Конспект занятия по лепке из соленого теста Композиция Весенний сад
Тема занятия: Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Композиция «Весенний сад» (коллективная творческая работа из соленого теста)
Цель: ознакомление аудитории с технологией лепки из соленого теста для дальнейшего использования в работе, элементами пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук, методикой создания коллективной творческой работы.
Образовательные:
повышать компетентность аудитории, познакомить с технологией изготовления коллективной работы «Магнолии» из соленого теста.
Воспитательные:
воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству, как основе профессии дизайнера.
Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в работе.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, аккуратность, творческое мышление. Способствовать развитию личности.
Вид занятия: смешанный (Беседа с объяснением, практическая работа, самостоятельная работа)
Тип занятия: Занятие совершенствования умений и навыков
Методы обучения: словесные: рассказ, беседа, инструктаж; наглядные: показ, демонстрация образцов изделий из соленого теста и приемов работы, картины, рисунки. Методы практической работы. Репродуктивный метод. Проектно – конструкторский метод: создание произведения декоративно – прикладного искусства.
Технология обучения: личностно-ориентированная технология сотрудничества.
Оборудование картинки с изображением композиции, инструкционные карты, загадки.
Материалы и инструменты: соленое тесто, контейнеры для теста, стеки, индивидуальные дощечки для работы с тестом, вода, салфетки, рамочки и клей.
Ход занятия:
организационная часть
теоретическая часть
практическая часть
подведение итогов
Организационная часть:
приветствие
объявление темы и цели занятия
структура занятия.
Теоретическая часть:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Думаю, вам будет интересно сегодня узнать еще что-то новое по декоративно – прикладному творчеству. Изделия из солёного теста украсят дом, станут прекрасным подарком.
Сегодня на занятии мы рассмотрим все, что нужно для работы с соленым тестом.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
а) Какие основные компоненты, добавки теста? (мука, мелкая соль, вода; клей - для прочности, крахмал - для эластичности)б) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, кисточки, стакан с водой). Еще можно фигурные формочки, ситечко, чесночница.
в) Какие основные этапы изготовления изделия из теста?
-лепка элементов: основа-колобок и колбаска;
-скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;
-склейка деталей, оформление изделий в рамки.
-сушка - на воздухе, в духовке;
- раскрашивание - гуашь или акрил;
- нанесение защитных составов - лак или грунтовка;
г) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)
Практическая часть:
А сегодня вы узнаете что-то новое. А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (Весна)
Да, речь пойдет о весне. Именно весеннюю композицию, с цветущими цветами, бабочками мы будем сегодня лепить из теста.
Давайте разглядим внимательно картины с изображением весны у вас на столах.
ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ.
Правильно: крупная ветка, маленькие веточки, листья (большие по центру и поменьше к верхушкам веточек), цветы (раскрытые и в бутонах) и бабочки.
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К РАБОТЕ СДЕЛАЕМ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ.
Приготовились:
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот на дереве цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
А что вам принесла сегодня я? Правильно! Эта композиция из соленого теста называется «Весенний сад»
Смотрите, как это можно сделать.
СЮЖЕТ карандашом переносится на рамочку или фанерку.
ЛЕПИМ ВЕТКИ. Сначала лепим крупную веточку. Лепим колбаску длинную и достаточно толстую. Старайтесь придать ей красивую, изогнутую и пластичную форму.
С помощью клея и кисточки к большой ветке крепятся более тонкие, на которые будут крепиться листья, а также цветы.
Наносим на веточки фактуру стеком (ножиком).
ЛЕПИМ ЛИСТЬЯ. Скатайте шарик (в зависимости от размера листика), зажмите один кончик между большим и указательным пальцами. Получилась капелька. Сплющите ее, нажимая пальцами сверху и снизу. Листик можно еще и потянуть в разные стороны. Получились листочки. На них наносится фактура кончиком стека.
Закрепите их на основе с помощью кисточки и клея. Сначала ложатся листья больше, затем меньше и меньше. Чтобы листья смотрелись объемнее и интереснее, под некоторые можно положить («подушечки» из теста на клей).
ЛЕПИМ ЦВЕТОК.
7а ЛЕПИМ ЛЕПЕСТКИ. Катаем 7 шариков больше и 6 поменьше, из них сначала формируем капельки (как листья), затем сплющиваем и немного растягиваем, придавая необходимую форму. Наносим клей кисточкой на рамочку или на сам лепесток. Выкладываем по кругу сначала лепестки большие, наносим фактуру (веером от центра к периферии). Затем лепестки поменьше, тоже наносим фактуру (веером от центра к периферии).
7б ЛЕПИМ СЕРДЦЕВИНКУ. Наносим немного муки на середину ладони. Катаем маленькую, но толстенькую колбаску из теста. Кладем на середину ладони. Расплющиваем ее в тонкую ленту из теста. Начинаем разрезать ленту стеком на ладони. Затем скатываем в рулет так, чтобы разрезанная часть оказалась снаружи. Закрепляем на клей.
ЛЕПИМ ПОЧКИ. Катаем шарики больше и поменьше, из них сначала формируем капельки, скругленные снизу и вытянутые. Наносим фактуру стеком. Большую почку лучше соединить из 3 заостренных и вытянутых капелек. Все закрепляем на клей.
