Статья на тему Проблемы здоровья и здоровьесбережения в современной школе.

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Сунева Анна Владимировна
Учитель физической культуры
МБОУ «СОШ № 11» НГО
anna.suneva@mail.ru

Одной из приоритетных задач системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьника.
По мнению специалистов 75% всех болезней человека заложено в детском возрасте. Среди появившихся на свет младенцев здоровы около – 30%. К моменту поступления в школу здоровыми считаются – 20%.
За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Численность близоруких увеличивается с 1 класса к выпускному классу с 4% до 12%. Детей с нервно-психическими расстройствами с 6% до 16%. С нарушением осанки с 2% до 16%. Именно эти заболевания относятся к группе «школьных заболеваний». Эти данные заставляют серьёзно задуматься учителей школы о сохранении здоровья школьников.
Более половины учащихся 5–9 классов страдают хронической патологией, каждый четвёртый ребёнок имеет III группу здоровья (для учащихся с III группой здоровья должны организовываться специальные медицинские группы).
Причины этой ситуации – это и травмы в период родов, информационные перегрузки, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, нарушения экологии.
Главное и ключевое звено в цепи всех этих причин – недостаток общей и специальной развивающей двигательной активности ребёнка, навязанная ребёнку обществом гипокинезия.

Актуальностью данного вопроса является значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, изменение структуры хронической патологии, увеличение числа учеников имеющих несколько диагнозов.
Центральной проблемой является широкое распространение в подростковой среде поведенческих факторов риска: курения и употребления алкоголя. Свою негативную долю вносят и СМИ, в результате чего представления подростков о высоком качестве жизни достоверно коррелирует с курением и употреблением алкоголя. При этом рейтинг курения значительно выше, чем рейтинг занятий спортом.
В этих условиях внедрение в практику здоровьесберегающих технологий является одним из эффектных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и обеспечение уровня здоровья детей.
Учителями нашей школы разработаны программы здорового образа жизни. В них реализуются следующие здоровьесберегающие принципы:
– создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
– организация физкультурно-оздоровительной работы;
– организация работы с родителями.
В школе проводятся физкультминутки, дыхательная гимнастика, психогимнастика и музыкотерапия, гимнастика для глаз, фитбол-гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, игры малой и средней подвижности, соблюдается индивидуальный подход к ребенку.
Большую роль для создания у учащихся мотивации к выполнению правил поддержания и укрепления здоровья играют проведение во внеурочное время спортивных праздников, соревнований.
Особое внимание уделяется информационно-воспитательной работе с родителями учеников. Школьный педагог проводит индивидуальную работу, учитывающую уровень образования и психологические особенности учащихся. Эта работа, направлена на создание благоприятного психологического климата в окружении ребенка, формирование потребности в физическом и интеллектуальном развитии.
Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Исходя из вышеизложенного, я считаю, что внедрение в практику здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.

Список литературы
Анохина Ж.А. Особенности физического развития городских и сельских подростков / Ж.А. Анохина, А.Н. Корденко, М.А. Малютина // Физиология развития человека. – М.: Вердана, 2009. – С. 8–9.
Дембинская, Н.Г. Статистический сборник / Н.Г. Дембинская. – 2003.
Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений /А.А. Потапчук, М.Д. Дидур – СПб.: Речь, 2001.
Рахманин Ю.А, Ушаков И.Б, Рапопорт И.К, Соколова Н.В // Гигиена и санитария. – 2010. – № 2. – С. 67–70.


15