Рабочая программа Мир вокального искусства 3 года обучения

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств № 2 п. Октябрьский Чердаклинского района
Ульяновской области



Принято:
педагогический совет
протокол № _________
от «____» _____________ 2015 года
Утверждаю:
Директор МОУ ДОД ДШИ № 2 п. Октябрьский Чердаклинского района Ульяновской области
Е.И. Шатилина



ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
дополнительная образовательная программа
«Мир вокального искусства»
Направленность: общеразвивающая
Возраст детей: 5 - 15 лет.
3 года обучения.

Составитель:
Руднева Ольга Константиновна,
преподаватель высшей
квалификационной категории.







п. Октябрьский
2015 год
Пояснительная записка.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для детей детской школы искусств инструментальных отделений, которые сами стремятся (за дополнительное время) научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа «Мир вокального искусства» - это механизм, который определяет содержание развития вокальных данных учащихся, методы работы преподавателя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цели и задачи программы «Мир вокального искусства»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению.
Обучение выразительному пению.
Обучение певческим навыкам.
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что
- позволяет в условиях творческих мастерских (дополнительное время для занятий) расширить возможности образовательной области «Хоровое, вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов.
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий.

Основные педагогические технологии организации
образовательного процесса .
Педагогической основой организации образовательного процесса по данной программе являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
В основу деятельности взяты следующие педагогические технологии:
индивидуальный подход;
педагогика сотрудничества;
компьютерные технологии;
игровые технологии.

Обеспечение процесса развития личности ребенка
по программе «Мир вокального искусства»









Характеристика программы.
Тип – дополнительная образовательная программа.
Направленность – общеразвивающая.
Классификация:
По характеру деятельности – познавательная, развивающая творческую личность.
По возрастному принципу – разновозрастная.
По времени – 3 года.

Организационно- педагогические основы обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Всего в году – 36 занятий, 36 часов.
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.
Условиями отбора детей являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Занятия проводятся с группой учащихся, количество которых составляет от 12 человек. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Формы и режим занятий
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где учащиеся разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, преподавателей, гостей.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом правильной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.

Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному, хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
владение основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному, хоровому искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом);
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.




Этапы педагогического контроля 1-го года обучения.

Сроки
Задачи

Содержание
Формы
Критерии

декабрь
Текущий контроль: определить умение исполнять чисто вокализ. Умение использовать цепное дыхание при пении. Знание особенностей исполнения лирических песен.
Вокализ. Цепное дыхание. Лирические песни.
Исполнение несложной песни вокализом. Исполнение попевки хором, используя цепное дыхание.

«Зачет» за чистое исполнение вокализа.

Апрель
Итоговый контроль:
Определить умение «видеть» развитие музыкальной мысли в произведении. Умение петь, а капелла.

А капелла. Исполнение коротких фраз на одном дыхании.
Исполнение
а капелла.
«Зачет» за качественное исполнение, а капелла.







Этапы педагогического контроля 2-го года обучения.

Сроки
Задачи
Содержание
Формы

Критерии

Декабрь
Текущий контроль: определить знание жанров вокальной музыки. Способы реабилитации после простудных заболеваний и охрана голоса. Уровень навыков исполнения в унисон.

Жанры вокальной музыки.
Опрос по теории; исполнение песни в унисон.
«Зачет» за правильный ответ по теории и качественное исполнение песни в унисон.

Апрель
Итоговый контроль: определить степень освоения программы 2-го года обучения по программе.
Народное творчество. Музыка других народов.
Опрос по теории; правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса и дать критическую оценку своему исполнению.
«Зачет» за правильный ответ по теории и правильно показанное самое красивое звучание своего голоса.






Этапы педагогического контроля 3-го года обучения.

Сроки
Задачи

Содержание
Формы
Критерии

Декабрь
Текущий контроль: определить знание творчества композиторов 18 века; умение делать самостоятельно разбор музыкального произведения и использованные композитором выразительные средства. Умение петь на одном дыхании более длинные муз. фразы.

Творчество композиторов 18 века; 2-3 несложных произведения для разбора.
Опрос по теории; исполнение на одном дыхании более длинных музыкальных фраз.
«Зачет» за правильный ответ по теории и качественный разбор музыкального произведения.

Апрель
Итоговый контроль: определить качество освоения программы 3-го года обучения.
Творчество современных композиторов.
Опрос по теории; импровизация и сочинение мелодии на заданную тему или стихотворный текст.
Экзамен: вопрос по теории и правильно сочиненная(подходящая к тексту) мелодия. Исполнение несложной песни чистым по качеству звуком.



