Презентация к урокам музыки Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальном образовании
«Здоровьесберегающие технологии как способреализации обучения и воспитания в различных видах деятельности на уроках музыкив начальном образовании» Выполнила: Леонова Любовь Геннадьевна,учитель музыки, ВКК,МКОУ лицей № 4г. Россошь Воронеж 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНовый федеральный образовательный стандарт акцентирует внимание учителей на необходимость использовать разные педагогические технологии направленные на развитие школьников. В современной психолого-педагогической действительности широкое распространение получили здоровьесберегающие технологииИспользование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки должно обеспечивать ребёнку высокий уровень физического и психологического здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитывая у него культуру здоровья.
Цель применения в начальном школьном образовании отдельных здоровьесберегающих технологий наиболее полно отражает интересы современного общества в укреплении физического и духовного здоровья обучающихся, на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, профилактику стрессов, уменьшение психоэмоционального напряжения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:выявление психолого-педагогических условий использования здоровьесберегающих технология в процессе музыкально-педагогической деятельности;использование здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкально-продуктивной деятельности на уроках музыки в младших классах;- анализ эффективности здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей в процессе музыкально-продуктивной деятельности.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯЛИЧНОСТНЫЕ УУД:- осознание эффективности здоровьесбережения в учебной деятельности и личностного смысла учения;развитие музыкально-эстетического чувства, понимание его функций в жизни человека и общества.РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:- понимание здоровьесберегающей задачи и следование указаниям учителя;- умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;- оценивать свои достижения на уроке.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:умение овладеть способностью, понимать поставленную задачу.КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:- умение договариваться, выполняя различные роли в группе, сотрудничать;- уважительное отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Планируемыми результатами здоровьесберегающих технологий будут являться:умение воспринимать музыку, как многогранное преобразующее и оздоравливающее искусство;умение использовать терапевтические возможности музыкального искусства в своей жизни;- развитие музыкально-творческих способностей: формирование вокального слуха, грамотного исполнения вокальных произведений, чувства ритма, правильного дыхания, двигательной координации и тд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Слушание музыки» Музыка помогающая создать гармонию тела и души:В. А. Моцарт – любое его произведение даёт заряд положительной энергии;Ф. Шопен – его романтические произведения действуют на человека умиротворённо;П.И. Чайковский «Времена года», К. Дебюсси «Лунный свет», Сен-Санс «Лебедь
Музыка коммуникативного характера, создающая атмосферу взаимного доверия, вызывающая положительные эмоции:Л. Бетховен «Романс для скрипки с оркестром»; В. Моцарт симфония «Юпитер», «Маленькая ночная серенада» - 2-я ч.
Музыка реактивного характера, разрешающая аффективно-динамическую реакцию. Рекомендуется двухтемная музыка, вызывающая интенсивные отрицательные и положительные эмоцииБетховен – симфония № 5 1-я ч., соната «Апассионата» 2,3 ч.;Чайковский 1 концерт для ф-но с оркестром 1-я ч.;Шуман 4-я симфония 2-я ч.
Для профилактики утомляемости, при нервном истощении:Григ «Утро»; Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»;Моцарт увертюра «Свадьба Фигаро»;Бизе увертюра «Кармен»;Шуман «Грёзы» - для улучшения внимания, помогают сосредоточиться.
Музыка оказывает гармонизирующее воздействие на психические процессы.Гнев, раздражение: Вагнер «Хор пилигримов»;Угнетение, меланхолия: Бетховен «Ода к радости».От гипертонии: Бах, Чайковский, Шопен.Стабилизирует давление: Шопен, Чайковский «Лебединое озеро».Снятие головной боли: М. Огиньский «Полонез», Ф. Мендельсон «Весенняя песня».
