Мир вокального искусства. Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса.
Введение.
Как важно сегодня воспитать подрастающее поколение на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, на любовь. Ей мы доверяем лучшие свои качества, с ней вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинного прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывает об отечественных традициях вокала и возможностью голосового аппарата: петь, а не кричать или шептать песнями, превращая все в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.
Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?
Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
Этими проблемами и руководствуюсь при разработке данной программы.
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия побуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
В классе вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе внеурочных занятий вокального пения ведётся индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа направлена также на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.
Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.
Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучение детей в 1 классе (3 часа в неделю, 105 часов в течение года). Разработана на основе программы Апаховой Л.Ю. «Мир вокального искусства», многопрофильный лицей №20 г. Ульяновск 2012г. Сборник – Организация внеурочной деятельности в начальной школе [Текст] сборник программ / составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова / под общ.ред. Н.В. Калининой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2012. – 119с.
Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков; воспитание культурно развивающейся личности.
Задачи:
Образовательные:
обучить основам вокального искусства;
ознакомить с музыкальными жанрами и стилями
произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;
обучить восприятию и анализу музыки;
освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);
обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению, свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;
обучить правилам культуры поведения;
обучить правилам гигиены голоса;
обучить основам хореографии;
обучить технике безопасности.
Развивающие:
развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство ритма, темпа и т.д.);
развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию, творческую инициативу;
формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на жесты и др.);
формировать навыки правильной артикуляции;
развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;
развивать умение осознанного отношения к дыханию;
развивать умение слушать другого хориста и находиться с ним в ансамбле;
развивать, умение певческой установки;
развивать координацию и выносливость;
развивать физические данные;
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативные качества у обучающихся;
воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость, упорство и настойчивость;
способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;
обучать культуре общения.
Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:
сознательности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
прочности;
связи теории с практикой.
Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, контрольные задания, концерты, творческие встречи.Отличительной особенностью данной программы является личностно-ориентированный подход по усвоению учебного материала в образовательном процессе.
Возрастные особенности младшего школьного возраста:
Ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Дети этого возраста обладают образной памятью и наглядным мышлением, на занятиях им необходим образец. У детей этого возраста развито непроизвольное внимание, дети неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической работой.
Предполагаемые результаты
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству;
верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы - до второй октавы;
Участвовать в конкурсах и концертах, двигаться под музыку, повышать сценическое мастерство.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/пТема занятия Общее кол-во часов Из них
теория практика
1 Вводное занятие 2 2 Вокально-хоровая работа 2 Прослушивание голосов 2 2
3 Певческая установка дыхания 4 1 3
4 Распевание 11 1 10
5 Дирижерские жесты 2 1 1
6 Унисон 9 1 8
7 Вокальная позиция 4 1 3
8 Звуковедение5 1 4
9 Дикция 5 1 4
10 Двухголосие5 1 4
11 Работа с солистами 8 8
12 Сводные репетиции 9 9
Музыкально-теоретическая подготовка 13 Основы музыкальной грамоты 5 1 4
14 Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти 7 1 6
15 Развитие чувства ритма 5 1 4
Теоретико-аналитическая работа 16 Беседа о гигиене певческого голоса 1 1 17 Народное творчество 4 1 3
18 Беседа о творчестве композиторов-классиков 2 2 19 Беседа о творчестве современных композиторов 2 2 20 Просмотр видеозаписи, выступление детей на коцертах 2 2 Концерно-исполнителькая деятельность 21 Открытый урок для родителей 2 2
22 Праздники, выступления 5 5
23 Экскурсии, концерты, театры 4 4
Итого 105 22 87
Первая четверть: 25ч.
- Вводное занятие. (1ч.)
- Прослушивание голосов. (1ч.)
- Певческая установка дыхания.(1ч.)
- Распевание.(3ч.)
- Унисон. (2ч.)
- Вокальная позиция. (1ч.)
- Звуковедение. (1ч.)
- Дикция. (2ч.)
- Двухголосие. (1ч.)
- Работа с солистами. (2ч.)
- Сводные репетиции. (2ч.)
- Основы музыкальной грамоты. (1ч.)
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (2ч.)
- Развитие чувства ритма. (2ч.)
- Народное творчество. (1ч.)
- Праздники, выступления. (1ч.)
- Экскурсии, концерты , театры. (1ч.)
Вторая четверть: 22ч.
- Певческая установка дыхания. (1ч.)
- Распевание. (3ч.)
- Унисон. (2ч.)
- Вокальная позиция. (1ч.)
- Звуковедение. (1ч.)
- Дикция. (1ч.)
- Двухголосие. (1ч.)
- Работа с солистами. (2ч.)
- Сводные репетиции. (2ч.)
- Основы музыкальной грамоты. (2ч.)
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (2ч.)
- Развитие чувства ритма. (1ч.)
- Народное творчество. (1ч.)
- Праздники, выступления. (1ч.)
- Экскурсии, концерты, театры. (1ч.)
Третья четверть: 31ч.
- Вводное занятие. (1ч.)
- Прослушивание голосов. (1ч.)
- Певческая установка дыхания. (1ч.)
- Распевание. (2ч.)
- Дирижёрские жесты. (1ч.)
- Унисон. (2ч.)
- Вокальная позиция. (1ч.)
- Звуковедение. (2ч.)
- Дикция. (1ч.)
- Двухголосие. (2ч.)
- Работа с солистами. (2ч.)
- Сводные репетиции. (3ч.)
- Основы музыкальной грамоты. (1ч.)
