Рабочая программа по кружку Веселый светофорчик
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Кыштовского района
Дом детского творчества
Рассмотрена и одобрена Утверждаю:
На педагогическом совете
Протокол № 1 директор МКОУ ДОД ДДТ
От 10 сентября 2014г. Федоренко Е.В.
Модифицированная образовательная программа
детского творческого объединения
«Веселый светофорчик»
социально-педагогической направленности
общекультурного уровня освоения
рассчитана на 3 года обучения.
Возраст детей от 7 до 16 лет.
Педагог дополнительного
Образования Кнышов Н.В.
д. Заливино
2014 г.
Пояснительная записка.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям на улицах и дорогах.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
взаимодействие учреждений образования с социально-педагогической средой; учет возрастных, психофизиологических особенностейи индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Данная система включает в себя такие элементы, как:
общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
совместная деятельность педагогов и учащихся;
соответствующие организационные формы и методы обучения; использование методов программного обучения в
начальных классах и межпредметной интеграции в начальной,основной и средней школе;
закрепление получаемых знаний путем формированияспециальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Система внешних связей способствует обеспечению реализации данной программы.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
-повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
-помочь учащимся усвоить требования разделов Правилдорожного движения Российской Федерации для пешеходови велосипедистов;
-оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие
-развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у учащихся таких умений,как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность,зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление,самообладание, находчивость.
Воспитательные
-воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
-выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
-сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Данная программа соответствует учебно-методическим комплектам «Безопасность дорожного движения. 14 классы» (под общей редакцией П. В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 59 классы» (под общей редакцией А. Т. Смирнова)
В программу также вошли теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.
Используя программу и учебно-методические комплекты, преподаватель может самостоятельно выбирать для занятий необходимый ему материал.
Организация образовательного процесса
Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях и семье.
Программа построена по нарастающей степени сложности и разбита на три блока, которые дополняют друг друга.
Первый блок пропедевтический (3 года обучения) для учащихся начальных и основных классов, посещающих обобщающие занятия по изучению Правил дорожного движения в учреждении дополнительного образования. Данный блок можно использовать на классных часах в общеобразовательном учреждении.
Второй блок основы Правил дорожного движения (2 года обучения) для учащихся основной школы, посещающих детское объединение, связанное с изучением Правил дорожного движения.
Обучение детей можно начинать и со второго блока, так как данный блок более подробно раскрывает тематику, рассмотренную в первом блоке.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения
Словесные рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
Практические выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:
уголок безопасности дорожного движения;
уголок «Средства регулирования дорожного движения;
изображения дорожных знаков согласно Правилам дорожного движения; кроссворды, загадки, сочинения, билеты и задачи по Правилам дорожного движения; уголок юного инспектора движения;
уголок велосипедиста; уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.
В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Данная программа способствует:
умственному развитию учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию на занятиях у учащихсяформируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям.
На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом. трудовому воспитанию учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
физическому воспитанию на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Основные требования к уровню подготовки обучаемых
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации; общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации; правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках; правила посадки в общественный транспорт и высадкииз него; правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбирать безопасный путь движенияв той или иной местности; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Контроль знаний и умений
Проверку знаний и умений рекомендуется проводить после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
ПЕРВЫЙ ГОД обучения
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Часы
Теория
Практика
1
Правила дорожного движения. История их возникновения: как было раньше и как Город, село, в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. Для чего нужно знать и соблюдать сейчас.
8
6
2
2
Стартовая диагностика
2
2
3
Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности. Пешеходные переходы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Скрытые опасности на дороге.
10
6
4
4
Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок
6
4
2
5
Промежуточная диагностика.
2
2
6
Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть.
6
4
2
7
Мы пассажиры. Посадка пассажиров в транспорт. Высадка.
8
4
4
8
Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов
8
4
4
9
Светофор наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика.
8
6
2
10
Фигурное вождение велосипеда.
