План конспект Мир кулинарии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА» ГОРОДА КЕМЕРОВО
План конспект
педагога дополнительного образования
Лобановой Юлии Владимировны
Тема занятия: «Мир кулинарии»
Образовательная деятельность: ДПИ
Возраст детей: 7-11 лет
Отдел: декоративно-прикладной
Пояснительная записка
Занятие разработано для детей 7-11 лет, по дополнительной общеразвивающей программе по декоративно-прикладному творчеству, рассчитанной на 1 год обучения. По данной программе дети изучают аппликацию, бумагопластику и пластилинографию, осваивают новые технологии и материалы, применяют их в своём творчестве
Целью данного занятия является: Расширить представление о разнообразии продуктов питания в жизни человека; Расширить представление детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах.
Задачи:
- формировать представление о значении питания в жизни человека;
- формировать умение выбирать полезные продукты;
- развивать мыслительную деятельность;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью
-воспитывать самоорганизацию учащихся;
Данное занятие проводится в игровой форме. Тип занятия комбинированный. Вид -занятие с дидактической игрой. Занятие рассчитано на 2 академических часа.
С воспитательной точки зрения очень важно перед началом занятия объявить цель планового занятия, показать образец готовой работы планового занятия и только после переходить на текущее занятие. Из опыта работы, в дальнейшем, когда дети, увидев образец готовой работы планового занятия к которому они небыли готовы, на следующие занятия дети стараются приносить материалы, не забывая об этом.
Методическая информация
Дополнительная общеразвивающая программа, год обучения, раздел программы Дополнительная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Ассорти» на 1 год обучения.
Время реализации занятия Середина учебного года. Средний возраст учащихся, на которых рассчитано занятие 7-11 лет
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики занятия Знать виды продуктов. Применение продуктов. Польза продуктов.
Уметь анализировать
Применять полученные знания в быту.
Необходимое оборудование и материалы Бумага формата А4, цветные карандаши, ручка.
.
Ход занятия
Слова, действия педагога Предполагаемые правильные слова, действия детей Примечание Время
Вводная часть: - Здравствуйте ребята
тема нашего сегодняшнего планового занятия пластилино графия «Мир фантазий». Вы должны были принести пластилин.
На сегодняшнем занятии мы с Вами должны были выполнить вот такую работу из пластилина .
Очень жаль, что Вы не готовы. Темы наших занятий не повторяются. Когда ещё у нас с Вами появится новая возможность стать маленькими кулинарами я не знаю. Но очень надеюсь, что посмотрев образец готовой работы, в дальнейшем Вы не будете меня подводить, и будете выполнять домашнее задание.
А что же мы с Вами будем делать сегодня? Дети рассаживаются, успокаиваются.
- Нет мы не готовы.
Разочаровываются, от увиденного образца работы, которую им предстояло сделать на этом уроке.
10мин.
Сегодня темой нашего занятия будет так же «Мир кулинарии», но уже не пластилинография. Сегодня мы с вами будем расширять свое представление об овощах фруктах и знакомиться с их полезными свойствами. Педагог проговаривает тему и цель нового занятия и после чего раздаёт детям, ручки карандаши и листы формата А4.
Основная часть. - Сегодня я получила письмо, а от кого не знаю. Может быть, вы догадаетесь – кто автор письма. На конверте только примечание: сказочный герой, в меру упитанная
девочка, любит баловаться сладким, у нее есть друг по имени Бараш, и живет она в сказочной стране на берегу моря.
-Правильно дети-это Нюша.
- А как Вам известно, Нюша ест очень много мучного и сладкого.
Письмо от Нюши.
Здравствуйте ребята! У мен я к Вам просьба, я совсем не умею готовить себе еду и плохо разбираюсь в продуктах. Знаю только, торты, пепси-колу, чипсы, мороженое, конфеты. И сегодня для своих друзей на праздник мне нужно приготовить праздничный стол для своих друзей. Совунья сказала, готовь только из полезных продуктов и оставила мне загадки, а я не знаю на них ответы. Не могли
бы вы мне помочь разобраться с этими загадками и научить меня из каких продуктов правильно готовить и определить какие из них полезные , а какие нет.
-Ну что ребята поможем Нюше?