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (2ч.)
- Развитие чувства ритма. (1ч.)
- Беседа о гигиене певческого голоса. (1ч.)
- Народное творчество. (1ч.)
- Беседа о творчестве композиторов – классиков. (1ч.)
- Беседа о творчестве современных композиторов (1ч.)
- Просмотр видеозаписи, выступление детей на концертах. (1ч.)
- Открытый урок для родителей. (1ч.)
- Праздники, выступления. (1ч.)
- Экскурсии, концерты, театры. (1ч.)
Четвёртая четверть: 27ч.
- Певческая установка дыхания. (1ч.)
- Распевание. (3ч.)
- Дирижёрские жесты. (1ч.)
- Унисон. (3ч.)
- Вокальная позиция. (1ч.)
- Звуковедение. (1ч.)
- Дикция. (1ч.)
- Двухголосие. (1ч.)
- Работа с солистами. (2ч.)
- Сводные репетиции. (2ч.)
- Основы музыкальной грамоты. (1ч.)
- Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (1ч.)
- Развитие чувства ритма. (1ч.)
- Народное творчество. (1ч.)
- Беседа о творчестве композиторов – классиков. (1ч.)
- Беседа о творчестве современных композиторов. (1ч.)
- Просмотр видеозаписи, выступление детей на концертах. (1ч.)
- Открытый урок для родителей. (1ч.)
- Праздники, выступления. (2ч.)
- Экскурсии, концерты, театры. (1ч.)
Основные направления и содержание деятельности
В программе выделены следующие направления:
I. Вокально-хоровая работа.
II. Музыкально – теоретическая подготовка.
III. Теоретико-аналитическая работа.
IV. Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
I. Вокально-хоровая работа.Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформировано так : при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть ,то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянуть нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
- сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Распевание.
Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:
разогревание голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Распевки необходимо начинать с упражнений (на дыхании). Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодии.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох ускоряется. Основной задачей произвольного упражнения певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно аккуратно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузева. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа используемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, динамикой, дикцией, регистрами голоса, интонированием и т.д.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании.
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформировать так:
не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
дыхание брать незаметно и быстро;
вливаться в общее звучание без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию.
Только при условии этих правил каждый певец коллектива может добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания.
Дирижерские жесты.
Педагог знакомит детей с дирижерским жестом и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4. вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой.
По желанию проводим покуплетное дирижирование:
Унисон.
В самом начале работы с детьми возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараясь слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе тембру.
Вокальная позиция.
При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.
Резонаторы – это плоскости, которые под давлением струи вдоха начинают вибрировать, тем самым придают голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полоть – и грудные резонаторы – бронхи.
Звуковедение.
В основе звуковедения лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.
Пение с закрытым ртом звука (м) – зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор.
Дикция.
Вокальная дикция, это четкое и ясное произношение слов во время пения.
Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Используются скороговорки типа:
«Бык тупогуб, тупогубенький бычек», «Попугая попугаем», «Цыпа, цыпа, гуль, гуль, гуль. Я посею, ты поклюй», и т. д.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия даются только в упражнениях и распеваниях, в песнях. Ра первых занятиях могут быть использованы песни «Как пошли наши подружки», «Земелюшка-чернозем» и т.д. Важной задачей является самостоятельность учащихся, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
II. Музыкально – теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамотности.
Различать высокие и низкие звуки,
Различать тембры фортепиано, скрипки, трубы, виолончели, а также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении.
б) мажорное трезвучие.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- вот иду я вверх, вот иду я вниз.
III. Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, правил пользования голосом ведет к печальным результатам.
Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально- эстетической отзывчивости на музыку.
Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.
Важно научить детей «погружаться» в музыку, развивать не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он не работал.
В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.
Показ – исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без сопровождения, отдельно по партиям и всем вместе. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивается работа коллектива, они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с различным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – финал концертной работы. Обязательно выступают все дети. Исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Заключение
В данной программе предусматривается перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. Дети учатся владеть своим голосовым аппаратом – необыкновенным инструментом, таящим в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще-музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Литература
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн. 2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224 с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222 с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54 с.
Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995. – 90 с.
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: «Первое сентября», 2003. – 205 с.
Асафьев Б.В. Русская музыка 19 и начало 20 в. – 2 изд. – Л.: Музыка, 1979. – 344 с.
Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997. – 144 с.
Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. – 315 с.
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.- лит., 1989. – 54 с.
Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: учеб.-метод, пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. – 45 с.
Казачков С.А. От урока к концерту. - издательство Казанского университета, 2000. – 115 с.
Конен В. История зарубежной музыки: учебник. Вып. 3. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.6 Музыка, 1989. – 155 с.
Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Санкт-Петербург, «Музыка», 2001. – 217 с.
Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке, вып. 1. – Ульяновск, 1999. – 117 с.
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки: учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. –М. Музыка, 1982. – 207 с.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99 с.
Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш, Москва, 2002. – 95 с.
От внешкольной работы к дополнительному образованию детей. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /под ред. Бруднова А.К. - М.: Владос, 2000. - 58 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 118 с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238 с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания /М.: Центр. Педагогический поиск, 2004. – 203 с.
Поляков С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие. - М.: Владос, 2002. – 178 с.
Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова. - 2 изд. - М.: Айрис - пресс, 2004. – 88 с.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).
Рогов. Е.И. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., 2002. – 165 с.
Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 67 с.
Слуцкая СЛ. Теория и методика преподавания основ хореографического искусства. - Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование». – 2001 . – 98 с.
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.