Конспект урока внеклассного чтения по рассказам Ф.А. Абрамова о Великой Отечественной войне
Конспект урока литературы по теме
« Фёдор Абрамов о Великой Отечественной войне» (по рассказам Ф.А.Абрамова)
Тип урока - урок внеклассного чтения
Цель урока: познакомиться с рассказами Абрамова о Великой Отечественной войне, составить представление о жизни северной деревни в эти годы
Задачи:
рассказать о жизни Ф.А.Абрамова в годы Великой Отечественной войны
познакомиться с рассказами Абрамова «Молодой командир», «Бревенчатые мавзолеи»; «Вкус победы», «Отрыжка войны», «Медное колечко, «Бабий разговор», «Офимьин хлебец», «Зарок блокадницы», «Из войны» (из циклов «Трава-мурава», «Были-небыли»)
выделить в циклах рассказы, описывающие жизнь северной деревни в годы Великой Отечественной войны
собрать воспоминания сделать выводы о трудовом подвиге северян, их бесстрашии и ответственности
совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа прозаического текста: умение определять тему, идею, проблему, авторскую позицию и т.д.
работать над формированием чувства гордости за свою малую родину, земляков; чувства ответственности за свои поступки
Структура урока.
1.Организационный момент
2.Сообщение об Абрамове-фронтовике
3.Чтение и анализ рассказов «Молодой командир», «Бревенчатые мавзолеи»; «Вкус победы», «Отрыжка войны», «Медное колечко, «Бабий разговор», «Офимьин хлебец», «Зарок блокадницы», «Из войны»4.Сопоставление рассказов с воспоминаниями современников Абрамова
6.Итоги урока
Домашнее задание к уроку:
1)Прочитать рассказы «Молодой командир», «Бревенчатые мавзолеи»; «Вкус победы», «Отрыжка войны», «Медное колечко» , «Бабий разговор», «Офимьин хлебец», «Зарок блокадницы», «Из войны» (из циклов «Трава-мурава», «Были-небыли»)
2)Собрать воспоминания очевидцев о жизни на Севере в военные и послевоенные годы (задание даётся за месяц до проведения урока)
3)Индивидуальное сообщение об Абрамове- фронтовике
Оформление урока
На доске тема урока, портрет Ф.А.АбрамоваЭпиграф: «Надо жить и работать по высшим законам совести и справедливости, с сознанием вечного и неоплатного долга перед погибшими…" Ф.А.АбрамовХод урока
1.Организационный момент
2.Слово учителя
Великая Отечественная война…Её залпы отгремели почти 65 лет назад. Всё меньше становится участников той войны, очевидцев, людей, кто помнит эти страшные годы.. Именно память о Великой Отечественной войне сохраняет наше человеческое достоинство, помогает понять смысл жизни. Нельзя забывать о русских солдатах, офицерах и о тех, кто остался в тылу, приближая своим трудом Великую Победу…Русский Север. Именно здесь в глуши остались в колхозах старики, женщины, дети. Похоронки, сообщения о ранениях на поле боя, известия о том, что солдат пропал без вести, пугали их своей безысходностью. На хрупкие плечи женщин, стариков и детей легли все трудности тыла. Их труд тоже можно назвать самоотверженным подвигом. Они не щадили себя, чтобы кормить фронт, чтобы помочь тем самым своим мужьям, братьям, отцам.
Наш земляк Фёдор Александрович Абрамов – известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Он на собственном опыте знал, что такое смерть, пожарища, самоотверженный труд. Обо всём этом он писал в своих произведениях. Сегодня на уроке мы обратимся к рассказам Ф.А.Абрамова, в которых он описывает Великую Отечественную войну и жизнь северной деревни в эти годы. Мы попытаемся увидеть Русский Север тех лет глазами Абрамова, оценим его отношение к происходящему, поговорим о героях. Кроме того, мы обратимся к воспоминаниям очевидцев.
3. Индивидуальное сообщение ученика об Абрамове - фронтовике
Родился Федор Александрович Абрамов 29 февраля 1920 года в далекой северной деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озерами. Детство и юность были нелегкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья (отец умер, когда мальчику не было и двух лет). Спасали только трудолюбие, взаимопомощь братьев и сестер, неутомимый крестьянский труд с его тяготами и радостями. С отличием окончив школу, Ф.А.Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Личный опыт Абрамова военных и послевоенных лет разнообразен. В первые же дни Великой Отечественной войны, как и многие его сверстники, ушел добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. «Самая большая редкость в моей жизни — это то, что я прошел войну и остался жив»,— писал он в дневнике. Абрамов был дважды ранен.
После долечивания в госпиталях весной 1942 года он возвращается на родное Пинежье, где ему открылась ещё одна народная трагедия - "бабья, подростковая и стариковская война в тылу", где голодные, разутые дети, бабы и старики взвалили на себя всю мужскую работу - в поле, в лесу, на сплаве...В родном северном краю он работал учителем в Карпогорской школе, работал на колхозных полях. Здесь Абрамов близко познакомился с трагедией деревенских детей, на чью долю выпали страшные испытания. Три месяца пролетели, как один день. Именно эти впечатления стали основой циклов коротких рассказов «Трава-мурава», «Были-небыли.
