Рабочая программа по кружку Веселый счет (1-4 класс)


Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Весёлая математика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Весёлая математика ”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по математике, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию универсальных учебных действий, развивать творческое мышление.
Задачи курса:
Обучающие:
закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов.
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, в конструировании различных геометрических фигур.
Воспитывающие:
воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности, интереса к изучаемому предмету.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов.
Развивающие:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие математических способностей учащихся.
формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
III. Особенности программы «Весёлая математика»Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Занятия строятся от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
1 класс – «Считалочка» 3 класс – «Умники»
2 класс – «Почемучка» 4 класс – «Пифагорцы»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип поощрения творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся рассуждают, анализируют и выполняют практические задания.IV. Формы проведения занятий
групповая форма;
индивидуальная форма;
познавательно-развлекательные игры;
подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 152 часов.
В 1 классе – 38 часа,
Во 2-4 классах по 38 часа.
В 1 классе занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут .Во 2-4 классах по 40 минут 1 раз в неделю.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VII. Планируемые результаты.
Личностные результаты
- оценивают собственную учебную деятельность.
- применяют правило делового сотрудничества.
- сравнивают различные точки зрения, считаются с мнением другого человека.
- проявляют терпение и доброжелательность в споре(дискуссии), доверие к соучастнику деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- обобщать материал;
- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- переходить с прямого на обратный ход мысли;
- переключаться от одной умственной операции к другой, особенно в творческой работе;
- творчески мыслить;
- рационально организовывать свою работу;
Познавательные УУД
-анализировать результаты вычислений.
- воспроизводить по памяти информацию.
-исследуют математические закономерности при выполнении действий.
-привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи
Коммуникативные УУД
- принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения .-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Время проведения кружка «Весёлый счет»
Время День недели
13:00-13:45 пятница
Девиз: «Нам по зубам любые задачи!»
IХ. Тематическое планирование
3-й класс «Умники»
Тематическое планирование . (38 часа)
п/п№ Тема Кол-во
часов Дата
По плану По факту
1 Свойства чиселВесёлая арифметика. Отгадывание ребусов. 1 2 Свойства чиселОтгадай-ка. Занимательные задачи на сложение. 1 3 Весёлая нумерация.Упражнения на проверку знания нумерации 1 4 Весёлая нумерация.Задача – шутка. 1 5 Весёлая нумерация.Загадки. 1 6 Весёлая нумерация.Игра «Весёлый счёт» (в пределах 100). 1 7 Отгадай – ка.Отгадывание ребусов. 1 8 Отгадай – ка.Задачи в стихах на сложение. 1 9 Отгадай – ка.Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. 1 10 Отгадай – ка.Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». 1 11 Викторина.Турнир «смекалистых». 1 12 Геометрические фигуры. Составление геометрических фигур из частей 1 13 Геометрические фигуры. Составление геометрических фигур из частей. 1 14 Геометрические фигуры. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). 1 15 Геометрические фигуры. Проект «Придумай фигуру». 1 16 Математический журнал. Математический журнал. 1 17 Математический турнир. (1 ч). КВМ. 1 18 Отгадывание ребусов. Отгадывание ребусов. 1 19 Отгадывание ребусов. Задачи – смекалки. Составление ребусов. 1 20 Отгадывание ребусов. Игра «Таблицу знаю». 1 21 Числа великаны. Занимательные задачи. 1 22 Числа великаны. Задача – смекалка 1 23 Числа великаны. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. 1 24 Числа великаны. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». 1 25 Подведение итогов. Изготовление буклетов. Изготовление математических буклетов. 1 26 Задачи, связанные с величинами. Задача на вычисление времени 1 27 Задачи, связанные с величинами. Задачи повышенной трудности. 1 28 Задачи, связанные с величинами. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». 1 29 Таблица умножения на пальцах. Разучивание таблицы умножения на пальцах. 1 30 Таблица умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу». 1 31 Таблица умножения на пальцах. Разучивание таблицы умножения на пальцах. 1 32 Таблица умножения на пальцах. Игра «Телефон». 1 33 Таблица умножения на пальцах. Игра «Веселый счет». 1 34 Олимпиада 1 35 Подведение итогов олимпиады. Работа над ошибкам. 1 36 Организация классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи составленные детьми взятые из жизни, журналы). 1 37 Организация классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи составленные детьми взятые из жизни, журналы). 1 38 Подведение итогов. 1 Итого: 38 часов
IХ. Тематическое планирование
4-й класс «Пифагорцы»
Тематическое планирование . (38 часа)
п/п№ Тема Кол-во
часов Дата
По плану По факту
1 Интеллектуальная разминка. 1 2 Числа-великаны. 1 3 Мир занимательных задач. 1 4 Кто что увидит? 1 5 Римские цифры. 1 6 Числовые головоломки. 1 7 Секреты задач. 1 8 В царстве смекалки. 1 9 Математический марафон. 1 10 «Спичечный » конструктор. 1 11 «Спичечный » конструктор. 1 12 Выбери маршрут. 1 13 Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах». 1 14 Математические фокусы. 1 15 Занимательное моделирование. 1 16 Занимательное моделирование. 1 17 Математическая копилка. 1 18 Какие слова спрятаны в таблице. 1 19 «Математика – наш друг !» 1 20 Решай, отгадывай, считай. 1 21 Решение олимпиадных задач. 1 22 Решение олимпиадных задач. 1 23 Решение олимпиадных задач. 1 24 Числовые головоломки. 1 25 Мир занимательных задач. 1 26 Мир занимательных задач 1 27 Математика и профессии людей. 1 28 Вклад Пифагора в развитие математики. 1 29 Блиц-турнир по решению задач. 1 30 Геометрические фигуры вокруг нас. 1 31 Геометрические фигуры вокруг нас. 1 32 Математический лабиринт. 1 33 Математические сказки. 1 34 Час веселой математики. 1 35 Математический бой. 1 36 Математическая олимпиада. 1 37 Подведение итогов олимпиады. 1 38 Подведение итогов. 1 Итого: 38 часов
(Приложение 1,2)
Содержание деятельности.