10
10
11
Итоговая диагностика
2
2
12
Обобщающее занятие. Подведение итогов
2
2
Итого
72
42
30
Содержание программы 1-го года обучения
Тема 1. Город, район, село в котором мы живем, и возможные опасные ситуации. (8ч.)
Для чего нужно знать и соблюдать Правила дорожного движения. История их возникновения: как было раньше и как сейчас
Рассказ о достопримечательностях и предприятиях города (микрорайона, района), в котором живут дети. Далее рассказ о магистралях и дорогах, которые пересекают населенный пункт.
Постепенное подведение детей к мысли, что для перехода дорог и улиц существуют свои правила. Обязанность каждого ребенка учиться быть пешеходом и выполнять законы, которые диктует дорожная безопасность.
Рассказ о том, почему много лет назад не было правил, и как постепенно возникала необходимость в их создании.
Практическая часть. Активизация участия детей в беседе с помощью вопросов по теме и использованием плакатов из учебно-наглядного пособия «Безопасность дорожного движения» и цветных иллюстраций из пособия «Безопасность на улицах и дорогах.
Форма занятия: лекция.
Метод: словесный.
Приёмы: объяснительно-иллюстративный.
2.Стартовая диагностика.(2ч.)
Проверка знаний учащихся на момент поступления в детское творческое объединение.
Форма занятия: беседа, анкетирование, тестирование.
Тема 3. Правила поведения на улице. Движение пешеходов: их права и обязанности.(10ч.)
Пешеходные переходы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Скрытые опасности на дороге
Движение автомобилей по проезжей части. Передвижение пешеходов по тротуару, придерживаясь правой стороны. Убедительное объяснение, почему так надо делать. Пешеходы должны пересекать проезжую часть в местах, установленных для перехода.
Рассказать о трех видах переходов (наземном, подземном, надземном). При отсутствии обозначенного перехода в зоне видимости разрешается переходить дорогу, если она хорошо просматривается в обе стороны, и строго поперек проезжей части. Рассказ, как надо вести себя при переходе проезжей части. Рассказать об объектах, которые мешают обзору проезжей части (кусты, деревья, стоящие на обочине машины). В рассказе и беседе используются картины, раздаточные карточки, личный опыт.
Разбор примеров ДТП из практики ГИБДД района проживания учащихся.
Практическая часть. Игра на знание Правил дорожного движения.
Для раскрытия темы нужно использовать:
Правила поведения на улице. Наиболее безопасный путь в школу и домой, Метеорологические условия. Движение группами); ( «Переходы», «Перекресток»);
Форма занятия: лекция.
Метод: словесный.
Приёмы: объяснительно-иллюстративный.
Тема 4. Виды транспортных средств и дорожное движение. Конкурс на лучший рисунок. (6ч.)
Понятие «транспортные средства». Для чего необходимы транспортные средства. Способы передвижения на суше, на воде, в воздухе. Отличие дорожного движения. В чем состоит опасность движущихся транспортных средств.
Типы автомобилей специальные и транспортные (пассажирские и грузовые). Их назначение.
Виды транспорта автобус, троллейбус, трамвай, метро, такси, различные виды грузового и легкового автотранспорта, сельскохозяйственные машины. Рассматривание иллюстраций.
Основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать при использовании различных видов транспорта. Специальное удерживающее устройство для дошкольников. Специальное удерживающее устройство для учеников младших классов (детское кресло). Ремень безопасности (начиная с 12-летнего возраста).
Объявить конкурс рисунков на знание Правил дорожного движения.
Домашнее задание. Составить схемы типов автомобилей с использованием зарисовок, наклеек, вырезок из журналов.
Форма занятия: лекция.
Метод: словесный.
Приёмы: объяснительно-иллюстративный.
Для раскрытия темы использовать:
«Обучение правилам дорожного движения»,. Знакомство с личным и служебным транспортом); пособие «Безопасное поведение на улицах и дорогах», (разделы «Какие машины можно увидеть на дороге», «Что такое общественный транспорт», «Как обходить общественный транспорт», «Какие бывают дороги и автомобили», «Сигналы водителей и автомобилей»); «Специальные машины», «Дорога живой организм «Нельзя мешать движению людей и машин»).
