Методическая разработка историко-литературного экскурса «В огне Отечественной войны 1812 года» (К 200-летию Бородинской битвы и событий войны 1812 года)
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего профессионального образования
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Методическая разработка
историко-литературного экскурса
«В огне Отечественной войны 1812 года»
(К 200-летию Бородинской битвы и событий войны 1812 года)
Авторы: преподаватели Авдеева А.А., Горбачёва В.В.
Балашов
2013 г.
АННОТАЦИЯ
на методическую разработку историко-литературного экскурса: «В огне Отечественной войны 1812 года» (К 200-летию Бородинской битвы и событий войны 1812 года)
Дисциплины «История», «Литература»
Авторы преподаватели Авдеева А.А., Горбачёва В.В.
Учебное заведение ГБОУ СО СПО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»Объем работы: 26 листов
Содержание
Работа посвящена разработке методики проведения историко-литературного экскурса по дисциплинам «История» и «Литература», посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812г. Значимость этого вида внеаудиторного мероприятия состоит в том, что его форма и использованный материал создают наилучшие условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками по историко-патриотической тематике, позволяют включить в работу всех студентов.
Методическая разработка раскрывает реализуемые междисциплинарные связи. Содержит историографические и литературоведческие материалы проблемного характера, актуальные, востребованные временем, ориентирующие студентов на самостоятельное осмысление исторических фактов, формирующие активную жизненную позицию. Продемонстрировано использование частично-поискового метода, при помощи которого студенты обучаются анализировать поэтический текст, работать с картой.
Ознакомление с материалом проводиться с использованием активных методов и форм обучения: экскурса с постановкой проблемных вопросов, беседы, дискуссии с опорой на видеофрагменты и документальные материалы.
Методическая разработка содержит описание методики проведения мероприятия, видеоматериал, презентацию документальных и фотоматериалов.
Методическая разработка предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин и классных руководителей с целью внедрения её в учебно-воспитательный процесс.
Оглавление
1. Предисловие стр.1
2. Основная часть стр.2-3
3. Заключение стр.4-13
4. Литература стр. 14
5. Приложения стр. 15
1. Предисловие
В сентябре 2012 года наша страна отметила юбилейную историческую дату – 200-летие со дня Бородинской битвы. Кроме этого, в целом 2012 год – это год 200-летия участия России в победоносной Отечественной войне с Наполеоном. Бородинская битва была свободоносной для истории России (битва была частью Отечественной войны, которая продолжалась с 1812 по 1814 годы и имела своей целью со стороны Франции – захват, а со стороны России – освобождение русских земель).
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «В огне Отечественной войны 1812 года» включает исторический и литературный материал по обозначенной теме – события русской истории раскрываются не только в историографических фактах, но и в художественных образах стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», в песнях на стихи М.И..Цветаевой, Б.Ш. Окуджавы, в словесных исторических портретах русских полководцев – поколения молодых генералов, участников Бородинского сражения. Это помогает понять и оценить историческую значимость личностей Кутузова, Наполеона, Александра 1, Барклая-де-Толли, Багратиона и других действующих лиц этого великого события.
Методика проведения данного мероприятия включает в себя разнообразные методы и формы работы: экскурс с постановкой проблемных вопросов, беседа, частично-поисковый метод (подбор информации по теме и систематизация его в виде докладов, сообщений), метод анализа художественного текста и исторических документальных материалов, дискуссия с опорой на видеофрагменты и документальные материалы, викторина.
Методическая разработка расширяет информационное поле двух гуманитарных дисциплин и раскрывает на их примере использование междисциплинарных связей. Методика проведения данного мероприятия позволяет развивать аналитические способности студентов, формирует активную жизненную позицию, способствует воспитанию чувства патриотизма. Студенты имеют возможность осмыслить исторические факты 200-летней давности и их связь с современностью.
Помнить об уроках прошлого, чтить память предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков это важные функции исторической памяти, помогающей сплотить национальную общность людей, формировать самосознание подрастающего поколения. Именно этих позиций позволяет достичь представленный материал.
Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин общественно-гуманитарного цикла и классных руководителей с целью использования в учебно-воспитательном процессе.
