Урок развития речи. Подготовка к сочинению Пальчики оближешь!
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению
«Пальчики оближешь!»
Цель урока:
учить составлять рассказ по теме, искать логику в передаче содержания текста;
отрабатывать структуру текстов повествования и описания;
совершенствовать навык редактирования на основе обобщения словарного запаса учащихся;
развивать чувство свободы в общении, фантазию, воображение.
I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
У. Прочитайте название темы урока.
Итак, сегодня мы пишем сочинение. А что такое «сочинение»? Откуда взялось это слово? Оказывается, оно произошло от старинного корня –чин–, что значит «порядок». Вы, наверное, знаете выражение «Все будет чин-чином». Теперь вы сможете объяснить его значение?
Д. Все будет в порядке.
У. А откуда эти строки: «Послушались Осла, уселись чинно в ряд»? Кто автор?
Д. Басня И.А. Крылова «Квартет»
У. Что означает слово чинно в этом контексте?
Д. Сесть в определенном порядке.
У. Исходя из старинного корня –чин–, делаем вывод: сочинять – выстраивать мысли в определенном порядке; сочинение – запись мыслей, изложенных в определенном порядке.II. Правило написания сочинения.
Итак, тема нашего урока – сочинение.
У. А что такое сочинение?
Д. Это текст.
У. А что такое текст?
Д. Это несколько предложений, объединенных одной темой и выражающих общую идею, т.е. главную мысль.
Сочинение мы пишем по определенным правилам. Вспомним их.
Дети повторяют правила написания сочинения, упр.65, с.52-53 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. 4 класс »)..
Определить замысел сочинения, записать на черновик главную мысль. Эта запись понадобится: она станет заключением работы.
Подумать, о чем ты расскажешь сначала, о чем потом, записать на черновике рабочий план.
При написании помнить, что каждая микротема – это новый абзац. Помнить о специальном грамматическом задании.
Не забывать, что автор всегда выражает свое отношение к тому, о чем он рассказывает.
Постоянно держать в памяти свою, самую важную, мысль, написать ее в заключительной части сочинения.
Проверить свой черновик, еще раз сравнить его содержание с планом.
III. Определение замысла сочинения.
Прочитать задание к упражнению №172, с.131 (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. 4 класс »).
Определить замысел сочинения нам поможет заглавие.
Что обычно отражает заглавие?
Д. Тему или главную мысль.
А что, по-вашему, отражает наше заглавие «Пальчики оближешь!» - тему или главную мысль?
Д. Главную мысль.
А какова может быть тема нашего сочинения? Давайте подумаем, когда наши мамы, бабушки готовят что-нибудь вкусненькое. Какие праздники могут отмечаться в вашей семье?
Варианты ответов: день рождения, Новый год, религиозные праздники, государственные праздники и т.д.
А какие праздники стали вашей семейной традицией? Что такое традиция?
Работа с толковым словарем:
Традиция – обычай, установившийся порядок в поведении, в быту (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», Москва «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2004.)
Ответы детей на вопросы о семейных традиционных праздниках ве
·сьма разнообразны.
IV. Повторение типов текстов.
Вы сказали, что нам предстоит писать текст. А какие типы текста вы знаете?
Д. Повествование, описание, рассуждение.
Какой тип подойдет для вашего сочинения?
Д. Повествование с элементами описания.
В каком случае вы используете описание?
Д. При составлении меню или рецепта какого-то блюда.V. Работа над структурой сочинения.
Хочу напомнить, что сочинение – это мысли, изложенные в определенном порядке. А чтобы этот порядок соблюдался, нужно определить, о чем ты расскажешь вначале, о чем потом. Для этого нам необходим рабочий план.
Как составить план сочинения?
Ученики повторяют правило составления плана.
Д. План состоит из трех частей
I. Вводная часть. В этой части обычно говорится, где происходят события, с кем, когда?
II. Основная часть.
Основная часть может содержать несколько подзаголовков.
а) С чего все началось?
б) Что произошло?
в) Как развивались события?
III. Заключительная часть. Чем все закончилось?
(План пишется на черновике).
VI. Работа над средствами выразительности письменной речи.
Прочитайте в задании к упражнению специальное речевое задание.
(Употребить в своем сочинении несклоняемые существительные с разными предлогами и прилагательными. Использовать предложения с однородными членами, глаголы-синонимы).
1. На доске написаны слова: метро, кино, кофе, пианино, желе, шоссе, какао, кафе, филе, пальто, суфле, безе, пенсне, меню.
Найти слова, которые относятся к теме сочинения. Составить словосочетания с этими словами: молодежное кафе, куриное филе, смородиновое желе, вкусное суфле, горячее какао, воздушное безе, разнообразное меню.
Особое внимание обратить на род существительного «кофе»:
черный кофе.
Проверить по орфографическому словарю.
2. Морфологический разбор сочетания «день рожденья». Обратить внимание на окончание.
3. Лексика нейтральная и эмоционально окрашенная.
Подобрать синонимы: есть, уплетать, уминать, лакомиться, подкрепляться; стряпать, готовить (творить);
вкусный, аппетитный, лакомый, приятный на вкус, сочный, сладкий, объедение.
- Как можно поблагодарить маму, бабушку?
Повторение правил употребления прямой речи.
VII. Составление рассказов.
«Как я готовлю чай», «Как я варю картошку», «Я умею жарить яичницу».
Выделение предложений с однородными членами, составление схем, повторение правил употребления знаков препинания в предложениях с однородными членами.
VII. Написание сочинения на черновике.IX. Чтение первого варианта сочинения, самооценка, проверка.
- Соотнесите содержание своей работы с планом. Проверьте, выделены ли абзацы, сформулирована ли в заключении главная мысль. Обратите внимание, выполнили вы специальное речевое задание.
X. Работа переписывается на чистовик.
Заголовок 1Заголовок 315