Урок-КВН по русскому языку на тему: Люби и знай русский язык
Урок-КВН по русскому языку в 5-м классе на тему: "Люби и знай русский язык"
Цели урока-КВНа:
Уметь отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения, расширить словарный запас у учащихся, научить правильно определять лексическое значение слова, углубить знания о роли логического ударения.
Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению предмета.
Наглядность: На доске с помощью магнитных фиксаторов размещаются высказывания писателей о русском языке, презентация,
“Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок” (Н.В. Гоголь).
“ ... Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей” (М. Горький).
“С русским языком можно творить чудеса” (К. Г. Паустовский).
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок – урок-КВН, на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. Учитель сообщает цели урока. Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. К слову нужно относиться бережно “ Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести,” - писал поэт В. Шефнер. Наш урок особенный. Это урок удивления, открытия, на котором все почувствуют радость от участия в нем. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Учитель читает высказывания. Какие, ребята, пословицы и поговорки о языке вы знаете?
Ведущий читает наизусть.
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Не составишь телеграмму.
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь!
Отправляя поздравленье,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи!
А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Ты к себе их приучи,
Их привычки изучи!
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной
Будь внимателен, и только!
Будь старательным, и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Выбираются члены жюри из числа учащихся (можно привлечь старшеклассников)
Конкурс 1 Приветствие команд
Члены жюри подводят итоги приветствия.
Конкурс 2 Разминка.
3агадки-шутки 1 балл за отгадку)
а) С буквой ц я то,
К чему стремятся люди,
А без ц– хвойным деревом буду.(Е-ль)
б) Союз -мой первый слог,
Второй мой слог-предлог.
А целое -у молодца
По середине лица. (Нос)
в) Мой первый слог-местоименье,
Второй же – времяисчисленье,
Я целый слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу. (Я-го-да)
. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)
. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)
Кто говорит на всех языках? (Эхо)
Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)
Какой месяц короче всех? (Май)
Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)
Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)
В каком месяце люди больше всего разговаривают? (В феврале)
Какие три местоимения самые чистые (вы, мы, ты.)
Какую строчку не может прочитать ни один человек? (строчку, прошитую портнихой)
Кто больше? Дом - том, сом, лом, ком, дым...
Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту (корень)
Начало - голос птицы. Конец на дне пруда, а целое в музее найдете без труда (картина).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,... ( кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни... (уши вянут)
Конкурс 3 Команды получают задание. Конкурс “смекалистых”
Задание 1 : Подберите антонимы к словам: мир, победа, правда, полярный, трудящихся, полезный, атеист, яркий.
Задание 2: Подберите синонимы к словам: активный, смешной, аналогия, соотношение, беспристрастный, благородный.
Задание 3: Подыщите омонимы к словам и объясните их значение: коса, стол, ключ.
Задание 4 Загадочные круги. Кто больше составит слов из предложенных букв.
Двигаться можно в любом направлении, не переставляя буквы. Время-10 минут. Сколько угаданных слов, столько начисляется баллов.
Чтение подготовленным учеником стихотворения «Как церковный грамотей в старину учил детей»
В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале наша грамота была!
Вот каким пером писали – из гусиного крыла!
Этот нож не без причины назывался «перочинным».
Очиняли им перо, если не было остро.
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Конкурс капитанов 3
По очереди задают друг другу по 5 вопросов.
Члены жюри подводят итоги конкурсов.
Конкурс 4
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Например, только с одним словом « рука » в русском языке имеется 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них: валится из рук, голыми руками не возьмешь, дать по рукам, дать руку на отсечение, из рук в руки, как без рук, легкая рука, мастер на все руки, не покладая рук трудиться.
Задание Подберите за 5 минут как можно больше фразеологических оборотов к словам « нога» и «язык». (Задание одинаково для всех команд. Сколько фразеологических оборотов подобрано, столько баллов получает команда.)
НОГА: унести ноги, встать на ноги, встать с левой ноги, потерять почву под ногами, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять, одна нога здесь, другая там и др.
ЯЗЫК: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорвался с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый язык, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами и др.
Конкурс «Ты мне- я тебе!»
Каждая команда задает по 5 вопросов.
Домашнее задание.
Показать командам сцену из школьной жизни.
Итоги КВНа, вручение призов.
15