-Хорошо, тогда у каждого у вас есть листочки. Листочек нужно разделить на 4 столбца, как пишет Нюша. Каждый столбец подписать: Десерт, Салат, Суп, Гарнир. Как мы уже с вами определились в столбики вписываем только полезные продукты.
- Гарнир ребята, это дополнение к мясным и рыбным кушаньям; делает их более сытными и питательными. Гарнир обычно приготовляют из круп, овощей, маринадов.
Загадки:
По весне одну сажаем
В теплую земельку,
А под осень выбираем
Целую семейку.
(Картошка)
-А картошка полезный овощ?
-Картофель — целебный продукт. В картофеле содержится много калия, фосфора , значительное количество магния кальция и железа. В клубнях найдены витамины С, В, В2, В6, В РР, Д, К, Е, фолиевая кислота, каротин и органические кислоты: яблочная, щавелевая, лимонная, кофейная, хлорогеновая и др.
- Будем вписывать картошку в нашу табличку?
Под рыжей шубой утаен,
Упрятан колобок,
На дольки равные делен,
А в дольках сладкий сок.
(Апельсин)
-Правильно ребята
В составе апельсина содержатся витамины (А, В1, В2, C, РР) и микроэлементы (магний, фосфор, натрий, калий, кальций и железо).
Все мы - сыновья картошки,
Но для нас не надо ложки.
Мы хрустим, хрустим, хрустим,
Угостить ребят хотим.
(Чипсы)
-А чипсы полезные?
-А почему вы считаете, что они полезные?
-Не все полезно, то что вкусно.
Для придания определенных вкусовых качеств в чипсы добавляется количество промышленной химии, порой превышающее вес самого картофеля: это красители, усилители вкуса, ароматизаторы, идентичные натуральным.
-Будем чипсы вписывать в нашу табличку здорового питания?
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)
- Правильно дети лук. А какая польза в луке?
-Богат лук витаминами. В нем есть витамины E и C. Большой ряд витаминов группы B. Это и тиамин, и рибофлавин.. Большой выбор в луке репчатом макро и микро элементов.
-Будем лук записывать?
Волосатый орех
Не раскрыть без труда.
Кто способен, для тех
В нем живая вода
(Кокос)
- Ну с экзотическим фруктом я вас немного сама познакомлю, не спрашивая о пользе его.
В кокосе содержится калий, кальций, магний, фосфор, витамин Е, С, фолат и клетчатка.
Мякоть кокоса улучшает пищеварение и зрение, восстанавливает силы, повышает иммунитет, препятствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний.
Кокос обладает противовоспалительным, антимикробным действием.
-Ну а теперь как вы считаете кокос нам подходит?
- А скажите ребята, а в какой сектор вы отнесете кокос?
-Хорошо, десерт будет вкусным. А еще куда кокос можно отнести.
Нюше и ее друзьям наверное будет очень интересно попробовать этот орех не только в десерте.
-На самом деле ребята из кокосового молока готовят еще и суп Том Ям. В Таиланде этот суп очень распространен в него входит кокосовое молоко, креветки, стебель лимонного сорго (приправа трава), сахар чеснок, лайм, грибы шиитаке. В России у нас тоже можно приготовить такой суп. Так куда мы отнесем помимо десерта кокос?
- Правильно ребята.
Ну что ж продолжим помогать Нюше.
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)
- Капуста обладает способностью сохранять в себе витамин С продолжительное время. Витамина С в капусте больше, чем в мандаринах и лимонах, и в 10 раз больше, чем в моркови.
Помимо прочих витаминов в капусте содержатся также витамины В1, В2, РР (хотя и в небольших количествах), а также фолиевая, пантотеновая кислоты, соли калия, кальция, фосфора и др. В белокочанной капусте сконцентрирован почти весь набор витаминов, необходимых человеку.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
(Морковь)
Морковь - очень полезный овощ для организма. Полезные и лечебные свойства моркови объясняются ее богатым составом. Морковь содержит витамины группы В, РР, С, Е, К, в ней присутствует каротин — вещество, которое в организме человека превращается в витамин А.
- А эта вот загадка ребята решать Вам ,что полезней, то и включим в список для Нюши.
Поспорили однажды Пепси и Вода
О том, кто же из них полезней?