2. Основная часть
Ход мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя истории
Преподаватель в кратком слове обосновывает актуальность темы устного журнала, называет страницы журнала, упоминает, что параллельно раскрытию каждой страницы будет демонстрироваться презентация, читаться стихи М. Лермонтова, А. Пушкина, Я. Полонского, будут звучать песни на стихи М. Цветаевой, Б. Окуджавы. Затем в исполнении студентов звучат фрагменты стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Демонстрируется начало презентации (слайды 1-4)
- В августе 2012г. наша страна отметила 200-летие со времени проведения жестокой и кровопролитной войны с Францией, которую развязал император Наполеон. Великий полководец рассчитывал на лёгкую победу, но война со стороны русских стала народной, Отечественной. Война открыла в русских людях силу непобедимую. Бородинское сражение – центральное сражение в этой войне, в котором, по словам Наполеона, французы показали себя способными победить, а русские – стать непобедимыми. Сегодня, проводя наш жернал, мы отдаём дань памяти подвигу наших предков в войне 1812 года и в Бородинском сражении.
Чтец 1:
Скажи- ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были схватки боевые
Да говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Чтец 2:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя
Богатыри не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля
Не отдали б Москвы!
Преподаватель литературы
Преподаватель кратко формулирует цели и задачи мероприятия, упоминает, что в конце студентов ждёт викторина, вопросы которой помогут понять, насколько запомнились события, герои, их подвиги. Демонстрируется презентация (слайды 5, 6). В исполнении преподавателя звучит стихотворения фрагмент Пушкина.
- Стремительный бег времени все дальше отдаляет сегодняшний день от событий 1812 года. Но время не уменьшает, а усиливает интерес к Отечественной войне 1812 года. Никогда прежде не знала Россия такого пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона, эта война была первой, получившей имя Отечественной.
Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А. С. Пушкин.
- Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим гением мира и к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и поныне волнует их потомков, служит для одних предметом гордости, для других - неразгаданной загадкой, для третьих – грозным предостережением: «Не ходи на Москву!».
2. Страница 1: «Причины войны»
Вначале страницы звучит доклад студента, раскрывающий причины развязывания войны Францией (демонстрируются слайды презентации 7-10), затем небольшое слово преподавателя литературы и в исполнении студента звучит стихотворение Я. Полонского «Переход через Неман».
Доклад студента:
- В 1804г. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции и начал войну за мировое господство. В Европе запылали войны. Идея мирового господства – опасная идея. Она привела к громадным человеческим жертвам, к подрыву экономики европейских стран, уничтожению культуры, глубокому нарушению воли и прав народов.
Наполеону удалось покорить западно-европейские страны, но Англию он покорить не смог. Он видел единственную возможность сокрушить Англию – создать континентальную блокаду. Её сущность заключалась в подрыве английской экономики путём прекращения всяческих связей, прежде всего, торговых (между Англией и странами Европы).
Против Франции сложилась коалиция государств в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии и Швеции. Однако союзники действовали несогласованно, и в 1806-1807гг. Наполеон нанёс им ряд серьёзных ударов. В июне 1807г. русская армия потерпела поражение под Фридландом. Через несколько дней в местечке Тильзит (на территории Восточной Пруссии) состоялась встреча Александра 1 с Наполеоном. Был заключён Тильзитский мирный договор. Россия не понесла территориальных потерь, но по требованию Наполеона была вынуждена присоединиться к Континентальной блокаде, то есть потерять торговые отношения с Англией.
Этот договор был невыгоден России. Русские хлеботорговцы терпели убытки. В казну не поступали налоги. Русские купцы продолжали тайно торговать с Англией посредством американских торговых судов. Александр 1, человек очень самолюбивый, тяготился Тильзитским миром и отвергал попытки Наполеона диктовать ему свою волю. Наполеон видел, что Россия не покорилась, и стал готовиться к войне. Он решил сокрушить Россию, разделить её на несколько государств, таким образом. Завершить покорение Европы и открыть заманчивые перспективы похода на Индию.
Преподаватель литературы:
В ночь на 12 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражен в стихотворении известного поэта середины XIX века Я. Полонского.
Чтец:
Вот Руси граница, вот Неман. Французы
Наводят понтоны: работа кипит...
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.
Надвинув свою треугольную шляпу,
Все в том же походном своем сюртуке,
На белом коне проскакал император
С подзорной трубою в руке.
Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку оседлал он, и видит -
За Неманом туча встает
И, душу волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнет знамена твой русский народ!»
«Вперед!» - говорят ему слава и гений. -
«Вперед, император! Вперед!»
И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт.
(Я. Полонский «Переход через Неман»)
3. Страница 2: «Наступление войск Наполеона»
Раскрывая материал страницы, преподаватель истории совместно с чтецами демонстрирует, как осуществлялось наступление войск Наполеона на Россию (опираясь на презентацию и работу с картой). Звучат фрагменты романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
Преподаватель истории:
- Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия. Наполеон рассуждал так: «Если я пойду на Петербург, я возьму Россию за голову. Если я пойду на Киев, тоя возьму Россию за ноги. Если я пойду на Москву, я возьму Россию за сердце». Наполеон двинулся на Москву.
Александр 1 понимал, что в тот момент решалась судьба России и судьба его самого как императора. Он издал манифест с призывом создавать народное ополчение, собирать средства на нужды армии
Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь страны. Под Смоленском армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. О нем ярко повествует Л. Н. Толстой в романе «Война и мир».
Чтец 1: «Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел... мы два дня сряду отбивали французов и... этот успех удесятерил наши силы» (Л. Н. Толстой. Война и мир. Ч. 2, гл. XXV).
Чтец 2
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Преподаватель истории:
- Смоленские крестьяне покидали свои сёла и, забрав скот, уходили в леса, а там создавали партизанские отряды. Война стала народной. В конце июля у Смоленска русским армиям удалось воссоединиться. Александр 1 медлил с назначением главнокомандующего. Он хотел назначить Барклая-де-Толли. Хороший стратег и мужественный воин, Барклай был молчалив, замкнут, недоступен. В армии его не любили. Армия хотела видеть на посту главнокомандующего М.И. Кутузова. Блестящий дипломат, Кутузов вернулся из Турции с мирным договором. Ему шёл 67-й год. Он обладал широким стратегическим мышлением, большим жизненным опытом. Александр 1 был вынужден согласиться с назначением М.И. Кутузова.
Племянник Кутузова спросил его: «Неужто вы, дядюшка, надеетесь победить Наполеона?» На что Кутузов ответил: «Не победить, а перехитрить его!». Он выехал в Смоленск, чтобы дать сражение, но по дороге узнал, что русские войска оставили Смоленск. «Ключ к Москве взят!» - с огорчением сказал он. Русская армия снова отступила.
Работа с картой
Презентация (см. слайды 11-20)
4. Страница 3: «Бородинское сражение»
При раскрытии страницы ведётся объяснение преподавателями истории и литературы, демонстрируется фрагмент видеофильма «Бородинское сражение», презентация. Преподаватель истории анализирует причины и исход сражения. В исполнении студентов звучит стихотворение «Бородино» М. Лермонтова.
Преподаватель истории:
- «Позиция, в которой я остановился при деревне Бородино... - одна из
наилучших, которую только на плоских местах найти можно: желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе» (М. И. Кутузов). Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812 года. Наполеон, вспоминая о нем много лет спустя, считал, что изо всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.
Преподаватель литературы:
- Наиболее полно, точно не только по достоверности изложенных фактов, но и по передаче мыслей и чувств русских воинов описаны события в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино», которое поэт написал к 25-летию Бородинского сражения.
Чтец 1:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Чтец 2:
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Просмотр видеофильма: «Бородинское сражение» (см. приложение №2)
Преподаватель истории:
- Обе стороны понесли в этом сражении огромные потери.
Бой закончился к ночи 26 августа. Наполеоновская армия потеряла 58 тысяч, русская армия – 44 тысячи, из них 23 генерала. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион. Пропал без вести командир артиллерии русских А. Кутайсов, один из братьев Тучковых погиб, другой брат был смертельно ранен.
5. Страница 4: «Герои Бородина»
Страница четвёртая полностью основана на небольших докладах студентов о героях Бородинской битвы: П. Багратионе, А. Кутайсове, братьях Николае и Александре Тучковых, Д. Давыдове и некоторых др. По ходу звучат романсы: 1) «Генералам двенадцатого года» на стихи М.И. Цветаевой, 2) «Не обещайте деве юной» на стихи Б. Окуджавы, 3) «Трубку дай..» на стихи Д. Давыдова.
