Внеклассное мероприятие по русскому языку Люби, цени и знай русский язык


Внеклассное мероприятие по русскому языку
Люби, цени и знай русский язык.
Цель:
воспитание чувств и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения;
Совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении;
Установлении взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;
Стимулировать интерес учащихся к изучению языков.
Прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать дружбу, взаимовыручку, взаимоподдержку. 
Ход игры:1. Вступительное слово учителя.Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен. Ребята, и мы с вами в школе, кроме родного языка, изучаем русский язык. Язык – основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и его родина. Наш президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его послании, а именно в проекте «Триединство языков» сказано: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык – государственный язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны».И сегодня мы проводим игру среди 5-го класса «Умники и умницы». Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием. Познакомимся с турами игры.1тур. Приветствие.2тур. Интеллектуальный марафон3тур. Полиглот4тур. «Домино»5тур. «Капитаны вперед!»
6 тур. Литературная викторина
7 тур. Собери словаИтак, начнём нашу игру.
1тур. Приветствие (команды должны представить себя: название команды, девиз, капитана)
2тур. Интеллектуальный марафон.(команды вытягивают карточки с заданиями)
Ответы на вопросы должны быть быстрыми, четкими и предельно точными
Вопросы 1 команде: - Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки;
- Как называется слова с одним и тем же корнем;
- Как образуются слова в русском языке?
- Как называются слова, противоположные по смыслу?
Вопросы 2 команде: - Что называется морфемикой?
- Назовите значимую часть слова, стоящую перед корнем?
- Сколько букв в русском алфавите, гласных, согласных?
- Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию.
Вопросы 3 команде:- Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику русского языка?
- Назовите значимую часть слова, стоящую после корня?
- Как называются слова, имеющие несколько
лексических значений?
- Какие буквы могут обозначать 1 и 2 звука?
3тур. Полиглот(загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх языках)- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (дневник - кунделік - diary) - Белый, а не снег, сладкий, а не мёд (сахар – секер - sugar)- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и нарисовать называюсь я…..(тетрадь - дәптер - copy book)- Белый камешек растаял на доске следы оставил(мел – бор - chalk)- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети(яблоко – алма - apple)- Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю
(линейка - сызгыш - ruler)- Четыре ноги, а ходить не может(стол - үстел - table)- Кто молча учит?(книга – кітап - book)- Февраль богат снегом, а апрель….(вода - су - water)- Если б не было его, не сказал бы ничего(язык – тіл - language)- Один костёр весь мир согревает(солнце – кун - sun)- 12братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц - ай - months)
4 тур. «Домино»
Каждая команда должна завершить по 3 пословицы
1 команда на тему «Знание»
2 команда на тему «Родина»
3 команда на тему «Дружба»
Дерево крепко … (корнями, а человек друзьями)
Человек без Родины - … (соловей без леса)
Сила – в знании, … (знания – в книгах)
Конь познается … (под седлом, человек – в дружбе)
Лягушка на болоте … (царь, рыба – в воде, джигит на Родине)
Человека украшает … (не одежда, а знание)
Дружба что стекло: … (разобьешь – не склеишь)
Родная Земля - … (золотая колыбель)
Сильный победит … (одного, ученый – тысячу)
5тур. «Капитаны, вперед!»
Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки. Они должны ответить без подготовки. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью команде.
Задачи капитанам:
Назовите количество букв и звуков в слове: семья
Выполни морфемный разбор слова – подснежник
Выполни словообразовательный разбор слова: прочитать.
6 тур. Литературная викторина.
Чьи эти сказки? Назови авторов.
команда: 1. – Ну как, увидел ли ты начало Земли?
- Нет, - сказал человек, - не вижу. Только вижу, что ты бай – большой дурак!. (каз.нар. сказка «Алдар Косе и хвастливый бай»
2. Кто автор строк:
Ласточки пропали,
А вчера с зарей . . . (А. Фет «Ласточки пропали»)
2 команда 1. Взял отец монеты, повертел ими и говорит:
- Нет, обманываешь меня, не ты эти деньги заработал. Взял и кинул монеты в огонь. (Грузин. народ. сказ. «Заработанный рубль»)
2. Кто автор строк:
Как я рад, Как я рад!
Здравствуй, школа - интернат! (Владимир Санги «Радость»)
3 команда. 1. – Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину дочь замуж не берут. (рус.народ.ск. «Морозко»)
2. Кто автор строк:
Ты еще не видел чуда?
Никогда не видел чуда? (Роальд Сеф «Чудо»)
7 тур. Собери слова (из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны собрать как можно больше слов) (повар, год, суд, дар, сосуд, город)
Заключительное слово учителя:
Вот и подходит к концу наша игра. Ребята, вы все хорошо и добросовестно подготовились к этому занятию. Мне было интересно и легко с вами работать. Вы показали свои знания по русскому языку по разделам программы. Мы сегодня не только играли, но и повторяли, обобщили и систематизировали ваши знания. Благодарю всех гостей, которые пришли болеть за вас. А вам, ребята, спасибо за труд!
8. Подведение итогов. Члены жюри подводят итоги и награждают победившую команду.