Рабочая программа духовно-нравственная культура
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
РАССМОТРЕНА
на методическом объединении учителей начального общего образования
от « »августа 2015 г.
протокол № 1
Руководитель МО:
_______________________
ПРИНЯТАна заседании методического совета
от « »__________2015 г.
протокол №____________
Заместитель директора по УВР:
________________________ УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ «СОШ № 4»
Директор школы
___________ Осотова Е.П.
приказ №____________
от « »__________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс
количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
срок реализации 1 год
используемый УМК Школа России,
линия УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф.
программа разработана на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-го класса, автор Виноградова Н. Ф.-м.: Вентана-Граф, 2015.
Учебник:
«Основы духовно-нравственной культуры народов Росси». Автор: Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр « Вентана-Граф» 2015 г.
Разработчики рабочей учебной программ
Ребракова В. Г., учитель начальных классов,
категория - первая.
Корсаков
2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015., В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
Перечень нормативных, инструктивных и методических документов, используемых при составлении рабочей учебной программы
Преподавание курса осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011г. №03-255 «О введении государственного образовательного стандарта общего образования»;
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М., 2011.
4. Примерная образовательная программа по учебному предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России».
5.Авторская программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» под редакцией Н. Ф. Виноградовой и др.
6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 года № 08-761 « Об изучении предметных областей « Основы религиозных культур и светской этики» и « Основы духовно-нравственной культуры народов России»».
7.Учебный план МБОУ «СОШ №4» г. Корсаков на 2015/2016 учебный год.
Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:
Цели - сформировать первичное представление о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания; дать возможность осознать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой; сформировать у школьников коммуникативную, этическую, социальную, гражданскую компетентности и социокультурную идентичность в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Задачи:
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
-углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
-становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В процессе изучения данного курса должно быть углублено осознание учащимися идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Ведущими принципами организации обучения в 5 классе остаются:
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии, как в содержании, так и в методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Описание места учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане.
Предмет « Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объёме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю. При подготовке планирования структурирование и изучение учебного материала определяется в соответствии с учебником Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова « Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: « Вентана-Граф». 2015, ФГОС. Структура учебника позволяет:
1.Изучение человека как творца и носителя культуры; нравственных ценностей российского народа; бережного отношения к природе; семье, как хранителя духовных ценностей.
2.Определение роли религии в развитии российской культуры, вклада каждой религиозной конфессии в общероссийские культурные традиции; уделение большого внимания формированию духовного мира школьника.
3.Изучение новых терминов, отражение содержания материала в иллюстративном ряде, выполнения проекта.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви кродному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозныхтекстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение собщечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализироватьвысказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии сучебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Формы организации образовательного процесса.
1) Учебный диалог
2) Обсуждение
3) Восприятие и оценка информации
4) Работа с текстом
5) Совместная деятельность в парах и группах
6) Работа с иллюстрациями, аудио- и видеофрагментами
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории Ивановского края) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных культур;
– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Технологии обучения.
В соответствии с концепцией развивающего образования программа предполагает использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.
Виды и формы контроля.
1.Фронтальный контроль.
2.Групповая работа. Взаимоконтроль.
3.Самоконтроль.
4.Текущий.
5.Тематический контроль.
6.Индивидуальный контроль.
7.Итоговый контроль.
Основное содержание учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Раздел 1. В мире культуры-3 ч.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа-15 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура-12 ч.
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Откуда на Русь пришло христианство ? Древняя Русь после принятия христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.
Культурные и религиозные традиции мусульман России. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Еврейские культурные и религиозные традиции. Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь.
Буддийская культура в России.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности-2 ч.
Музеи России. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир-3 ч.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование
Тема программы Содержание программного материала Характеристика видов деятельности
Раздел 1. В мире культуры
1.Величие многонациональной российской культуры
Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»
2.Человек –творец и носитель культуры
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных»
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
3. «Береги землю родимую, как мать любимую». Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
4. Жизнь ратными подвигами полна.
Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.
5. В труде- красота человека.
Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.
6. «Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока.
7. Люди труда. В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников.
8.Бережное отношение к природе. Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока.
9.Семья- хранитель духовных ценностей. Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.
Раздел 3. Религия и культура
10. Роль религии в развитии культуры Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».
11. Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром.
12. Культура ислама.
Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме.
13. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи»
14. Культурные традиции буддизма.
Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка»
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
15. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме.
16. Хранить память предков.
Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин. Портрет С.И. Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории.
Раздел 5. Твой духовный мир.
17. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете»
Перечень обязательных практических, творческих, контрольных работ по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№ урока проверочной работы Вид работы Тема
8 Проект « Жизнь ратными подвигами полна». 1.« Герои-партизаны ВОВ»
2.«Правнуки Победы о своих прадедах»
3.«Герои Советского Союза-представители разных народов»
4.« Место подвига в наше время»
11-12 Проект « Люди труда». 1.Трудовые подвиги представителей разных народов России»
2.« Герои космоса»
3.« Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны»
23 Проект « Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий». 1.« Биография братьев Кирилла и Мефодия»
2.«Какой была славянская кириллица»
3.« Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития культуры Древней Руси»
30 Контрольная работа « Искусство в религиозной культуре»
34-35 Проект « Твоя культура поведения». 1.« Правила этикета рыцарей»
2.«Танцевальный этикет»
3.«История этикета письма»
Характеристика видов контроля качества знаний, критерии оценивания результатов обучения по предмету « Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Критерии оценивания по устному опросу.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
-полностью освоил учебный материал и умеет изложить его своими словами;
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; даёт ответ четкий правильный, в логической последовательности;
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
-в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-не усвоил существенную часть учебного материала;
-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-ответ дает неполный, построенный несвязно, но имеет общее понимание вопросов;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
-почти не усвоил учебный материал;
-не знает и не понимает наиболее важную часть учебного материала;
-не может изложить его своими словами;
-не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Критерии оценивания тестов.
Оценка «5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;
Оценка «4» - соответствует работа, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;
Оценка «2» - соответствует работа, содержащая 0% – 40 %.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» и на основании Письма Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. № МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» результаты образовательной программы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через систему предметного мониторинга не отслеживаются, однако «Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
Критерии оценивания сообщения, проекта.
Критерий «5» «4» «3» «2»
Уровень постановки исследова-тельской проблемы Работа исследователь-ская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно. Работа частично поисковая - в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов) Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения Работа репродуктивно-го характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов
Актуаль-ность и оригиналь-ность темы Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования. Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны. Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусствен-ная», не представляющая истинного интереса для науки. Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством.
Логич-ность доказатель-ства (рассужде-ния) Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть. В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет. Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме
Коррект-ность в использова-нии литератур-ных источников Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.). Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту.
Видно что работа взята из интернета без переработки
Количество источников Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы Нет списка литературы
1-2 источник Нет списка литературы
1-2 источник
Глубина исследова-нияРассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне. Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна. Работа строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер
Оформле-
ниеРабота имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление). Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется. Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую. Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора, не соответствует требованиям ГОСТ.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 5 классе
1.Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013 2. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение :Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ruВсемирная история в интернете - http:// www.hrono.ruИстория стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ruБиблиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ruКоллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
Введение в буддизм. – СПб., 1999.
Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.
Образовательные сайты:
http://easyen.ru/современный учительский портал
http://ifmir.info/budd.htmhttp://www.pravoslavie.ru/http://www.muslim.ruhttp://www.buddhism.ruhttp://www.feor.ruhttp://www.proshkolu.ru/tag/37017/http://annaellada.narod.ru/интересныеhttp://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013http://wikikurgan.orbitel.ruhttp://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ruРубрикон. http://www.rubricon.ru/Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/Литература для дополнительного чтения учащимися:
Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.
Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.
Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957