Преподаватель Литературы:
- Уже 2 века благодарная Россия, чтит героев Бородина, отдаёт им дань своего уважения, склоняя головы перед их самопожертвованием. В зимнем дворце находится уникальный памятник Отечественной войне 1812г. : в одном из музейных залов представлено более 300 портретов русских военачальников и офицеров – участников Бородинской битвы.
- Сегодня мы сможем упомянуть лишь о некоторых из них
- Михаил Илларионович Кутузов возглавил русскую армию, сражавшуюся с Наполеоном, в 67 лет. Для Петра Ивановича Багратиона, любимого ученика Суворова, Бородинское сражение, 151-е на его счету, стало последним.
Сообщение о Багратионе (см. приложение №3)
Звучит романс из кинофильма «Звезда пленительного счастья» на стихи Б. Окуджавы
- Большинство русских генералов, участвовавших в этом сражении, были очень молоды: Алексею Ермолову исполнилось 34 года, Денису Давыдову и Сергею Волконскому – по 28 лет. А самым юным генералом в армии был Александр Кутайсов. Высокий чин генерала смельчак получил в 22 года, а в 27 он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и был убит.
Сообщение о Кутайсове (см. приложение №3)
- Говоря о войне 12 года, нельзя не упомянуть об этом человеке. Он был одним из самых популярных людей своего времени. Личность его полна обаяния. Его любили, им восхищались, ему посвящали стихи. Его портреты писали Кипренский, Орловский, Доу Речь идёт о Денисе Давыдове.
Сообщение о Давыдове (см. приложение №3)
Звучит романс на стихи Д. Давыдова
- Особое место среди героев войны 12 года занимают братья Тучковы. Многие поколения Тучковых снискали признание на дипломатической и военной службе, способствуя укреплению могущества своего Отечества.
- В семье генерала-поручика, инженера, действительного тайного советника Алексея Васильевича Тучкова было пять сыновей-генералов. Четверо из них: Николай, Павел, Сергей и Александр участвовали в войне 12 года. Двое из них – Николай и Александр приняли участие в Бородинской битве и оба погибли.
Сообщение о Тучковых Николае и Александре (см. приложение №3)
Звучит романс на стихи М.И. Цветаевой «Генералам 12 года»
- Навечно в памяти русских людей сохранен великий народный подвиг 1812 года, по-прежнему вместе с нами прославленные герои первой Отечественной: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Д. В. Давыдов, Н. Н. Раевский, С.Г.Волконский и многие другие. И это не случайно. Как и Великая Отечественная война 1941-1945 годов, события 1812 года были поистине народными. В жестоких, кровопролитных сражениях, навсегда вошедших в историю военного искусства, народ и армия отстояли свое Отечество. ( Звучит романс на стихи М. Цветаевой)
6. Страница №5: «Судьба Москвы»
Преподаватель истории раскрывает содержание страницы, опираясь на презентацию (слайды 25-32). Студенты читают стихи: 1) фрагмент из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, 2) отрывок из стихотворения «Он» Н. Соколова.
Преподаватель истории:
- После Бородинской битвы на Военном совете в селе Фили под Москвой Кутузов принял решение не рисковать армией и оставить Москву: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать...»
(Демонстрация репродукции картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях».)
Вступая в Москву, Наполеон ждал от нее покорности, символических ключей от города, как это было в других европейских государствах.
Чтец 1:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
- Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.
Чтец 2:
Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке,
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море;
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз постигнул горе
И содрогнулся гордый ум!..
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые
Споткнулась дерзкая нога!..
(Н.Соколов «Он»)
7. Страница №6: «Изгнание французских войск из России. Победа»
Преподаватель истории раскрывает содержание страницы, опираясь на презентацию (слайды 32-43). Студенты зачитывают фрагмент из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого.
Преподаватель истории:
- Наполеон вынужден оставить Москву. Он пытается пробиться к Калуге, но, потерпев поражение под Малоярославцем, его армия растянулась, отступая по старой смоленской дороге.
(Демонстрация репродукций картин Верещагина «На большой дороге, отступление, бегство...» и Прянишникова «В 1812 году»).
