КВН знай и люби русский язык 
КВН « Люби, цени, береги русскую литературу»
                                                                                     Суттыбаева Г.К.
Учитель русского языка 
и литературыы
                                                                                        Алматинская область Жамбылский район сш.имени А.Карсакбаева
Тема: Урок – КВН
Цель: закрепить и обобщить знание учащихся по теме «Устное народное творчество», развить познавательный интерес учащихся к предмету, совершенствовать умение творчески использовать полученные знания; обогатить словарный запас.
Тип: урок – закрепление
Вид: урок – КВН
Метод: словесный
Прием: групповая ( команды )
                                                                 Ход урока
Орг. Этап.   Эмоциональный настрой учащихся на урок
Вступительное слово учителя
1.Тур   Итак, как всегда начинается с конкурса капитанов. Капитаны вытягивают жребий.
1. Сказка – это (вид устного народного творчества, где люди воплощали свои мечты о счастливой прекрасной жизни).
2. Пословица – это (меткое образное изречение).
3.Назови сказку, в которой был царь Берендей (Иван-Царевич)
4. Из какой сказки слова:  Аленушка, сестрица моя
Выплынь, выплынь на бережок.
(Аленушка и братец Иванушка)
5. К какому виду сказок относится сказка «Алдар-Косе и хвастливый бай»? (бытовая сказка)
6. «Мне нужен был не красивый цветок, а честный мальчик». Из какой сказки эти слова?
7. У сильного всегда бессильный виноват. К какой сказке относится данное выражение?
8. «Чужие деньги дешево стоят, а свои – большим трудом даются». Из какой это стазки? (Заработанный рубль)
9. Почему сказка называется Морозко?
10.Расскажи пословицу о труде.
11. Расскажи пословицу о дружбе.
12. Закончи пословицу : Человек без друзей ( что дерево без корней).
  Итак, завершен конкурс капитанов.
Члены жюри подсчитывают очки, заработанные капитанами.
2.Тур Конкурс небылиц.
Самые интересные небылицы.
3.Тур Кто-то стучится в дверь. Кто там?
-   Это я, почтальон Печкин. Принес я вам заказное письмо из села «Простоквашино»  от дяди Федоря.
1. исполнить колыбельную песню.
2. дразнилки
3.считалки
4. потешки
(самые интересные)
4.Тур Конкурс загадок.
Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.
Один пастух тысячи овец пасет.    (месяц и звезды)
Голубой платок,
Красный колобок,
По платку катается,
Людям усмехается.      (солнце и небо)
Без рук,  без ног,
А ворота отворяет и нас погоняет.   (ветер)
Белое покрывало 
На земле лежало,
Лето пришло – 
Оно все сошло.   (снег)
          5.Без рук рисует,
          Без зубов кусает  (мороз)
6. В лесу на одной ножке
     Выросла лепешка     (гриб)
7. Через море – океан
    Плывет чудо – великан,
    А ус во рту прячет.    (кит)
8. Белое, круглое
     Долго лежало,
     Вдруг затрещало:
      И неживое,
      А живым стало    (яйцо и цыпленок)
9. С бородой, а не старик,
     С рогами, а не бык,
      Доят, а не корова
      Лыко дерет,
      А лаптей не плетет   (коза)
10. Два братца глядятся – 
       Друг друга не видят (глаза)
11. Не бьет, не ругает, а от него все плачут (лук)
12. Сам алый, сахарный,
       Кафтан зеленый, бархатный   (арбуз)
13.Что возвратить нельзя? (время)
14. Что дороже всего на свете? (здоровье)
5.Тур  Кто больше?
Пословицы – это поэтические, широко  употребяющиеся в речи, устойчивые, краткие, образные, имеющие переносное значение изречения.
Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, любовь к земле, понимание труда как основы жизни: они судят об исторических событиях. В них обобщен житейский опыт народа.
    Закончи пословицу:
Каждому свой край      (сладок)
Чужим умом  (не выстроишь дом
(добра не нажить)
(в люди не выйдешь).
         6.Тур Блиц – опрос по сказкам
1. На какую ночь  пошел Иван- Царевич стереч отцовский сад? (третью)
         2.Что должен был запомнить Иван-Царевич, когда поехал за Жар-птицей?( в тереме окошко, на окошен стоит золотая клетка, а в клетке Жар-птица. Птицу взять, положить за пазуху, клетку не трогать).
С чем вернулся домой Иван-Царевич? ( на златогривом коне, отцу Жар-птицу привез, а себе Елену прекрасную).
Продолжите строчки:
Солнце высоко  (колодец далеко жар донимает, пот выступает)
Какое лицо было у императора, когда он со слугами обходил ряды мальчиков?    (суров и молчалив)
Что ответил император на вопрос толпы?  (что слуги раздели вареные семена из них ничего не могло вырасти. Ему нужен был не красивый цветок, а честный мальчик).
Сколько работал ленивый чтобы заработать рубль? (целую неделю)
Какую из дочерей отвез старик в лес, да свалил в сугроб в первый раз?
 На кого рассердился  Морозко в лесу?
7.Тур   Задание жюри
(Нарисовать героев сказки)
          8.Тур  Домашнее задание
          Закончите сказку по данному началу. (У кого сказка интересная).
          Какая это сказка? 
.