В июле 1942 года Абрамов вновь был призван в армию, служил сначала в 33 запасном стрелковом полку под Архангельском, затем учился в Военно - Пулемётном Училище, а с августа 1943 по сентябрь 1945 был следователем в Следственном отделении контрразведки «Смерш» Архангельского и Беломорского военного округа.
Богатый жизненный опыт военных и послевоенных лет нашёл отражение в творчестве Абрамова. Его роман «Две зимы и три лета», рассказы «Молодой командир», «В сентябре 1941 года», «Из фронтовой жизни», «Бревенчатые мавзолеи», «А война ещё не кончилась», «Потомок Джима», публицистические статьи и выступления помогают представить ту трудную пору.
4.Слово учителя
Мы с вами сегодня познакомимся с несколькими рассказами Абрамова о Великой Отечественной войне. Эти короткие произведения – зарисовки с натуры. Мы словно слышим голос современников Абрамова, переживших Великую войну. Герои некоторых рассказов– русские солдаты и офицеры, совершавшие чудеса мужества. Один из таких рассказов «Молодой командир»
5.Вопросы по содержанию рассказа «Молодой командир».
Смысл названия.
Какие реальные детали нащли отражение в рассказе? (командир – молодой студент, в роте уголовники)
Прочитайте описание командира? На какие детали обращает внимание автор?
Кого берёт командир с собой в разведку? Почему?
Перечитайте эпизод «В разведке». Как ведёт себя командир?
Как передаёт впечатление солдата от поведения командира в разведке? Почему нет слов героя? («голова его была вся седая»)
6.Слово учителя.
Конечно, много писал Абрамов о солдатах и офицерах. Но именно Абрамов одним из первых поднимает вопрос о трудовом подвиге, о «бабьей, подростковой и стариковской войне в тылу". Циклы коротких рассказов «Трава-мурава», «Были-небыли», созданные в 70- ые годы 20 века рисуют нам северную деревню, в которой до сих пор жива память о той войне. Каждый рассказ, каждый герой – это новая страничка о той страшной поре.
Прочитайте рассказы из этих циклов, в которых описывается голод в северной деревне в годы Великой Отечественной войны
7.Выразительное чтение учениками рассказов«Вкус победы» , «Отрыжка войны», «Офимьин хлебец»
Вопросы по анализу текста
1)О какой проблеме военного времени вспоминает автор? Какие детали подчёркивают это?
(голод, мама даст кусок, скатанный из моха да картошки)
2)От имени кого ведётся повествование?
3)Найдите диалектные особенности в речи героев? (Лексические: чесанули, девки, вылупили, наяриваю; грамматические: капризила, из моха, дак)
4)Найдите и определите роль односоставных предложений в тексте. (Солдат. Медали во всю грудь, две ступы берёзовых расколотил. Солому да мох толок)8. В военные годы много трудностей выпало на долю женщин и детей. Непосильный труд северных крестьянок описывается в рассказе«Бабий разговор».
Чтение рассказа.
Вопросы по анализу рассказа:
В какой форме ведётся повествование? (диалог)
Что значит «послевоенная война»?
Молитва и работа. Почему автор их сравнивает?
Как бы вы ответили на последний вопрос героини?
9. О войне Абрамов писал много и в послевоенные годы. Почему? Наверное, для него было важно, какие уроки вынесли из войны, достойны ли мы своих предков. Тема памяти звучит в рассказе «Медное колечко».
Чтение отрывка из рассказа «Медное колечко»: Ничего не осталось от Вани, любимого младшего брата Анны Афанасьевны. Карточек в войну не делали (а Ваню взяли на войну в сорок третьем семнадцати лет), единственное письмецо – треугольничек, которое пришло от Вани с фронта, выкурил по недосмотру непутёвый сосед Петруха. А письмо то на вес золота, уж как им в семье дорожили, читано- перечитано оно было всеми…
Вопросы по анализу текста
1)Как автор подчёркивает ценность этого фронтового письма? («на вес золота, уж как им в семье дорожили, читано - перечитано оно было всеми»)…
2)Какие реальные детали того времени нашли отражение в рассказе?(«карточек не делали, письмо – треугольничек»)
3)Какое впечатление вызывает у автора рассказ о потере драгоценного письма?
10.Этой же проблеме посвящён рассказ «Бревенчатые мавзолеи», написанный в 1978 году.
Вопросы по анализу текста
Прочитайте описание природы. Какова роль пейзажа?
Какую притчу вспоминает автор?
Как по – новому начинают звучать для нас слова «звёзды», «бревенчатые мавзолеи»?
11. Давайте послушаем воспоминания современников Абрамова, которые вам удалось записать, и ещё раз обратим внимание на трудности того времени.
Проверка домашнего задания.
