Конспект урока по русскому языку на тему СПП с несколькими придаточными
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
Учитель Литвинова Татьяна Алексеевна МОУ гимназия № 9
УМК под редакцией В.В.Бабайцевой.
Предмет: русский язык.
Класс: 9.
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Цель урока: формирование понятия «СПП с несколькими придаточными»
Образовательные: познакомить учащихся с основными группами СПП с несколькими придаточными, их графическим изображением и постановкой знаков препинания;
Развивающие: развивать умения составлять схемы СПП с несколькими видами придаточных;
развивать умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативные отношения.
Задачи:
познакомиться со строением СПП с несколькими придаточными;
научиться характеризовать синтаксическую структуру СПП с несколькими придаточными;
моделировать и употреблять в речи СПП с несколькими придаточными.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация
УУД личностные: положительное отношение к учебной деятельности; эстетическое воспитание
регулятивные: целеполагание; формирование ситуации саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений);
сотрудничество в совместном решении задач; проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение
в новые виды деятельности и формы сотрудничества)
коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих; установление
рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группе; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для
реализации задач урока; объяснение языковых явлений, связей, отношений, выявляемых в ходе работы.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия (УУД)
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие учителя.
Притча «Рубашка»
Однажды мудреца посетил юноша:
— Я хочу у вас учиться, но слышал, что вы не принимаете учеников, сказал он. — Может мне повезёт, и вы меня возьмёте. Я старательный и очень хочу познать вашу мудрость.
— Почему ты пришёл ко мне? — спросил старик.
— Ваше учение не похоже на другие, и мне оно нравится, — ответил юноша.
Вот что мудрец, ему сказал:
— Посмотри на мою рубашку. Я её пошил сам, она единственная в своём роде. Я могу сшить и тебе такую же, возможно даже лучше, учитывая мой опыт. Но всё равно это будет рубашка сделанная мной. Пошей свою рубашку, и независимо от того, какой она получится, она будет только твоей.
Юноша ушёл, и, говорят, он так и не нашёл себе учителя, а может больше и не искал, скорее всего, он шил свою рубашку сам.
Сформурируйте основную мысль притчи.
Приветствуют учителя.
Слушают притчу. Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;
2.Актуализация знаний
Игра «Веришь-Не веришь»
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Синтаксическая разминка.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
3.Постановка цели урока
Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Слайд 6
Слайд 7
4. Открытие нового знания.
«Мозговой штурм»
Слайд 8
Прием незаконченного предложения
5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Слайд 13
Слайд14
Слайд 15
Слайд16
Слайд17
6. Рефлексия
7.Домашняя работа
Слайд18
Предлагаю утверждение,которое может быть правильным или ошибочным.Если верно-зеленая карточка, если ошибочно-красная.
Верно ли утверждение, что:
СПП- это предложения , равноправные по отношению друг к другу и связанные подчинительными союзами…
Союзы что, если, пока – подчинительные
Придаточные присоединяются к главному только при помощи союзов..
Союзные слова являются членами предложения..
Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним…
Части ССП могут быть связаны между собой сочинительными союзами и союзными словами..
В СПП может быть только одно придаточное предложение…
Дано предложение. Записываем,выделяем грамматические основы,определяем тип предложения.
1.Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым.
Назовите признаки однородных членов предложения
2. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – ЭТО ОСМЫСЛЕННОЕ ЧУВСТВО, И ТОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ ЕГО РАЗВИВАЕТ.
3.Человек должен уметь понимать другого, чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым.
Какая синтаксическая конструкция из представленных для вас нова?
Ставит перед фактом незнакомого придаточного
Задает вопрос:
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Какими приёмами, средствами можем изучить тему урока?
Вспоминаем притчу: Как будем изучать мы?
Предложения сгруппированы мною по видам подчинения. Ваша задача - выявить признаки каждого вида подчинения (см.приложение)
Работаем по алгоритму
Выделить главную и придаточные части;
От главной к придаточным задайте вопрос;
Определите средства связи;
Определите типы придаточных предложений.
Закончить начатое мною определение
1.Однородное подчинение.(Слайд 9 )
2.Неоднородное подчинение.(параллельное) . (Слайд 10 )
3.Последовательное подчинение.
(Слайд 11 )
Составить схему предложения.Определить вид подчинения.
Как прекрасна была бы земля наша, если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может.(Слайд 12 )
Конструирование предложений
Даны средства связи и простые предложения, составить сложное предложение с несколькими придаточными, определить вид подчинения.
(см.приложение)
Если Что
Он овладел им уже в достаточной мере.
Человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать.
Он станет отступать.
Если Который
Обращайте внимание на свой язык .
Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком.
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности .
Чтобы Что
Выступление было интересным.
Все должно быть интересным для вас.
Вы говорите.
Как вы думаете, выбор синтаксической конструкции влияет на эмоцианальность предложения?
Период- сложная синтаксическая конструкция, характеризуется завершённостью содержания, особой ритмичностью.
Использование таких предложений -явление стилистическое. Такие предложения отличаются эмоциональной насыщенностью, лирической напряженностью и поэтому свойствен обычно речи приподнятой, независимо прозаическая она или поэтическая. Используя подобные конструкции, автор проявляет свою позицию.
Попробуем выразить свои эмоции на уроке, аналогичными конструкциями.
Анализ поставленных целей урока
Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Я
Узнал что-то новое Получил радость Расстроился Научился
Удивился Ничего не понял
Домашнее задание разного уровня сложности.