5. Промежуточная диагностика.(2ч.)
Проверка знаний обучающихся по изученному материалу.
Форма занятия: беседа, конкурс на проверку знаний.
Тема 6. Игры детей и дорожная безопасность. (6ч.)
Проезжая часть и тротуар не место для игр. Опасности, возникающие при игре в хоккей или футбол в этих местах. Опасность катания на лыжах или на санках с горок, спуск с которых выходит на проезжую часть. Играющие дети поздно замечают приближающийся транспорт. Соблюдение безопасности во время игр во дворах, так как нередко в них заезжают водители, проживающие в доме.
Запрет выезжать на роликовых коньках и скейтборде на проезжую часть. Запрет для езды на велосипеде по проезжей части для детей до 14 лет.
Езда на велосипеде (на роликовых коньках и скейтборде) разрешается только там, где не движутся автомобили, на закрытых площадках, стадионах, во дворах и скверах, на загородных площадках.
В беседе используются иллюстрации, примеры из практики ГИБДД региона проживания учащихся.
Формы занятий: просмотр тематических видеофильмов, беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, сообщение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Где можно и где нельзя играть, Для чего нам нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах; «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Какие машины можно увидеть на дороге», «О правилах дорожного движения»; «Безопасность дорожного движения», «Дорога живой организм!», «Нельзя мешать движению людей и машин».
Тема 7. Мы пассажиры (8ч.)
Виды общественного транспорта. Понятие «пассажиры». Обозначение мест ожидания общественного транспорта (остановок). Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. Правила посадки в транспорт и выхода из него.
Правила перехода на другую сторону проезжей части после выхода из общественного транспорта.
Практическая часть. Игра «Водители и пассажиры». Рассматривание иллюстраций, буклетов. Работа в тетради по ПДД. Работа с раздаточным текстом «Определи нарушителей-пассажиров».
Формы занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Знакомство с транспортом города, Правила поведения в транспорте;
пособие для учащихся «Безопасное поведение на улицах и дорогах «Что такое общественный транспорт», «Как обходить стоящий транспорт», «Остановка важная часть дороги», «Ты пассажир»,«Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»
Тема 8. Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности. Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов (8ч.)
Дорожные знаки это условные обозначения, установленные на дорогах для ориентации участников дорожного движения. Дорожные знаки являются международным «языком улиц». Восемь групп дорожных знаков. Их отличительные особенности.
Установка всех дорожных знаков на правой стороне улицы или дороги, лицевой стороной навстречу движению, чтобы водители и пешеходы их хорошо видели.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: сообщение, использование наглядности, объяснение.
При изучении темы используются цветные таблицы и плакаты.
Практическая часть. Проведение игр «Угадай, какой знак», «Ловкий пешеход».
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Правила поведения на улице, Правила дорожного движения, Дорожные знаки, Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход», Пешеходная дорожка и езда на велосипеде, Знак «Движение пешеходов запрещено», «Поведениешкольников вблизи железнодорожных путей», Виды перекрестков. Игра. «Угадай, какой знак»; «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Что такое общественный транспорт», «Как обходить стоящий транспорт», «Остановка важная часть дороги», «Ты пассажир», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»; «Безопасность дорожного движения», «Мы пассажиры»).
Тема 9. Светофор наш верный друг.(8ч.)
Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика
Светофор техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов. Светофоры транспортные и пешеходные.
Регулировщик - наш помощник. Его роль в организации, дорожного движения.
Рассказ о профессии регулировщика, его нелегкой службе.
Показ сигналов регулировщика, которые все участники движения должны знать и строго выполнять.
Практическая часть. Игры «Регулировщик и пешеходы», «Светофор».
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Светофор и его сигналы,. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Ее предназначение и задачи, Правила дорожного движения);
«Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Что такое общественный транспорт», «Как обходить стоящий транспорт», «Остановка -- важная часть дороги», «Ты -- пассажир», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»; «Безопасность дорожного движения», «Сигналы регулировщика», «Каким бывает светофор»).
