Презентация по русскому языку на тему СПП с несколькими придаточными (9 класс)
Тема урока:Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 9 А класс МОУ «ПСОШ»Учитель: Жигулина К.А. Цели урока: образовательные: 1) углубить знания о СПП;2) Проверить сформированность умений определять значения придаточных, способы и последовательность присоединения к главному; составлять схемы СПП ; 3) вырабатывать стойкие навыки правильно расставлять знаки препинания в ССП;4) повторить и закрепить главные признаки, по которым выделяется придаточное предложение; развивающие: – развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей;воспитательные: – формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала- воспитание любви к истории родного края. Александр Исаевич Солженицын(11.12.1918 – 03.08.2008)
А.И. Солженицын – русский писатель, публицист, историк, поэт, общественный и политический деятель. Спишите, расставляя знаки препинания, определите вид подчинения придаточных «Крохотки» жанр для Солженицына настолько сокровенный что когда писатель находился на чужбине он писать их не мог. Объясните расстановку знаков препинания. Почему отсутствует запятая перед союзом или? В одиночестве, в заключении, когда его травили или когда он болел раком, он никогда не отказывался от борьбы за свою родину, за свой народ, за всё человечество. При последовательном подчинении придаточных Схематический диктант Не записывая предложений, составьте их схемы.Определите, к какой группе относятся придаточные предложенияЕсли СПП содержит 2 и более придаточных, укажите вид подчинения. 1. «Крохотки» - жанр сверхмалой прозы необычайно личный, потому что каждая миниатюра посвящена такому мигу жизни или её явлению, которое глубоко задевает душу писателя. 2. То, что жанр этот для Солженицына не случаен, показывает возвращение к «крохоткам» в 90-е годы и признание, что на чужбине писать их не мог. 3. Первый цикл «Крохоток», который создавался в 1958 – 1960 годах, состоит из 17 миниатюр.4. Диапазон объектов, которые оказались в центре изображения, достаточно широк: от могилы поэта до колхозного рюкзака, от лесного озера до старого ведра.5. Писатель не случайно выбрал название «Крохотки» для своих рассказов – миниатюр, так как он действительно работает на очень малом пространстве. Пространство это замкнуто. 1. «Крохотки» - жанр сверхмалой прозы необычайно личный, потому что каждая миниатюра посвящена такому мигу жизни или её явлению, которое глубоко задевает душу писателя.[… ], (союз потому что … указ. слово + сущ.), (союз. слово который…). 2. То, что жанр этот для Солженицына не случаен, показывает возвращение к «крохоткам» в 90-е годы и признание, что на чужбине писать их не мог. [То, (союз что…)… сущ.], (союз что…). 1. «Крохотки» - жанр сверхмалой прозы необычайно личный, потому что каждая миниатюра посвящена такому мигу жизни или её явлению, которое глубоко задевает душу писателя. 2. То, что жанр этот для Солженицына не случаен, показывает возвращение к «крохоткам» в 90-е годы и признание, что на чужбине писать их не мог. 3. Первый цикл «Крохоток», который создавался в 1958 – 1960 годах, состоит из 17 миниатюр.4. Диапазон объектов, которые оказались в центре изображения, достаточно широк: от могилы поэта до колхозного рюкзака, от лесного озера до старого ведра.5. Писатель не случайно выбрал название «Крохотки» для своих рассказов – миниатюр, так как он действительно работает на очень малом пространстве. Пространство это замкнуто. 6. Козлы, на которых пилят бревно. 7. Озеро, которое окружено лесом и охраняется стражами порядка. 8. В новых «Крохотках», которые появились в 1996 – 1997 годах, повторились некоторые образы из мира природы (дерево, гроза, утро), образ церкви и вообще мотив веры, размышления об отношении к Родине.9. Тема Родины не могла не возникнуть, потому что слишком долгим был вынужденный разрыв с ней и столь выстраданным оказалось возвращение.10. В «Крохотках» 90-х годов заметно усиление работы автора над расширением словаря, что призвано придать картинам остроту, яркость, неповторимость. Валеологическая пауза Мы с пунктограммами сразились, На славу с вами потрудились! Теперь пора бы отдохнуть И лишь потом продолжить путь! А. И. СолженицынКолокольня Готовимся к ГИА (Часть 1) Подготовка к восприятию текста История калязинской колокольни Словарная работа Толковый словарь русского языка УшаковаОКОЁМ, а, мн. нет, м. (поэт.).