(см. приложение)
И закончить урок я хотела бы словами В. В. Виноградова, который говорил:
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья русского языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».
А также не забывайте о том, что именно сейчас своим отношением к учебе, работе вы закладывайте фундамент для своего будущего, я надеюсь, счастливого будущего.
1.Нет (красный)
2.Да (зеленый)
3. Нет (красный)
4.Да (зеленый)
5. Да(зеленый)
6.Нет (красный)
7. Нет (красный)
1.Милосердие,приветливость,доброта делают красивым(простое,осложнено однородными подлежащими)
2.ССП
3.СПП
Последняя,т.к в спп несколько придаточных.
Учебники
Учитель
Самостоятельно
Называют признаки
Неоднородное подчинение придаточных предложений
Если человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать, что овладел им в достаточной мере, он станет отступать.( Последовательное )
Обращайте внимание на свой язык, если хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, который стремится поднять уровень своей культуры и образованности. (Последовательное)
Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересно для вас.
(Неоднородное)
Анализируем предложения
(см. приложения)
Делаем вывод
Подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей,аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.
Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Регулятивные УУД
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Познавательные УУД
1. Создавать модели объектов в знаково-символической форме.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
3. Слушать и слышать друг друга.
4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности рабо
Приложение
« Мозговой штурм»
1группа.
Человек должен уметь понимать другого, чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым.
Грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она.
У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим.
2 группа
Когда видишь человека с искаженным от злобы лицом, понимаешь, как оно безобразно.
Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.
3 группа
Дело в том, что злая реакция на окружающих - это признак душевной слабости, который говорит о неспособности и неумении жить.
Жизненная мудрость заключается в том, что надо учиться радоваться всему, что тебя окружает.
И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести.
Конструирование предложений
Даны средства связи и простые предложения, составить сложное предложение с несколькими придаточными, определить вид подчинения.
1)Если Что
Он овладел им уже в достаточной мере.
Человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать.
Он станет отступать.
Если человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать, что овладел им в достаточной мере, он станет отступать.( Последовательное )
2)Если Который
Обращайте внимание на свой язык .
Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком.
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности .
Обращайте внимание на свой язык, если хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, который стремится поднять уровень своей культуры и образованности. (Последовательное)
3)Чтобы Что
Выступление было интересным.
Все должно быть интересным для вас.
Вы говорите.
Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересно для вас. (Неоднородное)
3) Предложения для анализа.
1) Когда идешь по снежным гребням ты,
Когда по грудь ты входишь
в облака, -
Умей глядеть на землю с высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
(С. Островой)
2) До чтения ли, до письма ли было тут, когда дужистые черемухи зацветают; когда почка на берёзах лоапется; когда чёрные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор лопаются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового,голубого,желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочку травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразнах, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слёз; божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, ввоздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. (В.П.Аксёнов)
3) Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце летела.
(А.А.Ахматова).
4) Когда душе моей
Сойдет успокоенье
С высоких после гроз
Немеркнущих небес,
Когда душе моей,
Внушая поклоненье,
Идут стада дремать
Под ивовый навес,
Когда душе моей
Земная веет святость,
Несет небесный свет, –
Мне грустно оттого,
Что знаю эту радость
Лишь только я один:
Друзей со мною нет…
(Н. Рубцов)
Домашнее задание
Карточка №1
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите главное и придаточное, определите его вид. Начертите схемы предложений и определите вид подчинения.
1.Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого мужика который тащил на плече претолстое бревно.
2.Сорока усевшаяся на ветке орешника прислушалась и встрепенулась когда громко захрустели сучья по которым пробирался медведь.
3.Можно было услышать как вздыхала корова как летал в темноте заблудившийся комаришка как хлопотно менялись местами куры.
4. Если ранним солнечным утром ты выйдешь в сад то увидишь на траве алмазы которые красиво переливаются разными цветами.
Карточка №2
Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, найдите СПП с несколькими придаточными, определите виды придаточных, постройте схемы, определите вид подчинения.
На третий день под..ём по снежной р..внине сделался более заметным и появилось больше трещин которые зам..дляли движение. Пр..ходилось идти осторожно прощупывая снег чтобы не пров.. литься через тонкий слой его скрывающий трещины.
На севере тучи ра..ходились и между их серыми клочьями иногда бл..стели горы которые
т..нулись по всему г..ризонту. Л..дник что спускался по д..лине южного склона хребта имел до километра в ширину и с обеих ст..рон был ок..ймлён крутыми тёмными откосами которые покрывались снегом.
СПП с несколькими придаточными (по выбору)
Фамилия, имя ____________________
ЗАДАНИЕ 1
Выделите придаточные части, укажите их тип:
1) По окончании трудов Пётр вынул карманную книжку, дабы справиться, всё ли им предлагаемое на сей день исполнено. (А.П.) ______________________________
2) На площадь выступает крыльцо, на котором часто бегают куры, оттого что на крыльце всегда почти рассыпаны крупы или что-нибудь съестное. ______________________________
3) Прямо шла низенькая дверь, перед которой сидевшие двое часовых играли в какую-то игру, состоявшую в том, что один другого бил двумя пальцами по ладони. (Н.Г.) ______________________________
ЗАДАНИЕ 2
Расставьте запятые, составьте схемы предложений:
1) Иван Фёдорович похож был на того франта который заехав на бал видит всех куда ни оглянется одетых щеголеватее его. (Н.Г.)
2) Никита понял что царь опять придумал какую-нибудь шутку которым изрядно учили его в немецкой слободе. (А.Т.)
3) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу (А.К.)