- На огромных просторах России разгоралось пламя народной войны. На Смоленской земле и под Москвой сражались партизаны: среди них были и помещики, и крепостные крестьяне. Герасим Курин, Василиса Кожина стали руководителями партизанских отрядов. Пошёл в партизаны поэт и гусар Денис Давыдов. Партизаны нападали на небольшие отряды французов и уничтожали их.
Приближались холода. Наполеон понял, что зимовать на пепелище – безумие. В начале октября у села Тарутино произошло сражение. Французы отступили с большими потерями. 7 ноября Наполеон вывел свою армию из Москвы. Передовые части двух армий встретились у Малоярославца.
Перед Наполеоном встал вопрос: давать ли генеральное сражение, чтобы пробиться на Калужскую дорогу, или отступать по старой смоленской дороге, где его ожидали сожжённые разграбленные сёла и озлобленное население. Наполеон решил не искушать судьбу и отдал приказ отступать на Смоленск. Но от судьбы не уйдёшь! Отступавшие французские войска постоянно подвергались ударам казаков, партизан и кавалерийских отрядов. От бескормицы падали лошади, люди спешивались, бросали артиллерию. Положение французской армии было критическим. Голодные, обмороженные, деморализованные брели французы к западной границе России. У реки Березины Наполеон бросил свою армию и выехал в Париж.
Кутузов видел, что и русская армия понесла большие потери, и склонялся к тому, чтобы закончить войну. Но Александр 1 был убеждён, что Наполеон, оставаясь у власти, будет представлять постоянную угрозу миру, и военные действия продолжались. Русская армия очистила от оккупантов Польшу, Пруссию, Австрию и победительницей вошла в Париж. Весь мир увидел силу и мощь России. Её признал даже Наполеон. Он сказал: «Французы оказались достойными, чтобы победить, а русские оказались достойными, чтобы стать непобедимыми».
По словам Л. Н. Толстого, «.. .дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
(Л. Н. Толстой «Война и мир»).
8. страница 7: викторина
Викторина проводится по материалу экскурса, проводит преподаватель истории, зачитывая вопросы и выводя их на экран, как и ответы.
9. Заключительное слово
Преподаватель подводит итоги мероприятия, акцентирует внимание на наиболее важных аспектах затронутых проблем
Преподаватель литературы:
- Почему нас, современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности? Наверное, потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Но не только человеческие качества привлекают меня, когда я беру в руки томики со стихами Дениса Давыдова, Ф. Глинки, вечно живыми баснями И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Писатели этого поколения имеют не только ту, самой историей определённую привилегию, что им выпало на долю запечатлеть великие события, свидетелями и участниками которых они были, но и ту, что для всех последующих поколений они сами стали «людьми двенадцатого года», то есть воплотили в себе сознание своей эпохи во всём его неповторимом своеобразии и противоречивости, во всём многоразличии его творческих проявлений.
3. Заключение
Методическая разработка историко-литературного экскурса «В огне Отечественной войны 1812 года» (К 200-летию Бородинской битвы и событий войны 1812 года) позволяет во всем многообразии представить и продемонстрировать значение событий Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения в истории России. Материал экскурса даёт возможность глубже раскрыть тему подвига русских воинов – простых солдат и генералов, известных русских полководцев в Бородинской битве, показать гений Кутузова, оценить роль нравственных категорий в жизни человека и истории страны (на приме П. Багратиона, Д. Неверовского, Д. Давыдова и других русских людей).
Представленный материал широк и многообразен, он даёт не только фактические знания, но и глубоко воздействует на воображение благодаря использованию документов, тематического видеоряда, фрагментов фильма. Огромен воспитательный потенциал подобранного материала, проведение его в год 200-летия Отечественной войны 1812 года – это дань уважения к историческому прошлому России и стремление осмыслить события эпохи современности.
Организация мероприятия такого типа позволяет осваивать методику поисковой, аналитической, дискуссионной деятельности студентов. Взаимодействие двух дисциплин «Истории» и «Литературы» обеспечивает наиболее яркое раскрытие материала, происходит успешное взаимопроникновение идейного содержания стихов М.Лермонтова, М.Цветаевой, Б. Окуджавы и исторического материала, что существенно расширяет воспитательное воздействие мероприятия. Предложенные в методической разработке методы и формы работы создают наибольший эффект для восприятия и усвоения материала, дают возможность сформировать определенную гражданскую позицию подрастающему поколению, поскольку проблемы, стоящие перед Россией и странами западной Европы 200 лет назад актуальны и в наши дни.4. Литература
1. Боброва, Л. В. Гусары – рыцари лихие Вечер чести, посвященный офицерам России, героям 1812 г./Л. В. Боброва//Читаем, учимся, играем. -2000. -№ 7. – С. 40-51.