Учебно- тематический план
1-й год обучения.

Тема

Всего
Теория
Практика
Форма
контроля

1.
Вводное
занятие.

1
1
-


2.
Вокально – хоровая работа

10
1
9


3.
Лирические песни.
2
1
1
Характеристика произведения.

4.
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении.

1
1


-


5.
Концертно – исполнительская деятельность.


9

1

8
Опрос по теории и анализ выступлений.

6.
Работа над вокалом.

9
1
8


7.
Работа хора над подготовкой к праздникам 8 Марта, Дню Победы, к итоговой аттестации.

4


-


4


Опрос по теории; итоговый концерт.


Всего:

36
6
30















Учебно - тематический план
2-й год обучения.

Тема

Всего
Теория
Практика
Форма
контроля

1.
Вводное занятие.

1
1
-


2.
Вокально- хоровая работа

10
1
9


3.
Жанры вокальной музыки

2
2
-
Опрос по теории

4.
Музыка других народов .Народное творчество.


2

2

-
Опрос по теории

5.
Концертно- исполнительская деятельность.


9

-

9


6.
Работа над вокалом.


6
2
4
Исполнение песни в унисон.

7.
Работа хора над подготовкой к праздникам 8 Марта и Дню Победы, итоговой аттестации.


6

1


5

Итоговый концерт.


Всего:

36
9
27






Учебно – тематический план
3-й год обучения.

Тема

Всего
Теория
Практика
Форма контроля

1.
Вводное занятие

1
1
-


2.
Вокально-хоровая работа

9
2
7


3.
Творчество композиторов- классиков 18 века.


2

1

1
Опрос по теории

4.
Творчество современных композиторов.

2
1
1


5.
Концертно – исполнительская деятельность.

9
1
8


6.
Работа над вокалом.


7
1
6
Исполнение длинных фраз на одном дыхании.

7.
Работа хора над подготовкой к праздникам 8 Марта, Дню Победы, итоговой аттестации.

6
2
4


Опрос по теории; итоговый концерт.


Всего:

36
9
27






Содержание программы
1-ый год обучения.
Вводное занятие (1 час). Знакомство с программой и планами работы объединения на учебный год. Проводится инструктаж по ТБ и ПБ, о чем делается соответствующая запись в журнале работы объединения.
Вокально-хоровая работа (10 ч.)
Теория (1 ч.) Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.
Практика (9 ч.). Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание».Певческое дыхание – как основа вокально – хоровой техники. Цепное дыхание. Упражнения для достижения навыка цепного дыхания. Вокализ. Упражнения для выработки чистого исполнения вокализа. Звукообразование. Связное пение. Дикция. Упражнения для четкости дикции.
Лирические песни (2 ч.)
Теория (1ч.) Особенности исполнения современных лирических песен.
Практика (1 ч.) Определение характера исполнения лирических песен, использование средств выразительности для передачи точности настроения и замысла композитора.
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении (1ч.)
Просмотр и анализ выступлений детей.
Концертно – исполнительская деятельность (9 ч.)
Теория (1ч.) Беседа о важности качественной подготовки к выступлениям; об этике поведения во время поездки на концерт; беседы с родителями об эстетике внешнего вида детей.
Практика (8ч.) Работа над составлением репертуара; работа над текстами песен; отработка навыков пользования микрофоном; навыков сценического мастерства; репетиции к концертам.
Работа над вокалом (9 ч.)
Теория (1 ч.) Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Практика (8 ч.) На каждом занятии проводить хоровое сольфеджио, петь попевки по нотам; а капельное пение, сольное пение. Певческий диапазон первых голосов ДО первой октавы – РЕ(МИ) второй; вторых голосов: ЛЯ малой октавы – ЛЯ первой октавы. Упражнения для повышения интервала певческого диапазона.
Работа над подготовкой к праздничным концертам 8 Марта, 9 Мая, итоговой аттестации (4 ч.)
Практика (4 ч.) Умение владеть микрофоном. Работа над текстами песен. Отработка навыков сценической хореографии. Репетиции к концертам. Проведение итоговой аттестации с использованием устного опроса и практического задания.
Содержание программы
2-ой год обучения.
1.Вводное занятие (1 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с программой на учебный год. Проведение инструктажа по ТБ и ПБ.
2.Вокально – хоровая работа (10 ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом.
Практика (9ч.) Прослушивание голосов. Певческая установка. Дыхание. Распевание. Дирижерские жесты. Унисон. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Двухголосие. Работа с солистами. Сводные репетиции.
3.Жанры вокальной музыки (2 ч.)
Теория (2 ч.) Знакомство с жанрами вокальной музыки. Терминологический словарь.
4.Музыка других народов. Народное творчество (2 ч.)
Теория (2 ч.) Беседа о необходимости знать творчество других народов.
5.Концертно – исполнительская деятельность (9 ч.)
Практика (9 ч.) Репетиции на сцене. Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара.
6.Работа над вокалом (6ч.)
Теория (2 ч.) Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний.
Практика (4 ч) Пение мягким округлым нефорсированным звуком. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Пение аккордов и различных ступеней гаммы. Импровизация.
7.Работа хора над подготовкой к праздничным концертам 8 Марта, 9 Мая, итоговой аттестации (6 ч.)
Теория (1ч.) Объяснение технического устройства сцены, образование и направление звука. Сценический этикет.
Практика (5 ч.) Работа над репертуаром к выступлениям. Работа над текстами. Отработка входа и выхода со сцены, владение сценической хореографией, эстетика внешнего вида и этика поведения во время выступления. Работа с солистами. Работа по группам. Анализ выступлений после каждого концерта.