Пространство, к-рое моно окинуть взглядом, горизонт. Разгораясь по всему окоему, мерцало дымное зарево. А. Н. Толстой. ПРОВИДЕЦ, провидца, м. (книжн. ритор. устар.). Человек, к-рый может провидеть. САЖЕНЬ, и, мн. са́жени, са́жен и сажене́й, саженя́м, и (реже) саже́ни, саже́ней (сажо́н обл.), саже́ням, ж.1. Русская линейная мера, употр. до введения метрической системы мер, равная трем аршинам, или 2, 134 м. Погонная, квадратная, кубическая с. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саже́нях попадал. Пушкин. ПРОЛЁТ, а, м.5. Сквозное отверстие в чем-н. Смотря по надобности, можно увеличивать п. Сужать п. в рубанке. ИЗОБИЛЬНЫЙ, изобильная, изобильное; изобилен, изобильна, изобильно (книжн. устар. ). 1. Находящийся в изобилии, многочисленный. Изобильная растительность. Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию - не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились большевики на неё. (Да что! - Молога и вся на дне.) И сегодня; стань на прибрежной грани, - даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города - высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего - а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И - вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора нижних яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, - стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролетами, а дальше луковкой и шпилем - в небо! Да ещё на шпиле - каким чудом? - крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, - шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселенных затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить - здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить... Работа над понятийным аппаратом: тема, микротема, ключевые слова и т.д. ТЕМА – предмет речи – О КОМ? О ЧЕМ?Алгоритм определения темы текстаИз каждого абзаца текста выпиши тематическое предложение, которое содержит наибольший объем информации.Сократи предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.Выпиши получившиеся предложения (словосочетания) и распредели их по порядку по мере убывания значимости информации для понимания текста.Сформулируй тему текста, используя формулу:РЕЧЕВОЕ КЛИШЕ + КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ)Примеры:Автор текста обращается к теме о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.В тексте говорится о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.Автор рассуждает о (роли, значении, влиянии…) +ключевые слова. ТЕМА может быть:основной; - общечеловеческойактуальной; - философскойвечной; - сквознойважной; - созвучной и т.д. ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который поднял автор. Чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания. Применение средств выразительности в «Крохотках» Антитеза – противопоставлениеЭпитеты - (греч. epнtheton, буквально - приложенное), художественное определение, один из тропов . - «Никакие «новые приемы» мне не нужны» - говорил А.И. Солженицын.Придает большое значение стилистике, не раз высказывался по поводу принципиального неприятия приемов. Михаил Шолохов: «Конструкция предложений рассказа обычно – нараспашку». Но осталась от утопленного города – высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего - а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И - вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора нижних яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, - стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролетами, а дальше луковкой и шпилем - в небо! Да ещё на шпиле - каким чудом? - крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, - шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Идея «Крохоток» Закрыть глаза на прогрессирующий мир, век техники, опередившей нас в силе и в мощи, и насладиться той оставшейся малой частью русской культуры и религии. Тематика рассказов. отношение к природе – «Дыхание», «Озеро Сегден», «Отражение в воде»;отношение ко всему живому – «Шарик», «Вязовое бревно», «Утенок», «Костер», «Муравьи»; отсутствие культуры – «Прах поэта», «На родине Есенина», «Приступая ко дню»;отношение ко всему окружающему нас – «Колхозный рюкзак», «Старое ведро» и др. Человека, способного воссоздать былой менталитет, поистине можно считать философом и гением… Выразите свое отношение к проблеме, которая волнует автора «Колокольни». Развернуто обоснуйте свое мнение.Определите тематику ранних «Крохоток» А. И. Солженицына (на примере 3 – 4 миниатюр)