Формы занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Тема.10. Фигурное вождение велосипеда.(10ч.)
Велосипед, его составные части, история возникновения велосипеда. Специальные места для катания на велосипеде, сигналы велосипедистов. Правила безопасной езды. Фигурное вождение.
Форма занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Тема. 11 Итоговая диагностика. – 2 (ч.)
Итоговая проверка знаний обучающихся.
Форма занятия: интеллектуальная игра.
Тема 12. Обобщающее занятие. Подведение итогов. (2ч.)
Викторина по ПДД (с выдачей жетонов за правильный ответ). Использование карточек с текстами, схем, рабочих тетрадей по ПДД, картин, плакатов, макета «Улица города», электрического светофора. Подсчет жетонов. Награждение победителей призами и грамотами «Лучший знаток ПДД».
Предполагающие результаты:
Обучающие должны знать:
- Значение знаний ПДД в жизни человека;
- Составные части улицы и дороги;
- Правила поведения на улице и дорогах;
- Движение пешеходов, их права и обязанности;
- Виды транспортных средств;
- Где можно и где нельзя играть;
- Места посадки и высадки;
- Роль дорожных знаков в безопасности пешеходов;
- Сигналы светофора и регулировщика.
Обучающие должны уметь:
- Показать на картинке составные части улицы и дороги;
- Различать безопасные места для перехода улиц;
- Садиться в транспорт и выходить из него;
- Показать сигналы регулировщика, объяснить их значение;
- Показать места для игр и прогулок;
- Решать проблемные ситуации.
ВТОРОЙ ГОД
Учебно-тематический план
№
Тема
Всего
Теория
Практика
1
Стартовая диагностика
2
2
2
Правила дорожные очень важны и нужны. История возникновения ПДД и светофора.
2
2
3
Улица, транспорт и пешеходы
8
4
4
4
Наиболее безопасный путь в школу и домой (закрепление пройденного материала). Скрытые опасности на дороге.
6
2
4
5
Движение пешеходов, их права и обязанности
10
6
4
6
Промежуточная диагностика
2
2
7
Дорожные знаки
8
4
4
8
Инспектор ГИБДД (регулировщик) наш помощник
4
4
9
Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства
6
4
2
10
Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте
8
4
4
11
Викторина «Красный, желтый,
зеленый»
2
2
12
Фигурное вождение велосипеда.
10
2
8
13
Итоговая диагностика.
2
2
14
Подведение итогов, подсчет жетонов, набранных в течение года, награждение победителей
2
2
итого
72
42
30
Содержание программы 2-го года обучения:
Тема 1.Стартовая диагностика – 2 часа.
Проверка знаний воспитанников на момент поступления в детское творческое объединение.
Форма занятия: беседа, анкетирование, тестирование.
Тема 2. Правила дорожные очень важны и нужны. (2ч.)
История возникновения ПДД и светофора
Участие в дорожном движении с первых дней жизни. Тротуар и проезжая часть два разных мира, в каждом из которых свои законы. Опасность, связанная с движением транспортных средств. Обязанность каждого учиться быть пешеходом.
Причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствия. Примеры из статистики дорожно-транспортных происшествий, которая ведется УГИБДД региона проживания.
Развитие ПДД в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.
Появление первых светофоров и их постепенное усовершенствование. Использование иллюстраций, картин.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: сообщение, использование наглядности, объяснение.
Практическая часть. Игра «Светофор».
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Светофор и его сигналы;
«Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», «Введение», «Правила дорожного движения и их история»;
«Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Авария», «Если возможна авария», «Переходы»; «Безопасность дорожного движения», «Как правильно переходить улицу», «Сигналы регулировщика», «Каким бывает светофор».
Тема 3. Улица, транспорт и пешеходы (8ч.)
Отличие дорожной среды от другой окружающей среды. Элементы дороги: проезжая часть, обочина, тротуар, остановка общественного транспорта. Пешеходная и велосипедная дорожки. «Лежачий полицейский».