Стимулирование творческого мышленияФортепианная музыка А. Скрябина, Ф. Шопен, симфоническая и фортепианная музыка С. Прокофьева, музыка Баха.Во время прослушивания желательно сидеть удобно, с закрытыми глазами, полностью расслабившись.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Пластическое интонирование» «Зеркала» - воплощение звучащей музыки в жестеВ. Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». Сен-Санс «Лебедь» (кисти рук волнообразными движением изображают движение воды, затем одна рука – вода, другая – плывущий лебедь)Чайковский «Вальс цветов» (бабочка – скрещенные кисти рук, порхает с цветка на цветок, распускается бутон, росинки – собираем на ладошку потом подбрасываем)Пластические этюды (хлопки, щелчки пальцами, цоканье языком, шуршание, шипение, жужжание и тд).Снимает психологический зажим, развивает двигательную активность, мышление, воображение, память, музыкальный слух.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Метод «Физвокализ»Звуки соответствуют определённым вибрациям. Метод «Физвокализа» улучшает работу сердца, активизирует мозг, нормализует функции других органов. Звук «Э» - действует на мозг, органы головы, железы внутренней секреции.Звук «А» - массирует глотку, гортань, щитовидную железу.Звук «О» - приводит в порядок диафрагму, печень, желудок.Сочетание «О-И; Я-Я» - массирует сердце.Сочетание «А-У-М» - стабилизирует кровеносную и костную системы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4Дыхательные упражнения.Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляя человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Известно изречение «Дышите глубже. Вы взволнованы». Как дышать? – через нос.
Полное дыхание – самое правильное и полезное. Оно вентилирует лёгкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма. Полное дыхание (надо освоить нижнее – диафрагменное, среднее – грудное, верхнее – ключичное). Младшим школьникам тяжело освоить полное дыхание, поэтому лучше постараться освоить способность дышать животом.
Упражнение «Шар лопнул»Сначала надуть «шар», короткий вдох при раздвижении рёбер, при этом раздвигаем руки в стороны. Затем мысленно «проколоть шарик» и медленно выпустить из него воздух через звук «с-с-с». Руки при этом медленно опускаются вниз. В конце упражнения хлопнуть ладошками – «шарик лопнул»
Упражнение «Снежинка» или «Листопад» или «Травинка» в зависимости от времени года. Сдуваем свою «снежинку» на ладошку сидящему рядом соседу. Вдох – носом, выдох без напряжения.
Очистительное дыхание.Упражнение «Рудка дров»Звукодвигательное упражнение с выдохом звуков «С-З-Ж». Для снятия напряжения – дыхательное упражнение: удлиняя выдох с помощью звука – «ХУ»; сложите губы как при произношении звука «У», сделайте энергичный вдох. Повторить 6-7 раз.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Физкультминутки или оздоровительные паузы.Обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности учащихся на последующем этапе урока.
Упражнение 1Разотрите ладонь о ладонь до появления тепла («Погреем ладошки»). Помассируйте пальцы. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины, затем более тщательно помассируйте их. Проделав это почувствуете как пропали вялость и сонливость, появились бодрость и свежесть.Упражнение 2«Рисование носом»Напишите в воздухе носом и подбородком цифры, буквы, нарисуйте предметы, фигуры, делая это с максимальным поворотом головы, изображения должны получиться высокими и большими. Двигать шеей нужно плавно, без рывков и излишнего напряжения, спину держать прямо. Это упражнение улучшает кровообращение головного мозга, работу шейных позвонков.
Упражнение 3«Лужок»Вышли уточки на луг: кря-кря-кряПолетел зелёный жук: ж-ж-жГуси шеи выгибали, клювом крылья расправляли.Зашумел в пруду камыш: ш-ш-шИ опять настала тишь.
Для профилактики близорукости и укрепления мышц глаз.Гимнастика доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям: вверх – вниз, влево – вправо, зажмурившись снять напряжение, считая до 10-ти.Упражнение «Круг»Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.Упражнение «Квадрат»Представить большой квадрат, переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний – правый нижний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6Игра на музыкальных инструментах.Значительно способствует не только развитию музыкальности учащихся, но и активизирует их эмоциональное восприятие музыки, улучшает психологическое состояние. Игра на инструментах – это всегда радость и эмоциональный всплеск чувств. Снимает напряжение, раздражительность, тренирует и развивает чувство ритма, тембровый слух, музыкальный слух в целом.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательной деятельности младших школьников ориентированы на развитие музыкально-эстетического чувства, понимании их функций в жизни, здоровье человека и общества в целом. Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЛихолет Н.Н. Искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе. – Воронеж: ВГПУ, 2003.Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки по методике Вероники Коэн. Искусство в школе. 1997. № 1,2.Китова Л.А. Пластическое интонирование на уроках музыки. Музыка в школе. 2014. № 3, 5.Лобанова Е.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки. Образование в современной школе. 2005. № 9.Храменкова Е. Физкультминутки на уроке фортепиано. Музыка в школе. 2015. № 3.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования; Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск; Ленинград: Наука, 1991.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. – Киев: Муз. Украина, 1989.