Содержание программы
3-ий год обучения.
1.Вводное занятие (1 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с программой на учебный год. Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила пользования аудио и видиоаппаратурой.
2.Вокально – хоровая работа (9 ч.)
Теория (2 ч.) Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития.
Практика (7 ч.) Прослушивание голосов. Распевание. Дыхание. Унисон. Вокализ. А капелла. Вокальная позиция. Дикция. Звуковедение. Работа с солистами. Сводные репетиции.
3.Творчество композиторов – классиков 18 века (2 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с творчеством Рахманинова С.В., Мусоргского М. П., Штрауса.
Практика (1 ч.) Слушание в записи произведений композиторов. Умение видеть развитие музыкальной мысли в произведении. Определение средств выразительности, используемые композитором.
4.Творчество современных композиторов (2 ч.)
Теория (1 ч.) Знакомство с творчеством современных композиторов.
Практика (1 ч.) Разучивание детских песен, песен о Родине, о любви. Работа с текстами.
5.Концертно – исполнительская деятельность (9 ч.)
Теория (1 ч.) Беседы о важности серьезного полхода к систематическим репетициям перед выступлениями на концертах.
Практика (8 ч.) Отработка навыков входа и выхода со сцены, владение сценической хореографией, эстетика внешнего вида и этика поведения во время выступлений. Регулярные упражнения – распевания для закрепления различных умений и навыков.
6.Работа над вокалом (7 ч.)
Теория (1 ч.) Беседа о современности исполнения песен под караоке; способах выбора необходимой тональности.
Практика (6 ч.) Упражнения для отработки навыков сценического мастерства; сценическая хореография и пластика. Приемы для выработки непринужденности и раскрепощенности при выступлении. Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции, дикции. Правильная вокализация, унисон. Пение аккордов и различных ступеней гаммы. Импровизация. Работа с солистами.
7.Работа хора над подготовкой к выступлениям на концертах к 8 Марта, 9 Мая, итоговой аттестации (6 ч.)
Теория (2 ч.) Беседа о серьезности подготовки к праздничным концертам. Беседа об эстетике внешнего вида, об этике поведения.
Практика (4 ч.) Подготовка репертуара к выступлениям, работа над текстами песен, подготовка сценических костюмов. Работа над сценической хореографией, пластикой.




Список литературы
1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1995
2.Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение,1995.
3.Брагинская Ж.И. Время и песня. – м.: Профиздат, 1986.
4.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. – М.,1991.
5. «Внешкольник», журнал №9, 2003.
6.Конвенция о правах ребенка(принята Генеральной Ассамблеей ООН, 20.11.1989г.) – ЮНИСЕФ, 1999.
7.Карачезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. Воронеж, 1996.
8.Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. –М.: Музыка, 1988.
9.Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.. 1972.
10. Сивкова М.Г. Дополнительная образовательная программа: структура, содержание. Технология разработки. Методические рекомендации: г.Сыктывкар, 2004г.
11. Учебное занятие в системе дополнительного образования.












13PAGE 15


13PAGE 141415



социальное развитие

духовное развитие

творческое развитие

нравственное развитие

Личность ребенка

социализация

самореализация



Заголовок 315