Улица дорога, проходящая в черте населенного пункта. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы (при их наличии).
Пешеходы, пассажиры и водители участники дорожного движения. Уважение их друг к другу одно из главных условий безопасности на дороге.
Форма занятия: лекция.
Метод: словесный.
Приёмы: объяснительно-иллюстративный.
Практическая часть. Выполнение заданий в рабочей тетради по ПДД, рассматривание картин, беседа с использованием макета «Улицы
города».
Домашнее задание. Составить с родителями безопасный маршрут движения из дома в школу на альбомном листе.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Правила поведения на улице, Наиболее безопасный путь в школу и домой, Как правильно переходить улицу,
Метеорологические условия. Движение группами, Для чего нам нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой; «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «О правилах дорожного движения», «Какие бывают дороги и автомобили»; «Безопасность дорожного движения», «Безопасный и опасный путь». «Как правильно переходить дорогу», «Как правильно переходить улицу», «Перекрестки», «Дорога живой организм «Безопасность пешехода», «Нельзя мешать движению людей и машин».
Тема 4. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Скрытые опасности на дороге (6ч.)
Обсуждение составленных совместно с родителями маршрутов в школу и домой. Комментарии о скрытых опасностях на маршрутах и способах защиты пешехода. Элементы транспортной культуры.
Основной принцип безопасности пешехода видеть объекты, мешающие обзору дороги, быть хорошо видимым для водителей. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге. Учет метеорологических условий при движении пешехода. Движение группами.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: сообщение, использование наглядности, объяснение.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Правила поведения на улице, Наиболее безопасный путь в школу и домой. Как правильно переходить улицу, Метеорологические условия, Движение группами, Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой; «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», «Повторяем азбуку пешехода», «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях», «Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге»; «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Наши друзья регулировщик и светофор», «Зебра» и пешеход»,
«Остановка важная часть дороги», «О правилах дорожного движения»,«Какие бывают дороги и автомобили», «Переходы», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»; «Безопасность дорожного движения», «Безопасный и опасный путь», «Как правильно переходить дорогу», «Как правильно переходить улицу».
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, сообщение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Светофор и его сигналы, Правила дорожного движения; «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Остановка - важная часть дороги», «О правилах дорожного движения», «Какие бывают дороги и автомобили», «Переходы»; «Безопасность дорожного движения», «Дорога живой организм!», «Безопасность пешехода», «Каким бывает светофор», «Нельзя мешать движению людей и машин».
6. Промежуточная диагностика. – 2 часа.
Проверка знаний обучающихся по изученному материалу.
Форма занятия: беседа, конкурс на проверку знаний.
Тема 7. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. (8ч.)
Их предназначение
Рассказ о четырехшести группах дорожных знаков
их отличительных особенностях, назначении. Умение их видеть и выполнять их предписания. Рассматривание плакатов.
Практическая часть. Разбор ситуаций на макете «Улицы города». Игра «Угадай, какой знак». Рисование дорожных знаков Домашнее задание. Выполнить рисунок красками «Кто виноват?» или «Нарушители».
Практическая часть. Беседа с использованием цветных раздаточных
карточек. Разбор конкретных ситуаций.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: сообщение, использование наглядности, объяснение.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», . Дорожные знаки, Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход», Пешеходная дорожка и езда на велосипеде,. Знак «Движение пешеходов запрещено», Поведение школьников вблизи железнодорожных путей, Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак»; «Как научиться понимать дорожные знаки»
Тема 8. Инспектор ГИБДД (регулировщик) наш помощник (4ч.)
Необходимость в наведении порядка инспекторами ГИБДД (регулировщиками) на дорогах городов при отсутствии и неисправности светофоров, а также при сильном потоке транспорта. Постовые регулировщики. Команды регулировщиков. Сложности в работе регулировщика.
Практическая часть. Выполнение заданий в рабочих тетрадях по ПДД. Игра «Дорожные ситуации с участием инспектора ГИБДД».