Сказала Пепси: «Все дети любят лишь меня!
Детей бодрю и веселю –что может быть чудесней?»
Вода ей скромно отвечала: «Вся польза от меня».
Но газировка не молчала,
Журчала громко и бурчала:
«Какая польза от тебя?
Ведь ты невзрачна и уныла».
В ответ водица говорила:
«Я зубы деток берегу,
Иммунную систему».
Но газировка ей в ответ
С ухмылкой всё твердила:
«Вкусней меня нет ничего на свете!
И это знают все дети на планете!»
- А как вы ребята считаете, что важнее пепси-кола или вода?
-Правильно ребята.
Пепсикола- газированный напиток содержит в себе добавки как, E952, E150d, E950, E951, E338, Е330, Аromas, Е211.
Бусина красна,
Сладкого полна,
А в бусине тросточка,
На тросточке косточка
(Вишня)
-Вишня это вообще кладезь витаминов. Она содержит в себе витамины А, С, Е, Н, РР, группы В, пектины, органические кислоты, крахмал, натуральные сахара, углеводы; минералы: кальций, магний, натрий, калий, фосфор, хлор, сера, железо, цинк, йод, медь, марганец, хром, фтор, молибден, бор, ванадий, кобальт, никель, рубидий.
Она в кулаке-ожог,
Она в казанке-борщок
(Крапива)
Крапива содержит много микроэлементов — калия, кальция, железа, марганца, йода, натрия, меди, хрома.А куда вы ребята отнесете крапиву?
-Да ребята салат и еще и суп.Знакомый с детства белый сок,
Он дарит всем румянец щек.
Идут за ним к рогатым,
Дают его ребятам
(Молоко)
-Правильно ребята молоко. А молоко полезное?
-А какие у молока полезные свойства?
-Богато молоко витаминами А, D, и группы В (В1, В2, В12), макро- и микроэлементами, такими каккальций, калий, фосфор, магний, натрий, железо, фтор, йод . Молоко укрепляет иммунитет и положительно влияет практически на все системы и органы человека. Является хорошим средством для борьбы с простудными заболеваниями.
Жидкое кипело и свернулось,
Белым комом гущей обернулось.
Ничего и гуща нам с руки:
Будут с нею вкусными блинки.
(Творог)
- Это творог ребята. Творог – это кисломолочный продукт, который занимает одно из лидирующих мест среди диетических продуктов и рекомендуется при профилактике и лечении различных заболеваний. В состав этого продукта входят витамины А, С, Д и элементы группы В, а также в нем содержатся такие полезные вещества, как железо, фосфор, кальций.
-А вот сейчас ребята интересная загадка.
На ржаном настоян солоде,
Спрятан в погребе на холоде.
Всяк в жару к нему спешит:
Человека он живит
(Квас)
- И в какой раздел вы отнесете квас?
-Квас издавна используется не только как напиток, но и как продукт для изготовления различных блюд. Без него не обходились при изготовлении окрошек, ботвиний, киселей, холодников, свекольников и супов. Квас не только улучшает вкусовые качества блюд и создает разнообразие в питании, но и обогащает их химический состав, делает эти блюда более ценными и питательными.
-Это Нюша!
-Да поможем.
-Дети расчерчивают листочки.
Дети отгадывают загадки и записывают их в сектора.
-Картошка
-Да она полезная, в ней есть витамины.
-Да
-Апельсин и он полезен
-Чипсы
-Да
-Нет
-Они вкусные
-Нет
-Лук
- Он полезен при простудах.
-Да будем
-Да
-Десерт
- Салат
-Суп.
-Капуста и она полезная
-Морковь и она тоже полезная
- Пепси кола конечно вкусная, но вода полезней.
-Да она полезная
-Салат.
-
-Молоко
-Да полезное.
- Много кальция.
- Суп.
Коллективная беседа
Педагог зачитывает письмо Нюши.
Приложение №1
Дети должны по секторам вписывать ответы, в какой сектор относится какой продукт. Пишут произвольно, как они считают нужным. Один продукт может относиться сразу в несколько секторов.
Педагог зачитывает загадки.
Приложение№2
40 мин.
Практическая часть: Коллективная работа -Ну вот ребята, мы и ответили на все загадки. У каждого из вас на листочке по столбикам расписаны продукты. И давайте сейчас мы с вами решим, что будет готовить Нюша для друзей.