Воспоминания современников Абрамова о той поре
Из воспоминаний Огарковой Людмилы Максимовны (22.06.1938 года рождения, в военные и послевоенные годы проживала в селе Покровское Верхнетоемского района Архангельской области:« Войну – то я плохо помню - маленькая была. Тогда из колхозов всё на фронт забирали, а сами-то колхозники только трудодни и получали. Хлеба почти и не видели. Помню, какую-то зиму мясом объедались, а хлеба не то что досыта, почти и не видели. А мясо-то как добыли? Кони тогда какой-то болезнью болели, мама моя эту болезнь шатуном называла. Нельзя было это мясо есть, а нас у мамы осталось пятеро, так мама, как конь-то сдохнет, мясо это домой несёт. А хлеб – большая редкость. Помню, и в послевоенные годы плохо с хлебом-то было, хотя выписывали уже небольшие хлебные пайки. Мы раз на колхозном поле горох воровали по весне, так председатель колхоза нас за это хлебных паек лишил. Очень уж хотелось нам хлебушка-то !»
Из воспоминаний Песчаниковой Александры Константиновны (30.111932 года рождения, в военные годы проживала в деревне Едома Пинежского района Архангельской области): Конечно, и в войну скотину держали в колхозе, но всё : и мясо, и молоко- отправляли на фронт. А сами –то жили голодно. Есть было нечего, так мы ходили собирали белый мох, сушили его, измельчали да из такой муки лепёшки пекли. А мох он и есть мох, иногда так живот потом прихватит! Многих ребят прямо в школе рвало! А всё равно лепёшки-то ели – голод не тётка!
Из воспоминаний Анфимовой Марии Афанасьевны, 14.01.1921 г.р., в военные годы проживавшей в д. Верхнее Золотилово Шенкурского района Архангельской области :Еды не хватало, потому что большую часть продуктов забирали на фронт. Ребята летом да осенью всё в лес ходили, грибы-ягоды собирали, а хлеба почти и не видели . Бабы пекли часто, но муки нормальной не было, так и хлеб получался то кислый, то горький, а мы и этому рады…»
Из воспоминаний Лопатиной Ольги Ивановны (28.07.1928 года рождения, в военные годы проживающей в селе Тарасово Плесецкого района Архангельской области): «В семье я самая старшая, нас у мамы четверо было, а отец ушёл на войну ещё в Финскую. Когда война-то началась, мне почти 13 лет было. В школу я ходить больше не стала, отправили работать.. сначала на ферме навоз на лошади возила. Потом лошадей всех на фронт забрали, так мы на быках возили. А потом я дояркой работала на отгонном пастбище. Надоть было не только коров доить, а ещё на них самой и сено заготавливать. В 14 –то лет с утра раннего на покос, потом на дойку утреннюю. Там и сено поспело - в кучу сгребём, потом в стога мечем. Только к самому вечеру с сеном обрядимся, а там и вечерняя дойка. Вот так мы с утра до вечера и работали без отдыха. Это в 14-то лет! А работали-то одни бабы да подростки. Из мужиков-то один Павел Терентьевич был- его в войну ранило, дак он вернулся.Всё говорил: «Девушки, уж вы потерпите. Надо работать и за себя, и за тех, кто на войне».
Из воспоминаний Песчаниковой Александры Константиновны : «Радио –то ведь в деревне тогда не было, так мы новости –то с фронта узнавали, когда из района начальство приедет да из писем. Помню, всей деревней бежали, если кому письмо пришло. Письма – то треугольничкамитакими ходили. Взрослые смеются и плачут от радости, а мы, ребята, хоть и не всё понимаем, а тоже радуемся. Каждое письмо – радость на всю деревню!»
Из воспоминанийПерешневойЕвлампии Фёдоровны , 3.09.1939 г.р. в военные годы проживавшей в д. АндрияновоВерхнетоемского района Архангельской области : «Всей деревней мы писем ждали. Самое страшное, когда в дом похоронка приходила или известие о том, что человек пропал без вести. Вот тогда слёз-то. Мой старший брат Сильвестр пропал без вести, а Алексей и Георгий от ран умерли. Вот как она война-то по мужчинам нашим проехалась!»
12.Итоги урока.
Что нового мы узнали из рассказов Абрамова?
Каковы главные проблемы того времени?
Таким образом, рассказы Ф.А.Абрамова помогают нам представить те трудности военного времени, которые выпали на долю северян. Эта страшная военная и послевоенная трагедия миллионов людей, которые не участвовали в боях, не получали медалей и орденов, но их труд мы смело называем подвигом. Голод, холод, разруха, непосильная работа, ожидание известий с фронта – всё это легло на плечи северян в годы Великой Отечественной войны. Мы должны больше узнавать о страшных военных годах, о судьбах юных и взрослых героев. Память – это наша совесть, это наша история. Мы никогда не забудем Великую Отечественную войну. Мы знаем, что человек способен на многое. Мы верим в себя и свои силы Мы помним героев и свято чтим их память. Мы не хотим, чтобы это повторилось. Именно поэтому мы сегодня снова и снова вспоминаем то суровое время. Давайте не забывать о подвиге северян в годы Великой Отечественной войны!
13.Домашнее задание. Творческая работа (задание на выбор)
Задание:
1)Составьте рассказ об одном дне из жизни северянина в годы ВО в от имени одного из героев рассказов Абрамова, опираясь на тексты произведений
2)Написать эссе на тему «Память – это…»