Для раскрытия темы нужно использовать: «Обучение правилам дорожного движения», Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Ее предназначение и задачи); «Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Наши друзья регулировщик и светофор», «Как понимать сигналы светофора и регулировщика»; «Безопасность дорожного движения», «Сигналы регулировщика».
Форма занятия: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Тема 9. Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства (6ч.)
Автомобильный транспорт -- важнейшее средство передвижения. Типы
автомобилей: специальные и транспортные. Транспортные автомобили грузовые и пассажирские. Назначение каждого типа автомобилей. Вывешивание схемы и зарисовка ее учащимися на альбомных листах.
Понятие о водителе транспортного средства. Сигналы, подаваемые
водителем. Почему автомобиль нельзя мгновенно остановить. Неоправданный риск при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом.
Форма занятия: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Тема 10. Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте (8ч.)
Правила ожидания общественного транспорта. Поведение в салоне. Возможные опасности при посадке в общественный транспорт и высадке из него в разное время года.
Практическая часть. Беседа, рассматривание буклетов. Выполнение заданий в рабочих тетрадях по ПДД.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, сообщение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», Знакомство с транспортом города, Правила поведения в транспорте; «Безопасное поведение на улицахи дорогах», «Что такое общественный транспорт», «Как обходить стоящий
транспорт», «Остановка важная часть дороги», «Ты пассажир», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»;
Тема 11. Викторина «Красный, желтый, зеленый»
Вопросы по пройденному материалу. Тесты на знание ПДД.
Вручение учащимся жетонов по личным результатам, которые фиксируются
в журнале.
Формы занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Тема 12.Фигурное вождение велосипеда – 10часов.
Велосипед, его составные части, история возникновения велосипеда. Специальные места для катания на велосипеде, сигналы велосипедистов. Правила безопасной езды. Фигурное вождение.
Форма занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
13. Итоговая диагностика (2ч.)
Проверка знаний обучающихся по изученному материалу.
Форма занятия: беседа, конкурс на проверку знаний.
Тема 14. Подведение итогов, подсчет жетонов, набранных в течение года, награждение победителей (2ч.)
Предполагающие результаты:
Обучающие должны знать:
- Правила дорожные очень важны и нужны для всех;
- Виды транспорта;
- Скрытые опасности на дороге;
- Группы дорожных знаков;
- Предназначение и задачи инспектора ГИБДД;
- Городской транспорт;
- Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте;
- Сигналы светофоров;
- Специальные места для катания на велосипеде, сигналы велосипедистов, правила - безопасной езды.
Обучающие должны уметь:
- Определять вид транспорта;
- Находить опасности на дороге;
- Определять группы дорожных знаков;
- Определять городской транспорт;
- Вести себя на остановках и в транспорте;
- Определять сигналы светофоров;
- Кататься на велосипеде.
Третий год
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Всего
В том числе
Теория
Практика
1
Стартовая диагностика
2
2
2
Повторяем азбуку пешехода
2
2
3
Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов
8
4
4
4
Организация дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика (закрепление пройденного материала)
8
6
2
5
Промежуточная диагностика
2
2
6
Дорожные знаки. Дорожная разметка
10
6
4
7
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)
6
6
8
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей
8
8
9
Виды автомобилей. История возникновения трамвая, автобуса, троллейбуса (закрепление пройденного материала)
12
6
6
10
Фигурное вождение
10
10
11
Диагностика Фронтальная проверка знаний учащихся
2
2
12
Итоговая викторина по пройденному материалу за третий год обучения
2
2
итого
72
46
26
Тема1. Стартовая диагностика (2ч.)
Проверка знаний воспитанников на момент поступления в детское творческое объединение.
Форма занятия: беседа, анкетирование, тестирование.
Тема 2. Повторяем азбуку пешехода (2ч.)
Статистика, история возникновения ПДД и светофора за рубежом и в России. ПДД закон улиц и дорог. Понятия «дорога», «улица», «двор», «проезжая часть», «тротуар».
Важность развития дорог для населения России и других стран. Из чего состоит дорога. Особенности поведения участников дорожного движения на дорогах, улицах, во дворах.
