МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУЛИНАРИИ


ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕМА: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУЛИНАРИИ» Выполнила: учитель технологии, МБОУ «СОШ №15» Эльдерова М.З. Актуальность Исследование проблемы организации практической работы на уроках кулинарии обусловленной требованиями ФГОС нового поколения.Обеспечивание подготовки учащихся к будущей трудовой и общественно-полезной деятельности. Объект исследования: практическая работа учащихся на уроках технологии по разделу «Кулинария». Предмет исследования: Цель исследования: провести анализ методики организации практической работы учащихся на уроках кулинарии. методика организации практической работы учащихся на уроках кулинарии. Задачи исследования: 1. Выявить роль и значение практической работы в технологической подготовке учащихся на уроках кулинарии.2. Провести методический анализ содержания практической работы по кулинарии.3. Проанализировать планирование лабораторных, практических работ по кулинарии в 5 -7 классах.4. Разработать планы-конспекты уроков по кулинарии.5. Провести анализ учебно-материальной базы по разделу «Кулинария».6. Описать планировку кабинета обслуживающего труда, организацию рабочих мест учащихся и учителя. Методы исследования: теоретические (изучение педагогической и научно-методической литературы, анализ образовательных программ и учебников по технологии, научная интерпретация полученной информации)практические (наблюдение за педагогическим процессом, беседы с учителями технологии). «Кулинария» – один из основных разделов в программе «Технология» для  направления  «Технологии ведения дома». На его изучение отводится не менее 31 часа (за все три года обучения с 5 по 7 кл). В данном разделе учащиеся знакомятся с основами санитарии и гигиены, физиологии питания, изучают вопросы товароведения (свойства и питательная ценность пищевых продуктов), технологию приготовления блюд из овощей, яиц, круп, макаронных изделий, молока, рыбы, мяса и других продуктов, с правилами сервировки стола с приготовлением обеда в походных условиях. При разработке практических работ по этому разделу рекомендуется придерживаться принципа от простого к сложному как при формировании знаний, так и  умений учащихся. Для контроля знаний и умений учащихся на практических занятиях по кулинарии можно использовать следующие задания: органолептическая оценка блюд;  задания на поиск ошибок в описании технологии приготовления блюд; домашний учебный эксперимент.  Использование дидактических средств. Таких как: 1) Формы нарезок – овощи нарезают простыми и сложными формами и упаковывают в банки в уксусно-солевом растворе (на 1 л воды 30-60 г соли и 2 ст. ложки 3% или 9% уксуса). На банке – этикетка. Под крышкой не должно быть воздуха.2) Образцы круп в пробирках или стеклянных банках; образцы панировок в пробирках (мука, сухари панировочные, хлеб кубиками и соломкой).3) Коллекция специй в пробирках или баночках; коллекция макаронных изделий в стеклянных банках под крышками; коллекция рыхлителей (сода, углекислый аммоний, сухие дрожжи; коллекции чая, кофе, какао; коллекция ароматизаторов (ваниль, ванилин, кардамон, эссенции).4) Гербарий зелени или зеленой аптеки; натуральные образцы засушенных изделий из теста. В процессе проведения практических занятий, учитель может использовать различные наглядные пособия, плакаты, а также справочные таблицы: «Правила безопасности труда при кулинарных работах», «Виды нарезок овощей», «Калорийность отдельных продуктов», «Содержание витаминов в овощах», «Холодные закуски», «Оформление салатов», «Разновидности рыбы», «Рыбные закуски»; «Питательная ценность мясных продуктов»; «Оформление мясных блюд»; «Сервировка стола к обеду» и др. Методический анализ содержания практической работы по кулинарии показал, что: - при выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных инте­ресов и способностей учащихся;- интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание принести к сле­дующему занятию определенные продукты, сообщает, какие блюда они будут учиться готовить;- развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессы приготовле­ния пищи (нарезка, украшение), дегустации приготов­ленных блюд, сервировки и т. д. Планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом следующих основных моментов: 1. Проведение обязательного вводного инструктажа, содержащего рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек-заданий, наглядных средств обучения (на которых показаны те или иные операции, приемы работы), инструментов и приспособлении. 2. Разработка критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа. Данные критерии разрабатываются в соответствии с дидактической целью урока, с видом и объемом работы, временем, котopoe затрачивается на выполнение задания. Необходимо также учитывать степень самостоятельности школьников, умение использовать технологическую документацию, инструменты и приспособления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены. 3. Развитие творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы. Оборудование: а) основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления и другое оснащение рабочих мест учащихся;б) основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы. К нему можно отнести, например, практически все лабораторные установки и приборы;в) оборудование рабочего места учителя технологии;г) учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства;д) вспомогательное оборудование; Учебно-материальная база должна отвечать следующим требованиям: 1. Функционально-педагогическим требованиям (учебно-производственное оборудование должно создавать возможность показа учащимся рабочих приемов выполнения той или иной технологической операции и возможность применения всего арсенала методов обучения технологии)2. Технико-экономическим требованиям (соответствие типам массового современного оборудования и обеспечение достаточно высокой производительности труда учащихся; простота в сборке и использовании; соответствие требованиям техники безопасности, гигиены труда и противопожарной безопасности). 3. Эргономическим требованиям (приспособленность орудий и средств труда, а также самого процесса учебного и производительного труда учащихся их психологическим и физиологическим закономерностям развития). 4. Технико-эстетическим требованиям (оборудование должно быть не только удобным в работе, но и удовлетворять требованиям эстетики, способствовать воспитанию у учащихся хорошего художественного вкуса, вызывать чувство удовлетворения в процессе обучения). Заключение: в процессе выполнения практических заданий школьники не просто получают определённые трудовые навыки, но и решают проблемные технологические задачи. В результате такого образовательного процесса происходит формирование технологической компетентности и технологической культуры учащихся.при выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных инте­ресов и способностей учащихся;планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом проведения обязательного вводного инструктажа, разработки критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа, и развития творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы.уроки по кулинарии разрабатываются в соответствии с общедидактическими требованиями, где в структуру урока входят все основные этапыучебно-материальная база должна отвечать следующим требованиямпланировка кабинета обслуживающего труда предполагает обязательную организацию рабочих мест учащихся и учителя. Методическая литература Спасибо за внимание!