2. Крючков В.Н. Отечественная история. М.: Просвещение 2007.
3. Михеев Д., Топоркова В. Конкурс: «Отечественная война 1812года». 5.
4. Отечественная война 1812 года: энциклопедия / В. М. Безотосный и др. – М.: Росспэн, 2004.
5. Роговер Е.С. Русская литература 19 века. СПб, М.: САГА: Форум. 2008.
6. Фролов, Б. П. «Да, были люди в наше время» Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии /Б. П. Фролов. – М: Animi Fortitudo,2005.
5. Приложения
Приложение №1
План проведения историко-литературного экскурса
Дисциплина: «История», «Литература».
Форма организации: историко-литературный экскурс
Тема: «В огне Отечественной войны 1812 года» (К 200-летию Бородинской битвы и событий войны 1812 года)
Цели:
Дидактическая: - познакомить студентов с предпосылками, историей событиями Отечественной войны 1812 года, с историей проведения и итогами Бородинской битвы, показать историческое значение победы России; проследить, как факты истории России находят отзвук в поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Д.Давыдова других поэтов, рассказать о героях войны 1812 года.
Развивающая: - развивать творческую активность студентов, стремление к самовыражению; - прививать интерес к исследовательской, поисковой работе по истории, литературе; - развивать навык выразительного чтения поэтического текста.
Воспитательная: - способствовать формированию мировоззрения студентов; - воспитывать патриотизм, чувство сопричастности судьбе родной страны.
Методическая: - разрабатывать и внедрять в практику методику проведения мероприятия в форме историко-литературного экскурса.
Задачи:
Стимулировать интерес студентов к русской истории, поэзии, литературному творчеству; способствовать развитию, самосовершенствованию студентов.
Оснащение:
Выставка книг и журнальных публикаций об Отечественной войне 1812 года, о Бородинской битве;
Презентация: «В огне Отечественной войны 1812 года», видеозапись: «Отечественная война»;
Литература:
1. Боброва, Л. В. Гусары – рыцари лихие Вечер чести, посвященный офицерам России, героям 1812 г./Л. В. Боброва//Читаем, учимся, играем. -2000. -№ 7. – С. 40-51.
2. Крючков В.Н. Отечественная история. М.: Просвещение 2007.
3. Михеев Д., Топоркова В. Конкурс: «Отечественная война 1812года». 5.
4. Отечественная война 1812 года: энциклопедия / В. М. Безотосный и др. – М.: Росспэн, 2004.
5. Роговер Е.С. Русская литература 19 века. СПб, М.: САГА: Форум. 2008.
6. Фролов, Б. П. «Да, были люди в наше время» Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии /Б. П. Фролов. – М: Animi Fortitudo,2005.
Содержание мероприятия
Вступительное слово преподавателя истории: «200-летие Отечественной войны 2012 года».
Страница 1: «Причины войны».
Страница 2: «Наступление войск Наполеона».
Страница 3: Видеофильм: «Бородинское сражение».
Страница 4: «Герои Бородина».
Страница 5: «Судьба Москвы».
Страница 6: «Изгнание французских войск из России. Победа».
Страница 7: викторина
Заключительное слово о значении Отечественной войны для русской истории и культуры.
Приложение №2
Презентация «В огне Отечественной войны 1812 года» и
Видеозапись «Бородинское сражение»
Приложение №3
Сообщения о героях Бородино
4. Заключение
Методическая разработка историко-литературного экскурса «В огне Отечественной войны 1812 года» (К 200-летию Бородинской битвы и событий войны 1812 года) позволяет во всем многообразии представить и продемонстрировать значение событий Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения в истории России. Материал экскурса даёт возможность глубже раскрыть тему подвига русских воинов – простых солдат и генералов, известных русских полководцев в Бородинской битве, показать гений Кутузова, оценить роль нравственных категорий в жизни человека и истории страны (на приме П. Багратиона, Д. Неверовского, Д. Давыдова и других русских людей).