Сигналы транспортных и пешеходных светофоров. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.
Дети и проблемы дорожной безопасности. Примеры из статистики ДТП, которая ведется УГИБДД региона проживания учащихся.
Беседа о всероссийском месячнике «Внимание, дети!».
Формы занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Практическая часть. Работа с раздаточным материалом. Просмотр учебно-методического фильма «Безопасность пешеходов».
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», «Повторяем азбуку пешехода», «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях», «Правила дорожного движения и их история», «Дорога, элементы дороги»; «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, «Введение», «Безопасность дорожного движения», «Правила безопасного поведения на дорогах».
Тема 3. Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов (8ч.)
Изучение дорожных ситуаций, в которые попадают дети-пешеходы. Аварийные ситуации на остановках общественного транспорта, при переходе проезжей части, внезапный выход на проезжую часть улицы из-за препятствий, закрывающих обзор. Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой видимости и т. д. Статистика ГИБДД.
Практическая часть. Разбор примеров из практики ГИБДД района проживания учащихся.
Домашнее задание. Предложить учащимся принять участие в конкурсе рисунков и плакатов по ПДД.
Для раскрытия темы нужно использовать:
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, сообщение, использование наглядности.
Тема 4. Организация дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика (закрепление пройденного материала) (8ч.)
Виды светофоров: транспортные, пешеходные, их назначение. Пешеходные
светофоры с вызывным устройством. Светофор с мигающим желтым сигналом. Современный город без светофоров, дорожных знаков, разметки
возможно ли это?
Сигналы регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика при
регулировании движения одновременно светофором и регулировщиком. Роль организации дорожного движения в обеспечении безопасности участников движения. Недостатки в организации - причина ДТП.
Практическая часть. Практическая работа «Знаешь ли ты?..»
Формы занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», «Сигналы светофора и регулировщика»; Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», «Безопасность дорожного движения», «Сигналы регулировщика для водителей и пешеходов»; «Безопасность дорожного движения», «Средства регулирования дорожного движения»; «Безопасность пешехода», плакат № 10 «Каким бывает светофор».
5. Промежуточная диагностика (2ч.)
Проверка знаний обучающихся по изученному материалу.
Форма занятия: беседа, конкурс на проверку знаний.
Тема 6. Дорожные знаки. Дорожная разметка (10ч.)
Дорожные знаки это символы, устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения в сложной дорожной ситуации. Восемь групп дорожных знаков. Их внешний вид, отличие, назначение. Дорожные знаки - международный «язык улиц». Знаки, ориентирующие пешехода. Знаки, ориентирующие водителя велосипеда. Повреждение или уничтожение дорожных знаков опасность для участников движения.
Виды дорожной разметки (горизонтальная разметка линии, стрелка, надписи и др. на проезжей части; вертикальная разметка сочетание черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог). Линии горизонтальной разметки, информирующие пешеходов. Рассказ педагога с использованием цветных плакатов.
Практическая часть. Практическая работа учащихся с «Правилами дорожного движения Российской Федерации».
Тестирование на знание дорожных знаков и разметки. Зарисовки в рабочих тетрадях по ПДД.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, сообщение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно «Обучение правилам дорожного движения»,
«Разметка», «Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге», «Безопасность дорожного движения»,
«Правила безопасного поведения на дорогах»,
Тема 7. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) (6ч.)
Дети и подростки - полноправные участники дорожного движения. Их взаимоотношения с другими категориями участников дорожного движения. Основа правильного поведения на улице в любых ситуациях владение специальными навыками. Участники ДТП, причины ДТП и последствия. Наиболее аварийное время, состояние аварийности в зоне расположения школы и месте жительства учащихся.
Понятие «тормозной путь». Определение тормозного пути. Расстояние тормозного пути в зависимости от типа автомобиля, погодных условий и времени суток. Умение пешехода приблизительно рассчитывать тормозной путь автомобиля во избежание столкновения с транспортом и возникновения ДТП Статистика.
