Урок по литературному чтению на тему В. Белов «Еще про Мальку».



Литературное чтение
Тема : В. Белов «Еще про Мальку».
Класс 3
Учитель : Велигодская Оксана Алексеевна
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; помочь выразить свое отношение к происходящим событиям; способствовать расширению читательского опыта учащихся; развитию речи, мышления, навыков беглого, сознательного и выразительного чтения; содействовать воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные:
научится читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Метапредметные:
познавательные: определяет основную идею произведения, понимает,
какую информацию о чувствах и настроении автора они несет, выявляет отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
регулятивные: осознает смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
коммуникативные: осознает цель своего высказывания; строит рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляет активность и стремление высказаться, задавать вопросы. Личностные:
предлагает собственные правила работы на уроке в зависимости от формы урока.
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. И. Белова, выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающейся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность учащейся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающуюся.
– Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйтс помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу, настроение у тебя хорошее, деловое, итак, за работу. Сообщает о готовности к уроку. Определяет са-
моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») Умеет слушать в соответствии с целевой установкой, принимает и сохраняет организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
– Как назывался рассказ?
– Где происходят действия этого рассказа?
– В чем провинилась Малька? За что ее ругала Лидия?
– Как ты считаешь – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?
– Как ты понимаешь слова «материнская верность собаки»? Покажи это на примере Мальки.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитай скороговорку по слогам.
– Прочитай с удивлением.
– Прочитай сердито.
– Прочитай с ускорением.
Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля Отвечает на вопросы учителя. Рассказывает о выполненной дома работе.
Выполняет речевую зарядку. Отвечает на вопросы учителя по речевой разминке Выдвигает гипотезу и обосновывает ее. Осуществляет актуализацию личного жизненного опыта.
Умеет слушать в соответствии с целевой установкой. Принимает и сохраняет учебную цель и задачу. Дополняет, уточняет высказанные мнения по существу полученного задания.
III. Сообщение темы урока. Определе-
ние целей
урока – По тому, как хорошо ты выполнила домашнее задание, видно, что рассказ про Мальку тебе понравился. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с рассказами В. И. Белова. Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует Принимает
и сохраняет учебную цель
– Прочитай тему урока.
– Определи цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Подними руку, кто это произведение еще не читал.
– Как ты думаешь, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.
Мы продолжим знакомство с произведениями Василия Ивановича Белова – знатока деревенской жизни, доброго человека и талантливого писателя, «Еще про Мальку». Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.
Человек будет добрее и лучше, если останется неравнодушен ко всему живому – будь то синица, постучавшаяся в наше окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящиеся покормить свое дитятко, несмотря на разлившуюся реку…цель урока. По названию произведения определяет тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяет задачи чтения и составляет план чтения и задачу. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме
IV. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем.
Проводит словарную работу.
– Объясне значение слов, выражений, записанных на лисочке. Проверь свои ответы по толковому словарю.
Плесо (водный плес) – широкое водное пространство между островами, перекатами, изгибами реки.
Долговязые – длинноногие.
Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.
Верши – морда, сети или ловушки для ловли рыбы.
Обормот – негодный человек, грубиян.
Обомлел – легкое замирание тела.
Кулик – водная птица.
Легка на помине – кто появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят, вспоминают или думают.
– Прочитай слова по слогам, а потом полным словом с ударением.
е-жед-нев-но – ежедневнобес-по-мощ-на-я – беспомощная
о-бя-зан-ность – обязанностьстре-ми-лась – стремилась
про-бе-решь-ся – проберешьсяпод-пра-вил – подправил
за-хлеб-ну-лась – захлебнуласьдол-го-вя-зы-е – долговязые
Организует первичное прослушивание текста .Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли тебе произведение?
– Вырази свое мнение о произведении одним словом.
– Что тебе особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назове героев произведения.
– Назови действующих лиц рассказа. В этом филворде «затерялись» действующие лица из рассказа. Помоги их найти (см. ресурсный материал).
– О чем это произведение? Подтвердились ли твои предположения?
– Какие чувства ты испытала при прослушивании этого произведения? (При ответе можно использовать «Словарь чувств».) (См. ресурсный материал.) Работает с толковым словарем.
Прослушивает текст. Отвечает на вопрос, определяет жанр произведения.
Отвечает на вопросы учителя.
Аргументирует свою точку зрения Осуществляет анализ произведения. Осознанно
и произвольно строит речевое высказывание в устной форме, обосновывает свое мнение. Согла-
совывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату
2. Первичное чтение произведения.
3. Беседа по содержанию прочитанногоV. Повторное чтение и анализ произведения.
1. Повторное чтение произведения.
2. Беседа по содержанию. Организует повторное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Определи жанр произведения. Обоснуй свой ответ. (Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объем, небольшое количество героев, описание одного сюжета.)
– Как ты думаешь, почему В. И. Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал продолжение истории?
– Прочитай еще раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый напряженный момент в произведении Белова?
– Как ты думаешь, какое чувство заставило Мальку броситься в холодную воду? (Материнское чувство любви к своему сыну.)
