Выступление на педконференции Из опыта работы по учебнику Л.М.Рыбченковой

1 слайд. Ровно 3 года назад мне и моим коллегам из гимназии №88 посчастливилось познакомиться с УМК по русскому языку Лидии Марковны Рыбченковой.
2 слайд. Данное знакомство проходило в рамках курсов повышения квалификации, а также в рамках педконференции учителей русского языка и литературы, где представлял данный УМК один из его соавторов - кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ имени А.П. Чехова Нарушевич Андрей Георгиевич.
3слайд. В настоящее время существует немало интересных УМК по русскому языку, но в выбранном нами, на наш взгляд, сфокусировано все то необходимое, что может не только научить школьника предмету с учетом ФГОС, но и привить любовь к родному языку.
4 слайд. Вот основные идеи ФГОС, реализованные в новом УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича:
Направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала.
Простота и лаконизм изложения теории.
Ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Ориентация на активную познавательную деятельность учащихся.
Направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения.
5 слайд. Среди достоинств данного учебника хотелось бы отметить фиксированный формат с системой «всплывающих окон» («Советы помощника», «Из истории языка», «Это интересно»), что позволяет систематизировать учебный материал, а также разнообразные виды учебной деятельности учащихся.
6 слайд. Структура параграфа в основном представлена следующим образом:
Орфографический практикум.
Языковой материал для наблюдения.
Теоретические сведения, правила, выводы.
Система тренировочных упражнений (языковых, коммуникативно направленных).


7 слайд.
Ряд упражнений представлен в форме тестовых заданий, кроссвордов, таблиц. В овладении же наиболее сложными вопросами по русскому языку помогут опорные таблицы, алгоритмы рассуждения при выборе той или иной орфограммы, различного рода памятки.
Текст и система заданий к нему. После текста даются задания в виде таблицы с разноуровневыми заданиями А (базовый уровень) и Б (повышенный уровень).
8 слайд.
Данный УМК также опирается на необходимость обучения учащихся различным видам чтения: ознакомительному, просмотровому, изучающему, поисковому (этому посвящена рубрика «Школа чтения»).
9 слайд. Текст является центральной единицей системы обучения. Разнообразные упражнения связаны с текстом (извлечение информации, ее переработка и систематизация; пересказ: подробный, выборочный и сжатый; анализ и редактирование текстов различных стилей и жанров; а также самостоятельное создание текстов).
10 слайд. В данном УМК ведется целенаправленная подготовка к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ). Проектной деятельности (лингвистические эксперименты, работа в парах, работа в группах) также уделяется достаточное время.
11слайд. Есть, конечно, и свои трудности в использовании УМК Рыбченковой Л.М., связанные с тем, что, например, поурочные разработки на полках специализированных магазинов трудно найти, что, работая над подготовкой к уроку, учитель затрачивает больше времени, чем обычно, но это в основном связано с тем, что педагог сам увлекается решением тех или иных лингвистических задач. Зато решебников по данному УМК тоже крайне мало, в основном в сети Интернет, что придает уверенности в том, что ученик самостоятельно будет выполнять домашнее задание.
12 слайд. Но какая бы трудность не возникала, учитель всегда может обратиться за помощью к одному из соавторов учебника Нарушевичу Андрею Георгиевичу (через сайт proshkolu.ru или по электронному адресу: anarushevich@yandex.ru), и он гарантированно получит ответ на любой вопрос. Не хотелось бы прослыть рекламодателем данного УМК, но учителям нашей гимназии, работающим по учебнику Рыбченковой Л.М. в 5-х -7-х классах (среди которых 6 гимназических и 3 общеобразовательных), и учащимся вышеуказанных классов интересно работать с этим УМК, и мы, конечно же, продолжим наше знакомство с ним.

15