Решение задач. Разбор статей в средствах массовой информации о ДТП и их анализ. Использование пособия «Безопасность дорожного движения», «Правила
безопасного поведения пешеходов на дорогах»; «Безопасность дорожного движения», «Дорога -живой организм!», «Безопасность пешехода», «Нельзя мешать движению людей и машин».
Формы занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения», «Повторяем азбуку пешехода», «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях»,«Прогнозирование опасных дорожных ситуаций автомобиля»;
«Остановочный и тормозной путь».
Тема 8. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей (8ч.)
Понятие «железнодорожный переезд». Виды железнодорожных переездов (охраняемые и неохраняемые). Работа светофоров и их отличительные
особенности в местах железнодорожного переезда. Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Наличие на железнодорожном переезде дорожного знака. Правила поведения пешеходов и водителей на железнодорожном переезде.
Анализ ДТП на железнодорожных переездах и на железнодорожных вокзалах.
Практическая часть. Беседа с учащимися с помощью вопросов.
Тема 9. Виды автомобилей. История возникновения трамвая, автобуса, троллейбуса (закрепление пройденного материала)
Слушание докладов учащихся. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД. Жизненные ситуации. Рассматривание плакатов по теме.
Для раскрытия темы нужно использовать:
«Обучение правилам дорожного движения». Знакомство странспортом города, Знакомство с личным и служебным транспортом;
«Безопасное поведение на улицах и дорогах», «Какие машины можно увидеть на дороге», «Что такое общественный транспорт», «Как обходить общественный транспорт», «Какие бывают дороги и автомобили», «Сигналы водителей и автомобилей»; «Специальные машины»; «Безопасность дорожного движения», «Изобретатели первых автомобилей».
Тема 10. Велосипед.- фигурное вождение. (10ч.)
Велосипед, его составные части, история возникновения велосипеда. Специальные места для катания на велосипеде, сигналы велосипедистов. Правила безопасной езды. Фигурное вождение.
Форма занятий: беседа, занятия-практикумы.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Приёмы: объяснение, использование наглядности.
Тема 11. Фронтальная проверка знаний учащихся (2 ч.). Контрольный опрос с использованием билетов на знание ПДД и правил первой медицинской помощи. Экскурсия по выставке рисунков, плакатов, поделок на тему «Дорожно-транспортная
безопасность». Подсчет жетонов и награждение победителей.
Утверждение состава команды для участия в итоговой викторине по ПДД.
Тема 12. Итоговая викторина по пройденному этапу программы за третий год
обучения (2ч.)
Приветствие, конкурсы капитанов, задания всем командам и отдельным участникам.
Состав жюри представители ГИБДД, Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) и члены ЮИД.
Награждение победителей.
Предполагающие результаты:
Обучающие должны знать:
- опасные дорожные ситуации с участием пешеходов;
- сигналы светофора и регулировщика;
- дорожные знаки и дорожную разметку;
- дорожно-транспортные происшествия, как их предотвратить;
- поведение школьников вблизи железнодорожных путей;
- виды автомобилей;
- устройство и назначение велосипеда.
Обучающие должны уметь:
- предотвратить дорожные ситуации;
- пользоваться сигналами светофора и регулировщика;
- пользоваться дорожными знаками и дорожной разметкой;
- принять своевременное решение находясь вблизи железнодорожных путей;
- пользоваться велосипедом.
Основная литература:
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (последняя редакция).
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 гг.».
Ижевский П. В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 14 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / [П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М, В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2008.
Ижевский П. В. Обучение правилам дорожного движения: 14 классы; метод, пособие / [В. Я. Сюньков, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. М.; Просвещение, 2008.
Ижевский П. В. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: 14 кл. (12 плакатов) / [П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 59 кл.: пособие для учащихся общеобразоват, учреждений / [А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: 59 классы: метод, пособие / [А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: 59 классы. В 2 ч. (24 плаката) / [А. Л.
Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А.. Т. Смирнова]. М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: 10П классы: метод,
пособие / [А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. М.: Просвещение, 2008.
15