Свойства чисел.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Считай с улыбкой». Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Загадки. Объяснение игры «Считай с улыбкой».
Весёлая нумерация.
Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки.
3.Отгадай – ка.
Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Найди пропущенное число».
Викторина.
Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».
Геометрические фигуры.
Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Отгадай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Математический журнал.
Коллективная работа членов кружка по выпуску математического журнала. Игра «Не ошибусь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).
Подведение итогов решения задач, загадок и т.д. из математического журнала.
Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю» (закрепление табличного умножения).
Весёлые задачки.
Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какое число на твоей табличке».
(развивает логику, внимание, мышление, память).
Таблица умножения на пальцах.
Разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение игры «Телефон».
Математический буклет.
Коллективный выпуск математического буклета. Проведение игр, ранее усвоенных детьми (развивает логику, внимание, мышление, память, с целью закрепления случаев табличного умножения).
Задачи, связанные с величинами.
Разучивание игры «Волшебный циферблат». Проведение математических игр изученных ранее. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.
Отгадывание ребусов.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» (в пределах 100).
Числа великаны.
Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки.
Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».
Подведение итогов.
Организация классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи составленные детьми взятые из жизни, журналы).
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Пифагорцы» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
(Приложение 3,4)
Содержание деятельности
Тема1. Интеллектуальная разминка(1ч.)
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема2. Числа-великаны(1ч.)
Как велик миллион? Что такое гугол?
Тема3. Мир занимательных задач(1ч.)
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до- казательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема4. Кто что увидит?(1ч.)
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема5. Римские цифры.(1ч.)
Занимательные задания с римскими цифрами.
Тема6. Числовые головоломки.(1ч.)
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро)
Тема7. Секреты задач.(1ч.)
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Тема8. В царстве смекалки.(1ч.)
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема9. Математический марафон.(1ч.)
3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Тема10-11. «Спичечный » конструктор.(2ч.)
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема12. Выбери маршрут.(1ч.)
Выбери маршрут Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
Тема13. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах».(1ч.)
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.Тема14. Математические фокусы.(1ч.)
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;
12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.
Тема15 -16.Занимательное моделирование.(2ч.)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Тема17. Математическая копилка.(1ч.)
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы)
Тема18. Какие слова спрятаны в таблице.(1ч.)
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Тема19. «Математика – наш друг !»(1ч.)
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Тема20. Решай, отгадывай, считай.(1ч.)
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
Тема21-23. Решение олимпиадных задач.(3ч.)
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Тема24. Числовые головоломки.(1ч.)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз», «вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения.
Тема25-26. Мир занимательных задач.(2ч.)
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.
Тема27. Математика и профессии людей.(1ч.)
Знакомство с профессиями людей. Презентация – проект «Профессии и математика».
Тема28. Вклад Пифагора в развитие математики.(1ч.)
Вклад Пифагора в развитие математики. Рассказ учителя, Работа с энциклопедической и справочной литературой.
Тема29. Блиц-турнир по решению задач.(1ч.)
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
Тема30-31. Геометрические фигуры вокруг нас.(2ч.)
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)
Тема32. Математический лабиринт.(1ч.)
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Тема33. Математические сказки.(1ч.)
Как родилась линия? Приключения точки. Упражнения в черчении разных геометрических фигур.
Тема34. Час веселой математики.(1ч.)
Участие в математических конкурсах. Конкурсы «Кто решит раньше?», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «Таблица умножения».
Тема35. Математический бой.(1ч.)
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».
Тема36. Математическая олимпиада.(1ч.)
Участие в математических конкурсах.
Тема37. Подведение итогов олимпиады.(1ч.)
Подведение итогов конкурса, анализ работ.
Тема38. Подведение итогов.(1ч.)
Подведение итогов работы за целый учебный год.
Литература
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.
7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Числовые головоломки
1. 2 и 3Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трёх?
2. Автобусный билетВ автобусе вам попался билет с номером 524127. Попробуйте, не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось 100.
