Выступление на педконференции Учебник для жизни
Павленко Анжелика Владимировна
УЧЕБНИК ДЛЯ ЖИЗНИ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар гимназия № 88, учитель русского языка и литературы
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования, в 2016-2017 году существенно отличается от перечня прошлого года. Есть в перечне новые учебники, но, к сожалению, проверенные временем и практикой учебно-методические комплекты в него не включены. В частности беспокоит отсутствие УМК по русскому языку под редакцией С.И. Львовой.
Являясь одним из учителей, внедрявших учебник в образовательный процесс, могу констатировать главное - это современный учебник, который формирует языковую личность. УМК отличается сообразностью отбора материала, строгой научностью в сочетании с практической направленностью. Это учебник для жизни.
Учителя, работавшие по данному УМК, утверждают, что данный комплект учебников даёт стабильно высокие результаты обучения, способствует повышению эффективности образовательного процесса в современной школе, создаёт реальные условия для качественного обучения, развития и воспитания учащихся с применением современных педагогических средств.
Сводка предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения текста проекта нормативного правового акта «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», насчитывала не один десяток просьб и даже требований о возвращении учебника по русскому языку под редакцией С.И. Львовой в федеральный перечень.
Можно весомое количество плюсов перечислить в пользу учебно-методического комплекта по русскому языку под редакцией С.И. Львовой, но хотелось бы остановиться на одном из приоритетных направлений ФГОС, так успешно реализованном в данном УМК.
Речь пойдет о воспитании, о нравственных ориентирах. Духовно-нравственное развитие школьника невозможно без приобщения его к культуре народа, и учителя-словесники осуществляют это приобщение в процессе изучения с детьми родного языка и литературы. Не секрет, что из всех школьных предметов русский язык и литература имеют самый большой воспитательный потенциал.
УМК по русскому языку под редакцией С.И. Львовой, на мой взгляд, является особенно интересным с точки зрения воспитательных возможностей.
Одно из основных требований к личности выпускника средней школы – это сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей. Что мы считаем общечеловеческими ценностями? Доброту и милосердие, равноправие и справедливость, ответственность и свободу выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг. Каким образом можно воспитывать эти качества на уроках русского языка?
Откроем учебник под редакцией С.И. Львовой и посмотрим, с каким языковым материалом нам предлагается работать.
Седьмой класс. Тема урока – правописание наречий. Текст «Где живет совесть?», взятый из рассказа М.Е.Салтыкова-Щедрина. Задание из рубрики «Пишем творческую работу»: списать текст, оформляя его в соответствии с орфографическими нормами, подчеркнуть наречия как члены предложения, объяснить значение выделенных слов, доказать, что эти слова являются устаревшими.
Очень важным является второе задание: «Попробуйте сочинить продолжение текста. Какую мысль вы будете развивать?»
Для другой творческой работы – изложения – предлагается стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей», содержание которого никого не может оставить равнодушным.
Авторы включили в учебник тексты о человеческой благодарности, о любви и самопожертвовании, об уважении к старшим, о почитании родителей. Это тексты из произведений К. Паустовского, Б. Ржевского, В. Осеевой и других авторов.
Следующее важнейшее требование к личности современного молодого человека - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Родине, готовности к служению Отечеству, к защите Отечества. Эти качества в течение многих веков были национальной чертой русского народа и на современном этапе развития нашей страны становятся еще более востребованными.
Шестой класс. Текст К.Ушинского «Наше Отечество», в котором автор объясняет, почему мы зовем Россию Отечеством, матерью, Родиной. Прочитаем последнее предложение: «Много есть на свете и краше России разных государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».
Шестиклассники определяют тему, основную мысль, тип и стиль речи, средства связи предложений, объясняют, почему в тексте используется повтор одних и тех же слов.
В учебнике 5 класса есть несколько текстов о нашем национальном символе – берёзе. В одном из них рассказывается о том, почему березу считают русским деревом, в другом тексте говорится о празднике березки. Пятиклассники узнают, что в старину на Руси Новый год праздновали не с елкой, а с березой. А перед написанием сочинения по картине Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща» ребятам предлагается прочитать отрывок из книги Владимира Алексеевича Солоухина «Третья Охота»: «Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво – одно цветами, другое – листвой, третье – осанкой и ростомНо нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.»
Учебник русского языка рассказывает школьникам об укладе жизни русских людей, о крестьянской избе, о ткацком станке, о народных промыслах: гжельской росписи, дымковской игрушке, о жостовском подносе.
Есть в учебнике и тексты о государственных символах (например, о флаге), об эпохе правления Петра I и Ивана Грозного, об исторических улицах Москвы, об архитектурных шедеврах России (например, о Большом театре, открытие которого после шестилетней реконструкции отмечалось как национальный праздник), о современных и старинных городах России. Есть задания на знание истории своего города и своей семьи.
Учебник С.И. Львовой помогает в изучении истории России, ее культуры и искусства, что, безусловно, способствует воспитанию гордости за свою страну, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, уверенности в ее великом будущем.
Занимаясь по данному учебнику, ребята учатся видеть и ценить скромную красоту русской природы. Тексты учебника рассказывают о русском лесе, об Онежском озере и Байкале, о ветке смородины, о кусте рябинника. О русской снежной зиме. «В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, и суровая ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса». (Е.Осетров).
Данный учебник способствует воспитанию любви к родному языку, учит внимательному и бережному отношению к слову, осознанному усвоению законов языка.
На одном из первых уроков пятиклассники читают высказывание К.Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Ребятам предлагается выучить высказывание К.Паустовского наизусть и записать по памяти.
Каждый новый раздел учебника начинается эпиграфом. Обычно им служит высказывание о разделе языкознания или языке одного из ученых-лингвистов, великих русских писателей: Н.В. Гоголя, С.Я. Маршака, А.Н. Толстого, М.В. Ломоносова. Эти строки в очередной раз убеждают школьников в красоте, значимости и величии родного языка.
Много внимания уделяется изучению истории языка: со страниц учебника школьники узнают о развитии славянской письменности, о славянской азбуке, об исторических изменениях языка (например, о редуцированных гласных, об изменении лексического значения слов с течением времени, об изменениях в грамматическом строе и пунктуации).
Седьмой класс. Изложение по тексту о новгородской грамоте XII века. Работая с текстом, семиклассники выявляют изменения, которые произошли в языке на протяжении столетий, убеждаются в важности употребления знаков препинания, пробелов между словами и заглавных букв для правильного понимания письменной речи, а затем сжато пересказывают текст.
Учебник рассказывает об ученых-филологах, которые внесли большой вклад в развитие и становление лингвистической науки, например, о М.В. Ломоносове, В.И. Дале, Л.В. Щербе.
Большое внимание уделяется искусству слова. Изучение каждой части речи заканчивается темой «Правильное употребление», в которой рассматриваются орфоэпические, грамматические, лексические нормы, а также нормы употребления в словосочетании, предложении, тексте.
Такой подход к изучению языка развивает познавательный интерес, прививает любовь к родному языку, гордость за свой язык и уважение к своему народу, а это является одной из составляющих патриотизма.
Подытоживая все вышесказанное, мы видим, что учебник русского языка под редакцией С.И. Львовой помогает формировать личность школьника на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества, поэтому хотелось бы, чтобы данное УМК все же заняло свое достойное место в федеральном перечне будущего года.
Список использованной литературы:
Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013.
Русский язык. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013.
Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2013.
e-mail: anzhelikapavlenko@yandex.ru
Рисунок 1Рисунок 215