- Суп, что мы внесли в раздел суп?
- И какой суп мы сварим?
- Правильно ребята борщ, можно еще и щи.
-Хорошо, а дальше у нас салат. Какой салат будем готовить?
- Вкусный и полезный салат.
-А теперь гарнир, какой у нас будет гарнир?
- Ну вот добрались до десерта. И что же напишем в десерт?
-Хорошо ребята, а какой полезный напиток посоветуем нашим смешарикам?
-Квас полезен, а что если нам предложить им кокосовое молоко?
- Ну вот ребята, с загадками разобрались, меню составили, а теперь Вам нужно на листочках нарисовать самим обед для смешариков. Теперь уже Вам есть где пофантазировать и окунуться в кулинарию. Но не забывайте ,что было написано в письме , только полезные продукты. Дети активно отвечают на вопросы.
-Капуста, квас, морковка, картошка. крапива, лук.
- Борщ.
- Капуста, морковка, лук, апельсин.
-Картошка и капуста.
- Апельсины, вишня, творог, молоко.
- Квас.
- Да оно полезное тоже.
-Дети рисуют на листочках обед для смешариков, карандашами и фломастерами. Педагог с детьми коллективно разбирает меню для Нюши и ее друзей.
30 мин.
Анализ занятия. - Ну вот ребята мы с Вами побывали кулинарами. И каждый из вас нарисовал свое меню для смешариков. Какие выводы вы сделали?
Дети перечисляют свои ответы.
- Продукты бывают не только полезными , но и вредными. 10 мин.
А сейчас ребята давайте посмотрим на Ваши рисунки. Ребята показываю рисунки своего меню для смешариков. Рисунки разнообразные выполнены в разной цветовой гамме. Каждый ребенок на рисунке отражает свое правильное и полезное меню. Педагог помогает детям проанализировать свои рисунки и сделать выводы.
-На сегодня урок окончен ребята. До свидания. Задание на следующие занятие «Декоративная аппликация». Приносим цветную бумагу, клей, ножницы.
Педагог проговаривает, какое занятие будет на следующий урок и что нужно принести к уроку.
Приложение 1
Салат Десерт Гарнир Напитки
Приложение 2
E952 - Цикламовая кислота и её натриевые, калиевые и кальциевые соли. Заменитель сахара. Цикламат - синтетический химикат. Имеет сладкий вкус, в 200 раз превышающий сладость сахара, используется, как искусственный подсластитель. Относится к веществам, запрещённым к использованию в продуктах питания человека, поскольку является канцерогеном, вызывающим раковую болезнь. В 1969 году распоряжением Федерального Агентства по пищевым продуктам и лекарственным препаратам (FDA) 34 FR 17063 запрещён к применению на территории США, так как, было доказано, что он, как сахарин и аспартам, вызывает у крыс рак мочевого пузыря. В том же году запрещён в Канаде. В 1975 году запрещён в Японии, Южной Корее и Сингапуре. Запрещён к использованию в производстве напитков и в Индонезии.В 1979 г. всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) реабилитировала цикламаты, признав их безвредными!?2. E150d - краситель - сахарный колер 4, полученный по "аммиачно-сульфитной" технологии (CARAMEL 4 - Ammonia-sulphite). Т.е., сахарный колер(жжёный сахар) получают путём переработки сахара при определённых температурах с добавлением химических реагентов или без них. В данном случае, добавляют сульфат аммония.3. E950 - ацесульфам калия - в 200 раз слаще сахарозы. В безалкогольных напитках широко применяется смесь ацесульфама калия с аспартамом. Плюсы. Долго хранится, не вызывает аллергических реакций, не калориен. Минусы. Содержит метиловый эфир, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы, испарогеновую кислоту, оказывающую возбуждающее действие на нервную систему и вызывающую привыкание. Ацесульфам плохо растворяется. Продукты с этим подсластителем не рекомендуется употреблять детям, беременным и кормящим женщинам. Безопасная доза - не более 1 г в сутки.4. E951 - аспартам - сахарозаменитель для больных диабетом, состоящий из двух аминокислот(дипептид): аспарагина и фениланина. Рекомендуется также лицам, контролирующим свой вес. Национальная ассоциация безалкогольных напитков (NSDA), представляющая 95% компаний по производству безалкогольных напитков в США, составила протест, опубликованный в Отчете Конгресса США 7 мая 1985 года, описывающий химическую нестабильность аспартама. После нескольких недель в жарком климате (или, будучи нагретым до 30? по Цельсию (86?