3. Четыре действия арифметикиПеред вами 7 строк последовательно расположенных цифр:
1 2 3 = 11 2 3 4 = 11 2 3 4 5 = 11 2 3 4 5 6 = 11 2 3 4 5 6 7 = 11 2 3 4 5 6 7 8 = 11 2 3 4 5 6 7 8 9 = 1
Не меняя порядка расположения цифр, поставьте между ними знаки арифметических действий и скобки с таким расчётом, чтобы в результате этих действий в каждом ряду получилось бы по 1. При необходимости две рядом стоящие цифры можно считать двузначным числом.
4. Ноль тремя пятёркамиКак записать ноль тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.
5. Пять тремя пятёркамиКак записать пять тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.
6. Четвёрка тремя пятёркамиКак записать четвёрку тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.
7. Двойка тремя пятёркамиКак записать двойку тремя пятёрками? Разрешается использовать любые знаки математических действий.
8. Единица тремя пятёркамиПользуясь тремя пятёрками и какими угодно знаками математических действий, написать выражение, равное единице. Найдите как минимум три решения.
9. Одинаковыми цифрамиПользуясь только сложением, запишите число 28 при помощи пяти двоек, а число 1000 при помощи восьми восьмёрок.
10. Числовой треугольник со стороной 17В кружках треугольника расставьте все девять значащих цифр так, чтобы сумма их на каждой стороне составляла 17:

11. Интересное числоНекоторое число оканчивается на 2. Если же эту его последнюю цифру переставить на первое место, то число удвоится. Найдите это число.
12. 20 двенадцатью цифрамиНаписать число 20, употребляя только цифры 1, 3, 5 и 7, причём каждую из них ровно по 3 раза.
13. 20 четырьмя девяткамиНаписать число 20 при помощи четырёх девяток.
14.Пятьдесят пятьЗаписать число 55, используя только пять четвёрок.
15. Недостающие цифрыВ этом примере умножения больше половины цифр заменено звёздочками:

Можете ли вы восстановить недостающие цифры?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задачи-смекалки
Пара лошадейПара лошадей пробежала по 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?Сколько было конфет в кучке?На столе лежали конфеты в кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке?Сколько пальцев?Сосчитай, но только быстро.Сколько пальцев на двух руках? Сколько пальцев на десяти руках?Интересные задачиРешите следующие задачи:1) Мальчик купил два пера за 10 копеек. Сколько нужно уплатить денег за 5 таких же перьев?2) Два мальчика нашли на дороге 10 копеек. Сколько денег найдут  5 таких же мальчиков?Сколько воробьёв?На грядке сидят 6 воробьёв, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько осталось воробьёв на грядке?Сколько гусей?Летела стая гусей: один впереди, а два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?Сколько всего детей?У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?Что легче?Что легче: килограмм ваты или килограмм железа?По сколько яиц съел каждый?Два сына и два отца съели три яйца. По сколько съел каждый?Как они поделили?Несла мать в корзиночке пять яблок. С ней были её дети. Мать говорит детям: «Вас пять человек. Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по яблоко и одно яблоко осталось в корзине». Дети оказались догадливыми. Они разделили яблоки так, как потребовала мать. Как они это сделали?Сколько голубых шариков?Подарил Пятачок ослику Иа дюжину воздушных шариков: красных, желтых и голубых. Красных шаров было три, а желтых пять. Сколько было голубых шаров? Доктор АйболитБегемот заболел. Доктор Айболит велел ему принимать лекарство три дня: в первый день - одну таблетку, во второй - две, в третий - четыре. Сколько таблеток примет бегемот за три дня? На каком этаже живёт Малыш?Карлсон живет на крыше 9-этажного дома. На каком этаже живёт Малыш, если Карлсон, идя к нему в гости, спускается на шесть этажей?
Директору
МБОУ «Абдрахмановская СОШ»
Альметьевского муниципального района РТ
Ханиповой Р.М.
от _____________________________________
________________________________________
Заявление-согласие
Прошу Вас разрешить моему сыну (моей дочери) ____________________________________________
ученика (цы) ___ класса посещать кружок ________________________________ после окончания учебных занятий.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Подпись___________
Дата:______________
Директору
МБОУ «Абдрахмановская СОШ»
Альметьевского муниципального района РТ
Ханиповой Р.М.
от _____________________________________
________________________________________
Заявление-согласие
Прошу Вас разрешить моему сыну (моей дочери) ____________________________________________
ученика (цы) ___ класса посещать кружок ________________________________ после окончания учебных занятий.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Подпись___________
Дата:______________
Директору
МБОУ «Абдрахмановская СОШ»
Альметьевского муниципального района РТ
Ханиповой Р.М.
от _____________________________________
________________________________________
Заявление-согласие
Прошу Вас разрешить моему сыну (моей дочери) ____________________________________________
ученика (цы) ___ класса посещать кружок ________________________________ после окончания учебных занятий.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Подпись___________
Дата:______________
Директору
МБОУ «Абдрахмановская СОШ»
Альметьевского муниципального района РТ
Ханиповой Р.М.
от _____________________________________
________________________________________
Заявление-согласие
Прошу Вас разрешить моему сыну (моей дочери) ____________________________________________
ученика (цы) ___ класса посещать кружок ________________________________ после окончания учебных занятий.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Подпись___________
Дата:______________