Духовно-нравственная направленность современного урока музыки
Духовно-нравственная направленность современного урока музыки
Несомненно, музыка – искусство звуков. Она красотою освещает их дух бесконечной жизни, в них облекающийся. Ни одно из искусств так непосредственно не действует на чувства человека, как музыка.
В условиях образования, музыка может быть не только учебным предметом, но и могучим средством воспитания, которое должно эмоционально и эстетически открыть всю духовную жизнь человека.
Музыкальное искусство обращено к духовному миру человека.
Музыка – это человеческий опыт нравственно-эстетического вчувствования в мир, который выражается в художественных образах, языком музыки. Познание музыки осуществляется как самостоятельная художественно-эстетическая деятельность учащихся, которая способствует воспитанию музыкального и поэтического сознания. В процессе общения с музыкальным произведением возрастает духовность и взаимопонимание людей.
В. А. Сухомлинского и Ш. А. Амонашвили в своих работах отмечали, что познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от неё. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры, основой того, что мы называем духовностью.
Доктор искусствоведения, В. В. Медушевский и другие педагоги ставили вопрос о том, почему мы стремимся воспитывать музыкой? Не в надежде ли, что окрылённая её красота передаётся в детской душе? Эту надежду, эту красоту души нужно бы принять тогда за искомую, сокровенную цель музыкального воспитания.
Д. Б. Кабалевский, основатель концепции музыкального воспитания в школе, определил цель уроков музыки так: “… вывести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать (воспринимать – авт.) музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры”.
На современном уроке музыки художественно-педагогическая деятельность (ХПД) учителя является творчеством в организации художественно-педагогическая деятельности учащихся. Создание условий для художественного развития детей на уроках музыки – это, по сути, есть процессуальная форма содержания урока музыки как урока искусства. Цель (ХПД) учителя – помочь детям присвоить духовный опыт человечества, запечатленный в музыкальном искусстве, понять чувства, явления внутреннего и внешнего мира человека, народов, эпохи, выраженные в музыкальных образах в единстве содержания, формы и средств музыкальной выразительности.
Это определяет цели, стоящие перед учителем музыки (в аспекте духовной направленности урока):
Развитие музыкально-художественных способностей на основе активизации восприятия, воображения и мышления.
Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка.
Направленность занятий на развитие личности школьника через раскрытие духовной сущности музыкального искусства.
Понимание (познание) музыки во всём её богатстве форм и жанров как живого искусства (т.е. через познание искусства к познанию мира и самопознанию).
Конечная цель музыкального воспитания, которую выдвинул Д.Б.Кабалевский, - становление человека не просто знающего, но и умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное любящего, понимающего (сопереживающего – авт.) и эмоционально воспринимающего музыкальное искусство.
В. А. Сухомлинский считает, что “Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека”.
Эрнст Теодор Гофман разделял всех людей на «Музыкантов» и «немузыкантов».
«Музыканты» - это не те, кто знает, что такое скрипичный ключ или где пишется нота «соль», в отличие от «не музыкантов», которые и этого не знают. «Музыканты» - это люди, познающие мир душой, тонко его чувствующие, умеющие видеть прекрасное в листке клена, в одном движении руки балерины, умеющие слышать мир во всем его многообразии, в том числе, конечно, в музыкальном воплощении. Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем» - говорил Д. Шостакович.
Искусство есть, скорее, организация нашего поведения на будущее, установка вперёд, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществимо, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней”.
Надо отметить, что современные педагоги и психологи исходят из положения, что умение слушать и слышать (т.е. воспринимать) музыку вырабатывается у всех учащихся, если их обучать этому систематически и последовательно, если опираться на саму музыку, на её связь с жизнью, на закономерности её восприятия и на практическое музыкальное действование самих учащихся.Б. М. Теплов подчёркивал важность эмоционального восприятия, выделяя, что сохранение эмоционального отношения при возрастающей сознательности восприятия, является одной из труднейших педагогических задач.
Восприятие представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового ощущения и мышления. Музыкальное восприятие направлено на восприятие смысла, пробуждает духовное познание мира.
Д. Б. Кабалевский впервые обратился к личности человека. Программу он создал не как набор знаний и умений, которые надо усвоить, а как путь, направление, способ познания мира и себя. А усвоение у каждого происходит по-своему, на уровне личной значимости. От учителя требуется найти и удерживать эту ориентацию познания.
Без личного желания, личных усилий ученика никакой учитель не может научить ребенка чему-либо. На занятиях ученик сам решает, как и что придумать, как оценить себя. Учитель лишь подскажет, как надо заниматься, чего стремиться достичь, что запомнить и каких трудностей избежать. Ученику предоставляется возможность «побыть» композитором, и музыкантом исполнителем, и актером, и хореографом, и исследователем, и изготовителем музыкальных инструментов. Задача современного учителя – помочь раскрыть дар Божий каждому ребенку: замечательно рисовать, красиво петь, сочинять стихи, танец. Многие дети и не подозревают, какие духовные сокровища они в себе хранят. Творчество, как золотой ключик, поможет открыть эти сокровища нам всем, испытать ни с чем несравнимые чувства, проявить фантазию.
Главные человеческие ценности – ЛЮБОВЬ, КРАСОТА, ИСТИНА, БЛАГО! Каждому человеку они даны от природы, но не всем удается сохранить эти духовные сокровища, а нередко происходит подмена их на явления противоположного характера. Поэтому в музыкальном воспитании, да и в любом другом способе познания мира, главным становится процесс познания, происходящий в учителе. Тогда происходит не объяснение, не преподнесение материала, неизбежно адаптированного к уровню ребёнка, а скорее “заражение”, “пробуждение”. Ученик, получая импульс, сам продолжает своё развитие. И поэтому большое значение имеют, наверное, не правила, не столько знания, сколько поиск закономерностей. Когда закономерности начинают переводить в правила, знания, то снова получается поворот в сторону изучения этих знаний, а музыка становится дополнением к ним.
В заключении хочется сказать словами В. С. Соловьёва: “Если загадка смысла жизни разрешена явлением – человек, то загадка души и любви человеческой разрешена явлением – духовный человек.
Встреча музыки с тонким эмоциональным миром человеческой души рождает красоту и доброту отношений.
Проект решения :
Провести «Музыкальный – диалог – урок» с учениками 3-4 классов и хоровым коллективом студентов университета, где на языке музыки будет осуществляться духовный диалог между гимназистами и студентами. Во время диалога участники должны не только обмениваются информацией, но и вместе взаимодействовать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили Ш. А. “Школа жизни” М. 1996г.
Выготский Л. С. “Психология искусства” М. “Педагогика”, 1987г.
Зеньковский В. В. “Проблемы воспитания в свете христианской антропологии” М. 1993г.
Медушевский В. В. “О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки” М. “Музыка”, 1976г.
Кабалевский Д. Б. “Воспитание ума и сердца”, М. “Советский композитор”, 1981г.
Михайлов В. В. “О музыкальном воспитании”, М. “Искусство в школе”, № 2, 1996г.
Неменский Б. М. “Мудрость красоты”, М. “Просвещение”, 1981г.