– Подумай, рассказчик и писатель – одно и то же лицо или нет? Обоснуй свое мнение.
– Над чем тебя заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
– Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да еще и маленькую?
– Как повела себя Малька в минуту опасности?
– Можем ли сказать, что Малька совершила подвиг?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Над чем тебя заставил поразмышлять рассказ о Мальке?– Прочитай предложение: «Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».
– Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении?
Когда взрослеем мы с годами, Ее любовь нам в жизни светит,
Когда становимся умнейЕе любовь всегда видна.
Все чаще думаем о маме,Друзей немало можно встретить,
Все чаще думаем о ней.А мама все-таки одна...
– Не только Малька может быть заботливой мамашей, но и другие животные трепетно относятся к своим детенышам.
– Ты прочитала два рассказа о Мальке. Чему они тебя научили?
– Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.
– Поэты всех времен преклонили колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, нежностью, заботливостью, теплотой сердечной. Тебе надо собрать рассыпанные пословицы.
а) Всякой матери свое дитя мило.
б) Материнское сердце не знает покоя.
в) Отец и мать цены не имеют.
г) При солнышке тепло, при матери добро.
– Прочтите собранные пословицы.
– Что их объединяет? (Все пословицы о маме.)
– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?
– Прочитай, как заканчивается первый рассказ? (Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.)– Прочитай, как заканчивается второй рассказ? (И мы оба подивились Малькиной материнской верности.– Какова главная мысль рассказа?
– Это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она идет кормить своего сынка. («Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды».)
Читает произведение.
Взаимодействует с учителем во время опроса,
осуществляемого во фронтальном режиме.
Участвует в беседе и дискуссии, корректирует, изменяет свою точку зрения.
Делает выводы и свои ответы подтверждает
выдержками из текста произведения.
Выразительно читает.
Аргументируют свою точку зрения. Осуществляет анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Формулирует свое мнение и позицию.
Строит монологические высказывания. Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делает выводы, извлекает информацию из различных источников. Аргументирует свою пози-
цию. Планирует свое действие в соответ-ствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
3. Работа в группе с пословицами. VI. Самостоятельная работа Организует тестирование учащихся по изученному произведению (см. ресурсный материал).
– Выбери верный ответ
Объясняет домашнее задание.
• Подготовить пересказ от имени Мальки.
• Написать письмо собаке Мальке.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту Записывает верные ответы
Внимательно слушает, задает уточняющие вопросы Осуществляет анализ объектов с опорой на визуализацию
Осознает, принимает, сохраняет учебные задачи
VII. Домашнее задание VIII. Итог урока. Рефлексия Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающейся. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?
– Что нового узнала на уроке?
– С каким произведением ты сегодня познакомилась? Кто его автор?
– Понравилось ли тебе произведение? Какие чувства оно у тебя вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли тебе работа на уроке? Оцени себя.
– У тебя на парте лежат рисунки. Это сердца. Только они бесцветные. Раскрасьсвое сердечко.
– Подними раскрашенное сердца.
– Почему преобладает красный цвет? Что он означает?
– Объясни выбор других цветов.
– Настя, а вот это сердце… оно случайно оказалось здесь… (учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом).
– О каком человеке говорят, что у него черное сердце?
– С какими людьми тебе приходилось чаще встречаться в жизни? Я уверена, что ты заботливая, любящая и что тебя окружают люди с добрыми сердцами.
Отвечает на вопросы. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Проводит самооценку, рефлексию.
Раскрашивает под музыку.
– Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца.
– О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе,
ни сочувствию Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
ФИЛВОРД СЛОВАРЬ ЧУВСТВ

ТЕСТ
1. Как автор и рассказчик называет Мальку?
а) Матушка;б) верная мамаша;в) животное.
2. Два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой, называют…
а) Лава;б) плесо;в) верши.
3. За что Лидия ругала Мальку?
а) Что та принесла двух щенят;б) что та уши выставила;в) что одного щенка забрал тракторист.
4. В какое время года Малька родила кутят?
а) Весной;б) зимой;в) летом.
5. За ночь река разлилась, вода подступила к баням. Широкое водное плесо заполнило всю низину.
а) Это ледоход;б) это наводнение;в) это половодье.
6. Где беспомощно барахтались два крохотных кутенка?
а) В воде;б) в старой шапке-ушанке;в) в избе.
7. Как Федя называл щенка Мальки?
а) «Ох, блудня! Ну погоди!»б) «Дитятко»;в) «Дурак, большой обормот».
8. А где же лава?
а) Подняло и водой унесло;б) ступила в воду и поплыла;в) плыла наперерез струям.
9. Что Федя в рассказе В. Белова поставил поперек течения и подправил веслом?
а) Шапку;б) лодку;в) дощечку.
10. Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой ________ и холодной ______!
а) Лавы и избы;б) реки и воды;в) воды и реки.
11. Куда Малька каждый день бегает?
а) За реку в соседнюю деревню;б) на соседнюю улицу к Феде;в) погулять у реки.