Технологическая карта урока русского языка по теме Защита проектов Говорите правильно


Тема Защита проектов «Говорите правильно!»
Тип урока Решение частных задач
Педагогические задачи Дать понятие о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь затрудняет его; совершенствовать умение орфоэпически правильно произносить слова; способствовать развитию навыка исследовательской деятельности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Научатся употреблять в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных
Метапредметные УУД Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте начало сказки Е. Пермяка (упражнение 4). – Евгений Пермяк воспевал в своих романах, повестях и сказках труд человека. Всю свою жизнь писатель посвятил поискам «тайны цены» человеческого труда. Почти все книги Пермяка –
о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.
В произведениях этого автора всегда поет живое народное слово.
– Расскажите придуманные вами концовки сказки. Покажите выполненные иллюстрации к сказке. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Рассказывают продолжение сказки. Показывают рисунки. Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Продолжите ряд однокоренных слов.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. (См. РМ, Приложение 2.)
Выполняют чистописание.

Земля покрылась белоснежным ковром. Работа над словами
с непроверя- Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Продолжение табл.
1 2 3 4
емым написанием Должен быть всегда в кармане
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый ... (носовой платок).
(См. РМ, Приложение 3.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова к слову «платок».
– Составьте ребус со словом «платок» Т К П Л А Т О К
Н Ь Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения.
Составляют ребус.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «грамотность». (См. РМ, Приложение 4.) Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить
Продолжение табл.
1 2 3 4

– Прочитайте тему урока.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь, то есть речь с ошибками, затрудняет понимание одного человека другим общее и различия, делать выводы
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом. Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. Изменение имен существительных по падежам ученые назвали склонением. Почему?
– Вспомните «лесенку» падежей. Каждый падеж можно представить себе как отклонение от начальной формы. Для связи с другими словами имена существительные изменяются по команде шести пар вопросов. Назовите их.
– Такие изменения ученые назвали изменением
по падежам. Изменяясь, имя существительное как
бы падает со ступеньки на ступеньку. Шесть ступенек – шесть пар вопросов-командиров. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Называют и записывают падежные вопросы.
Кто? Что?
Кого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем? Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Аргументировать свою
позицию. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Слова 1-го, 3-го склонений и мужского рода 2-го склонения в форме именительного падежа множественного числа обычно имеют окончание -ы или -и, а слова среднего рода – чаще всего окончания -а(-я). Но бывают и другие окончания:
2-е склонение, м. р. 2-е склонение, ср. р.
Поезда
Учителя Яблоки
Уши
– Правильно образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных!
1-е склонение () 2-е склонение,
ср. р. (, -ев) 2-е склонение,
м. р. (-ов, -ей)
Парта – парт Дело – дел,
перо – перьев Грамм –
граммов,
конь – коней
– У слов, которые не имеют единственного числа, в родительном падеже множественного числа чаще всего окончание нулевое: брызг, макарон, брюк, колготок, каникул, шахмат.
– А теперь проверим, правильно ли мы говорим. Прочитайте словосочетания на экране и вставьте пропущенное окончание.
Сбор помидор..
Покупка плат.. Составляют таблицу.
1-е склонение
2-е склонение (м. р.)
3-е склонение 2-е склонение, ср. р.
Волосы
Комнаты
Портфели
Мысли Лица
Окна
Дупла
Читают словосочетания на экране и произносят окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Починка сапог.
Сушка яблок.
Доставка газет. Продолжение табл.
1 2 3 4
Починка сапог..
Сушка яблок..
Доставка газет..
Полив огурц..
Слушать пение солов..
Много двер.. Работа
по учебнику
(упражне-
ние 1). – Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах, обозначьте ударение. Записывают слова в форме именительного падежа множественного числа. (См. РМ, Приложение 5.) Работа
по учебнику
(упражне-
ние 2) – Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы – слова в данных формах, обозначьте ударение Записывают слова в форме родительного падежа множественного числа. (См. РМ, Приложение 5.) V. Первичное закрепление знаний. 
Работа по карточкам (в парах). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
Организует работу по карточкам в парах.
Карточка 1.
Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже множественного числа.
Стволы (дерево), крылья (самолет), простор (площадь), аромат (гриб), ключи от (дверь). Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Работают в парах. Выполняют задания по карточкам.
Ключи
Карточка 1.
Стволы деревьев, крылья самолетов, простор площадей, аромат грибов, ключи от дверей. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.
Продолжение табл.
1 2 3 4
Карточка 2.
Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.
Дача, Даша, роща, крыло, инженер, корабль, ключ, галоша. Карточка 2.
Дач, Даш, рощ, крыльев, инженеров, кораблей, ключей, галош. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
Игра «Грамматическая эстафета» – Поставьте существительное в форме родительного падежа множественного числа и передайте карточку ученику, который сидит позади вас. Последний ученик в колонне отдает карточку первому. Побеждает команда, правильно и быстрее других выполнившая задание. Работают в группах. И. п. Р. п.
мандарины апельсины баклажаны моря монголы узбеки килограммы рамы петли бумаги друзья страны степи казахи Ключ:
И. п. Р. п.
мандарины мандаринов
апельсины апельсинов
баклажаны баклажанов
моря морей
монголы монголов
узбеки узбеков
килограммы килограммов
рамы рам
петли петель
бумаги бумаг
друзья друзей
страны стран
степи степей
казахи казахов
Продолжение табл.
1 2 3 4
соседи капли поля слова стёкла пилы блюдечки книги ласточки письма вагоны дела девочки окошки тапочки соседи соседей
капли ка́пельполя полей
слова слов
стёкла стёкол
пилы пил
блюдечки блюдечек
книги книг
ласточки ласточек
письма писем
вагоны вагонов
дела дел
девочки девочек
окошки окошек
тапочки тапочек
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. (См. РМ, Приложение 6.) Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Работа в тет-
ради (зада-
ние 187). – Прочитайте отрывок стихотворения И. Никитина. Вставьте пропущенные буквы.
– Выберите любое имя существительное и подготовьтесь рассказать о его грамматических признаках. Выполняют задание в рабочей тетради.
(См. РМ, Приложение 7.) Окончание табл.
1 2 3 4
Работа в тет-
ради (зада-
ние 188) – Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку рассказ. Запишите его Записывают рассказ.
(См. РМ, Приложение 7.) Аргументировать свою
позицию
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают высказывания:
• Я почувствовал, что…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Своей работой на уроке я… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить упражнение 3 Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать, сохранять учебные задачи