Представленный материал широк и многообразен, он даёт не только фактические знания, но и глубоко воздействует на воображение благодаря использованию документов, тематического видеоряда, фрагментов фильма. Огромен воспитательный потенциал подобранного материала, проведение его в год 200-летия Отечественной войны 1812 года – это дань уважения к историческому прошлому России и стремление осмыслить события эпохи современности.
Организация мероприятия такого типа позволяет осваивать методику поисковой, аналитической, дискуссионной деятельности студентов. Взаимодействие двух дисциплин «Истории» и «Литературы» обеспечивает наиболее яркое раскрытие материала, происходит успешное взаимопроникновение идейного содержания стихов М.Лермонтова, М.Цветаевой, Б. Окуджавы и исторического материала, что существенно расширяет воспитательное воздействие мероприятия. Предложенные в методической разработке методы и формы работы создают наибольший эффект для восприятия и усвоения материала, дают возможность сформировать определенную гражданскую позицию подрастающему поколению, поскольку проблемы, стоящие перед Россией и странами западной Европы 200 лет назад актуальны и в наши дни.
Денис Васильевич Давыдов,
генерал-майор
«Я был рожден для рокового 1812 года», писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. Денис Васильевич Давыдов, сын командира Полтавского конного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году ротмистр Давыдов снова в гвардии. В кампанию 1807 года адъютант Багратиона. В 18081809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок. «Звездный час» Давыдова настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, Давыдов во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда Давыдова послужили примером для создания других партизанских отрядов. Во время отступления французов действия партизан приобрели еще более широкий размах. Возле села Ляхова отряды Давыдова, Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова окружили, атаковали и взяли в плен двухтысячную колонну французов во главе с генералом Ожеро. После изгнания французов из пределов России Давыдов в чине полковника сражался под Калишем, Бауценом и Лейпцигом. В начале 1814 года командовал Ахтырским гусарским полком и, произведенный в генерал-майоры за битву при Ларотьере, во главе гусарской бригады выступил в Париж. Давыдов служил до 1831 года. Скончался скоропостижно 23 апреля 1839 года.
БАГРАТИОН Петр Иванович (1756-12.09.1812), русский полководец, князь, ученик и сподвижник А. В. Суворова. Генерал от инфантерии (1809). Происходил из рода грузинских царей Багратиони.
Багратион поступил на военную службу в 1782 сержантом в Кавказский мушкетерский полк, участвовал в военных экспедициях на Кавказе в 1783 1787, в Русско-турецкой войне 1787 1791 отличился при штурме и взятии Очакова (1788), в польской кампании 1793 1794 при взятии Варшавы (1794). В Итальянском походе А. В. Суворова (1799) отличился во всех сражениях, особенно при Нови и Треббии, в Швейцарском походе (1799) при Сен-Готарде. Командуя арьергардом русской армии, Багратион прикрывал ее отход из Швейцарии. По возвращении в Россию назначен командиром лейб-гвардии Егерского полка. В войнах с Францией 1805 и 1806 07 Багратион участвовал во всех сражениях, особенно отличился при Шенграбене и Аустерлице (1805), Прейсиш-Эйлау и Фридланде (1807). В Русско-шведской войне 1808 09 Багратион сначала командовал дивизией, которая заняла Аландские острова, затем корпусом, совершившим вместе с другими двумя корпусами знаменитый ледовый переход по Ботническому заливу к Стокгольму (1809), решивший победоносный исход войны. В 1809 Багратион был произведен в генералы от артиллерии. В 1809-1810 Багратион находился на должности главнокомандующего русской армией.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Багратион командовал 2-й Западной армией. Во время вынужденного отступления искусно вывел свою армию из-под удара превосходящих сил Наполеона и соединился с 1-й Западной армией М. Б. Барклая де Толли у Смоленска. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 26 августа командовал левым, наиболее опасным крылом русских войск, на который был направлен основной удар Наполеона. В одной из атак французов Багратион был смертельно ранен осколком ядра в бедро. Скончался в своем имении с. Симе Владимирской губ. В 1839 прах Багратиона был перенесен на Бородинское поле.
Багратион был образцом профессионального военного, любим армией, отличался спокойствием в опасности, выдающейся храбростью и глубоким знанием военного искусства.
13PAGE 15
13PAGE 14415
Заголовок 115