 14.04. 21.04. 28.04. Композиция. Олоҥо дойдутун оҕотобун. 2 Формирование представления об истории возникновения кукол посредством беседы, презентаций и иллюстраций по теме. Создание композиции. Р.- рационально организовывать свое рабочее место под руководством учителя; контролировать последовательность действий на уроке, оценивать результаты своей деятельности.
П.- наблюдать особенности объемного исполнения работы, сравнивать, узнавать, анализировать, открывать новые знания и практические умения через пробное действие.
К.- Выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. 05.05. 12.05. Оформление работ для итоговой выставки 1 Подготовка изделий к выставке. Учить объединять предметы в композицию, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой. Р.- Корректировать свою деятельность и деятельность партнёра при организации выставки; проводить оценку и самооценку.
П.-; находить ответы на вопросы, используя свой опыт.
К.- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе. 19.05. Подведение итогов, награждение детей 1 Навыки общения и согласовывать свои интересы с интересами других детей. Р.- анализ результата своей работы, дать оценку и самооценку.
П.- ориентироваться в системе своих знаний.
К.-оценивать в доброжелательной форме; уважительное отношение к труду друзей. 26.05. VIII. Учебно – методические средства

Литература для учителя:
Вакуленко Ю. А.- Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) Волгоград: Учитель, 2007
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы: Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост.– Волгоград: Учитель. 2011
Литература для детей:
Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов / Пер. с пол.- М.: Мой мир. 2006
ӀX. Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства обучения:
Многофункциональный компьютер МSI.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор Hitachi CP-X2514WN.
Фотоаппарат.
Материальное обеспечение: мука, соль, клей, вода, скалки, резец, доски для лепки, краски, кисти художественные.Наглядные средства обучения: фотографии с изображением композиций, динамические таблицы, готовые изделия, таблицы с элементами цветоведения.