Конспект урока по русскому языку в 9 классе СПП с несколькими придаточными.

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Учитель Рыбакова Клавдия Владимировна.
Предмет – русский язык
Класс – 9
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Мотивируют школьников на активную учебную деятельность в течение всего урока.
Цели урока.
Закрепить знания теоретических положений по изучаемому материалу, проверить знания и умения, необходимые для решения тестовых заданий при подготовке к ГИА.
Развивать умения постановки знаков препинания СПП с несколькими придаточными.
Формировать положительную мотивацию к обучению.
Оборудование урока.
Проектор и экран.
Распечатка текста для анализа (на каждого ученика).
Приложение. Игра «Веришь - не веришь».



Этапы урока
Содержание урока

1.






2.











3.





















4.



































5.








6.








7.



Организационный момент, мотивация.
Цель. Эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, на его результат, мотивация на итоговую аттестацию.



Проверка домашнего задания.
( № 68 из Практикума по орфографии и пунктуации С.В.Драбкиной и Д.И.Субботина(Русский язык 9
класс.))








Отработка учебного материала.
Анализ текста.
Цель. Развивать умение анализировать текст при выполнении заданий, ориентированных на тестовую часть ГИА по русскому языку. Активизировать знания основных понятий синтаксиса и пунктуации. Умение соотносить слово с описанной орфограммой, определять морфологическую принадлежность слова.















Фронтальный письменный опрос.
Цель. Развивать умения определять вид связи в СПП с несколькими придаточными, определять зависимость придаточных в СПП.

































Закрепление изученного.
Цель. Повторить основные теоретические сведения, развивать умение определять вид связи. Развивать монологическую речь отвечающего, навыки самопроверки.





Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель. Дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.






Домашнее задание.
Цель. Мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, поработать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над постановкой знаков препинания. Мы говорили о значимости этой темы в связи с подготовкой к ОГЭ в 9 и 11 классах.

Номер задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Ответ
1
3
3
2
2
1
5
3
3
2

Нормы оценивания:
Правильные ответы Оценка
10 « 5»
8, 9 « 4»
7, 6 « 3»
1 – 5 « 2»
(По проекции на экране учащиеся осуществляют взаимопроверку Д/З и оценивают соседа по парте. )

Ребята получают карточки с текстом для анализа.
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ(?) Пушкина, (2) «ветре(н,нн)ый мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул бл..стящую вое(н,нн)ую карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) что(бы) доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чу(?)ства и понятия.
Задания.
1.Укажите количество грамматических основ в предложении.
2.Выпишите грамматические основы.
3.Замените словосочетание «лицейский товарищ», построенное на основе согласования, синонимичным ему со связью управление.
4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
5. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве.
6.Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
7.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью
8. Определите вид подчинения.
После анализа текста ребята проверяют фронтально ответы и выставляют баллы: задание с 1-8 по 1 баллу, орфография - 1 балл( максимум - 9 баллов).

Проводится цифровой диктант.
На доске (на экране) нарисованы (спроецированы) примерные схемы СПП с несколькими придаточными. Прочитав предложения с экрана, ребята ставят номер предложения к соответствующей схеме.

1. [ ]

( что ) ( что ) ( что )

2. [ ]

( когда) ( что)

3. 1 степени 2 степени
[ ] ( когда ) ( что)
Я хотел чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето где под музыку лягушек я растил себя поэтом. 2.Я спросил сегодня у менялы что дает за полтумана по рублю как сказать мне для прекрасной Лалы слово ласковое «люблю».3. В те края где я рос под кленом где резвился на желтой траве шлю привет воробьям и воронам и рыдающей в ночь сове. 4.Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.5.Но и тогда когда на всей планете пройдет вражда племен исчезнет ложь и грусть я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь». (Назвать авторов стихотворных строчек.)
Ответы:
1 – 3,4
2 - 2 ,
3 – 1
Ученики, правильно ответившие на все вопросы, получают по 1 баллу (максимум 4 балла).
2. Рассказ ученика о видах связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.



Для закрепления теоретического материала проводится игра «Веришь – не веришь» (текст игры в приложении). Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ «да» или «нет».
Итоговая запись в тетрадях:
1 + 2 – 3 + 4 + 5 +6 + 7.нет 8.да 9.да 10.нет.
После записи один ученик комментирует ответы после повторного прочтения каждого вопроса. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.
Ученики, правильно ответившие на все вопросы, получают по 1 баллу (максимум 10 баллов).
Спасибо за работу. Все вы постарались максимально проявить себя, проверить свои знания. Теперь подсчитайте баллы, полученные во время урока:
21 - 23 б – «5»
16 – 20 б – «4»
10 – 15 б – «3»
Меньше 10 баллов – «2».
Вы оценили себя, обратили внимание на то, что не удалось, над чем надо поработать на следующих уроках и дома.

На следующем уроке мы продолжим работу над данной темой. Особое внимание уделим постановке знаков препинания в предложениях с последовательным подчинением, особенно в тех случаях, когда рядом находятся два подчинительных союза. На это обратите особое внимание при подготовке дома, выполняя упражнение № 212 ( учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта.)


15