по Фаренгейту), основное количество аспартама в газированной воде распадается на формальдегид, метанол, фенилаланин и пр. Проглоченный, метанол (метиловый или древесный спирт, убивший или ослепивший тысячи любителей выпить) преобразуется в формальдегид, затем - в муравьиную кислоту (яд от муравьиного укуса).Формальдегид - это вещество с резким запахом, канцероген класса А. Фенилаланин же, становится токсичным, в сочетании с другими аминокислотами и белками. При беременности аспартам может воздействовать непосредственно на плод, даже, при употреблении в очень малых дозах. FDA получило более 10.000 жалоб на аспартам от потребителей, что составляет 80% всех жалоб на пищевые добавки. FDA молчит, общественность, в основном, ничего не подозревает, полагая, что, раз продукт так широко разрекламирован, то он должен быть безопасен.В распоряжении FDA есть 92 документально подтверждённых случая отравления аспартамом, включая потерю осязания, головные боли, усталость, головокружение, тошноту, сильное сердцебиение, увеличение веса, раздражительность, тревожное состояние, потерю памяти, туманное зрение, сыпь, припадки, потерю зрения, боли в суставах, депрессии, спазмы, заболевания детородных органов, слабость и потерю слуха. Также, аспартам может провоцировать следующие болезни: опухоль мозга, множественный склероз, эпилепсию, базедову болезнь, хроническую усталость, болезни Паркинсона и Альцгеймера, диабет, умственную отсталость, туберкулёз, он может вызвать даже смертельный исход.5. E338 - орто-фосфорная кислота - химическая формула H3PO4. Внешний вид - бесцветная или со слабым жёлтым оттенком жидкость в слое 12-15 мм при рассмотрении на белом фоне, со слабым запахом. Неограниченно растворима в воде, образует растворы любых концентраций. Пожаро- и взрывоопасна. Вызывает раздражение глаз и кожных покровов.Применение: для производства фосфорнокислых солей аммония, натрия, кальция, марганца и алюминия, а также для органического синтеза, в производстве активированного угля и киноплёнки, для производства огнеупоров, огнеупорных связующих, керамики, стекла, удобрений, синтетических моющих средств (СМС), в медицине, металлообрабатывающей промышленности для очистки и полировки металлов, в текстильной для выработки тканей с огнезащитной пропиткой, в нефтяной и спичечной. Пищевую ортофосфорную кислоту применяют в производстве газированной воды и для получения солей (порошки для изготовления печенья, сухарей).6. Е330 - лимонная кислота - бесцветные кристаллы. Широко распространена в природе. Получают лимонную кислоту из махорки и брожением углеводов (сахар, патока). Применяют в фармацевтической и пищевой отраслях промышленности. Соли лимонной кислоты (цитраты) используют в пищевой отрасли промышленности, в качестве кислот, консервантов, стабилизаторов, в медицине - для консервирования крови.8. Аromas - ароматические добавки, какие именно - не указаны.7. Е211 - бензоат натрия - отхаркивающее средство, консервант пищевых продуктов в производстве повидла, мармелада, меланжа (кондитерское производство), кильки, кетовой икры, плодово-ягодных соков, полуфабрикатов. Бензойную кислоту (Е210), бензоат натрия (Е211) и бензоат калия (Е212) вводят в некоторые пищевые продукты, в качестве бактерицидного и противогрибкового средств. К таким продуктам относятся джемы, фруктовые соки, маринады и фруктовые йогурты. Продукты, содержащие бензоаты натрия и кальция, не рекомендуется употреблять астматикам и людям, чувствительным к аспирину.
Список используемой литературы.
http://www.3rm.info/16068-vred-napitkov-kola-i-pepsi.htmlhttp://ruslekar.info/Vred-napitkov-Kola-Pepsi-Fanta-i-drugih-1280.htmlhttp://eti-deti.com/zagadki-pro-ovoshhi/