Статья для семинара Современный урок математики в концепции ФГОС
Яценко Елена Александровна, учитель математики
ГБОУ школа 464 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Современный урок математики в контексте требований ФГОС.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы является математическое образование. Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
ТЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС.
Методические принципы инновационного урока.
- Субъективация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
- Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
- Деятельностный подход: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
- Коммуникативность: обмен информацией, взаимодействие учащихся на уроке.
- Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
- Импровизационность: (учителю) учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Требования к современному уроку:
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- учитель выступает в роли организатора, а не информатора;
- обязательная рефлексия учащихся на уроке;
- высокая степень речевой активности учащихся.
Структурные элементы урока:
- мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - научиться.
- момент осознания недостаточности имеющихся знаний - (проблема).
- коммуникация (коллективное исследование).
- взаимопроверка и взаимоконтроль.
- рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА.
Традиционный урок
Инновационный урок
1. Орг. Момент.
1. Мобилизующий этап (включает проверку д/з, как не основного элемента).
2. Проверка д/з.
2.Самоопределение учащихся на основе антиципации, т. е. предугадывания (чем будут заниматься на уроке).
3. Объяснение нового материала.
3.Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний. (обязательный элемент)
4. Закрепление.
4.Закрепление нового материала.
5. Итог урока.
5.Рефлексия (д/з задаётся до этого или после).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ НА УРОКЕ.
Повышенный уровень сложности, задания должны носить проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета или из разных предметов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.
Мобилизующий этап:
Выполняя предложенные учителем задания, частично поискового характера, определяет тему урока.
Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию.
Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Этап овладения новыми знаниями:
Сам формулирует задания на основе имеющегося опыта работы с аналогичными заданиями.
Выполняет задания, комментируя и поясняя свои действия.
Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
Рефлексия:
Вспоминает ход урока.
Анализирует свою деятельность или деятельность товарищей на уроке.
Формулирует свои впечатления.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ.
Учитель чётко и точно формулирует задания.
Не даёт новые знания в готовом виде.
Не повторяет задание два раза.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам (взаимоконтроль).
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания (возможность посмотреть на задание с разных сторон и предложить различные варианты решения).
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы. Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация «с затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация «с затруднением» возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание: невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний; невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания; невыполнимое, но сходное с предыдущими. В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.
Если в традиционном уроке учитель пользовался жестко структурированным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. При подготовке к уроку педагог использует уже не только учебник и методические рекомендации, но и интернет-ресурсы, создает свои презентации учебных занятий.
Происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся, выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебных задач. Учитель должен построить свою работу так, чтобы совместно с учащимися выяснить какой материал будет изучаться на уроке, что для этого нужно и каким образом это будет осуществляться. В связи с этим меняются и формулировки заданий для учащихся: детям предлагается проанализировать сложившуюся ситуацию или результаты, полученные в ходе выполнения практических задач и сделать выводы. Особенно на уроках математики можно использовать задания по созданию схем, таблиц, моделей
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) полностью отвечают требованиям времени и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.
При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед учителями математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно- деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Список литературы:
1. Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение – М.: Просвещение, 1995
2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
3. Климанова Л.Ф.Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. 2010. № 10. - С. 20-25.4. Манвелов С. Г. Современный урок математики: основы методики проведения.// Математика. 1998. №36. – С.1-4.
5. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115