ЛЕПИМ БАБОЧЕК. Бабочку можно слепить из 4 шариков (2 больше (верхние) и 2 меньше (нижние). Шарики пальцами расплющить и придать нужную форму крылышка. Закрепить на клей. Где необходимо можно под «крылья» подложить кусочки теста для объема. Затем скатать маленькую тоненькую колбаску, сделав тельце бабочке. Нанести фактуру стеком и зубочисткой.
Потом композицию «Весенний сад» мы высушим открытым способом. Покроем лаком. Такое изделие украсит любое помещение.
Все ли понятно? Какие есть вопросы по лепке композиции?
Приступайте к работе. Не забудьте внимательно осмотреть образец поделки. (Приложение 2)
Во время лепки можно делать пальчиковую гимнастику:
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И сказочный наш сад расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик цветка дерева")
Пошаговая инструкция изготовления композиции (Приложение № 1).
Подведение итогов:
Выполнение работ такого вида может послужить основой для вашей профессии, что так важно в жизни.
А сейчас давайте посмотрим наш «Весенний сад».
Я считаю, что все вы так же творчески работали и овладели техникой изготовления веточки рябины. И скажу о каждой из ваших работ (несколько слов)
Теперь дома в любое время вы сможете повторить эту работу.
Заключение:
Используя на занятиях по лепке пальчиковую гимнастику можно добиться хороших результатов по развитию мелкой моторики рук.
Проведение таких занятий можно рекомендовать педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов в общеобразовательных школах. Методическая разработка поможет начинающему педагогу в проведении занятий по лепке не только из соленого теста, но и с пластилином, глиной.
Литература:
Ирина Хананова. Соленое тесто. - Москва: «АСТ – ПРЕСС», 2006г.- 104 с.
Master-classy.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.Инструкция по изготовлению композиции «Весенний сад».
Замесить тесто по рецепту: мука – 2 стакана, соль мелкая – 2/3 стакана, вода 1/3.
Поместить тесто в полиэтиленовый пакет или контейнер.
Застелить рабочую поверхность (дощечку) фольгой или посыпать мукой.
СЮЖЕТ карандашом перенести на рамочку или фанерку.
ЛЕПИМ ВЕТКИ.
Сначала лепим крупную веточку. Лепим колбаску длинную и достаточно толстую. Старайтесь придать ей красивую, изогнутую и пластичную форму.
С помощью клея и кисточки к большой ветке крепятся более тонкие, на которые будут крепиться листья, а также цветы.
Наносим на веточки фактуру стеком (ножиком).
ЛЕПИМ ЛИСТЬЯ.
6а. Скатайте шарик (в зависимости от размера листика), зажмите один кончик между большим и указательным пальцами. Получилась капелька.
6б. Сплющите ее, нажимая пальцами сверху и снизу. Листик можно еще и потянуть в разные стороны. Получились листочки. На них наносится фактура кончиком стека.
6в. Закрепите их на основе с помощью кисточки и клея. Сначала ложатся листья больше, затем меньше и меньше. Чтобы листья смотрелись объемнее и интереснее, под некоторые можно положить («подушечки» из теста на клей).
ЛЕПИМ ЦВЕТОК.
7а ЛЕПИМ ЛЕПЕСТКИ. Катаем 7 шариков больше и 6 поменьше, из них сначала формируем капельки (как листья), затем сплющиваем и немного растягиваем, придавая необходимую форму. Наносим клей кисточкой на рамочку или на сам лепесток. Выкладываем по кругу сначала лепестки большие, наносим фактуру (веером от центра к периферии). Затем лепестки поменьше, тоже наносим фактуру (веером от центра к периферии).
7б ЛЕПИМ СЕРДЦЕВИНКУ. Наносим немного муки на середину ладони. Катаем маленькую, но толстенькую колбаску из теста. Кладем на середину ладони. Расплющиваем ее в тонкую ленту из теста. Начинаем разрезать ленту стеком на ладони. Затем скатываем в рулет так, чтобы разрезанная часть оказалась снаружи. Закрепляем на клей.
ЛЕПИМ ПОЧКИ. Катаем шарики больше и поменьше, из них сначала формируем капельки, скругленные снизу и вытянутые. Наносим фактуру стеком. Большую почку лучше соединить из 3 заостренных и вытянутых капелек. Все закрепляем на клей.
ЛЕПИМ БАБОЧЕК.
9а. Бабочку можно слепить из 4 шариков (2 больше (верхние) и 2 меньше (нижние). 9б. Шарики пальцами расплющить и придать нужную форму крылышка. Где необходимо можно под «крылья» подложить кусочки теста для объема. Закрепить на клей.
9в. Затем скатать маленькую тоненькую колбаску, сделав тельце бабочке.
9г. Нанести фактуру стеком и зубочисткой.
Высушите изделие открытым способом или на батарее или в духовке при температуре 150 градусов 30 минут..Высушенную композицию раскрасить гуашевыми или акриловыми красками.
Готовое изделие покрыть лаком
lefttop00Приложение 2. Образец для лепки
МОЙ САЙТ: http://infourok.ru/user/klimova-anna-viktorovna