Конспект урока в 9 классе по теме СПП с несколькими придаточными(1 -ый урок)

ТЕМА: ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Цели:
I. Формирование понятия о двух видах подчинительной связи и умения их различать.
2. Формирование умения видеть части сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными и ставить знаки препинания.
Ход урока
I. Синтаксическая разминка. Презентация
II. Изучение нового материала.
1. Беседа, направленная на самостоятельные выводы по аналогии с известным ранее.
Учитель: Как вы думаете, нужны ли знаки препинания в предложениях, соответствующих данным схемам?
[ ], ( ) и ( ) ; [ ], , (где ), (который ); ( ) [ ] ,( )
Задание: расставьте знаки препинания, поставьте стрелки от главной части к придаточной.
2. Изучение теоретического материала. Страницы 119-122 учебника.
Задание:
1) Охарактеризовать вид связи в каждом предложении, изображенном на схеме.
(Первое - однородное соподчинение, второе последовательное подчинение, третье - неоднородное соподчинение.)
2) Изобразить вертикальные схемы.
Учитель: В чём их особенность? (Видна связь.) В чём неудобство? (Не видно знаков препинания.)
3) Изучить трудные случаи. Страница 122, № 3.
III. Тренировочные упражнения.
1. Запись под диктовку и на доске, комментирование: определение главной части, составление схем, определение вида связи.
а) [Скажи мне], (где ты была), (о чём мечтала)? - Соподчинение.
б) [Что скажут господа], (когда узнают), (что произошло)? -Последовательное подчинение.
в) [Только теперь мы заметили], (что солнце взошло) и (горы не в силах его заслонить).
г) (Чтобы скрыть своё волнение), [она низко нагнулась к столу и сделала вид], (что читает газету).
д) [Все знали], (что приехала барыня), и (что Капитон пустил её), и (что она теперь в детской). Соподчинение.
2. Диктант «Проверяю себя».
а) Получили известие, что Волга стала и через неё потянулись обозы.
б) Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.
в) Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, если нет почвы, на которой он стоит твёрдо, как может он дать себе отчёт в будущности своего народа?
г) Если бы каждый человек на куске своей земли сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
3. Конструирование предложений с несколькими придаточными.
Упражнение 201 (любой вопрос).
IV. Домашнее задание. Упражнение 200 + задание + синтаксический разбор; § 22; из текстов о Пушкине выписать 5 сложноподчинённых предложений с разными видами связи.