Урок по математике на тему Обозначение чисел буквами и выражениями (1 класс)
Соколова Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа №15»
города Нефтеюганска ХМАО-Югры,
урок математики в 1 классе.
Тема. Обозначение чисел буквами и выражениями.
Задача учителя Ввести обозначение чисел буквами через сообщение ученикам и выражение, через постановку и решение практической задачи урока.
Что дети знают и умеют? Знают что такое числовая прямая, составные части числовой прямой.
Умеют строить числовую прямую, обозначать на ней числа, сравнивать числа, выполнять сложение и вычитание чисел с помощью числовой прямой.
Что должны научиться дети делать? Научиться обозначать неизвестные числа на числовой прямой буквами и выражениями
Учебная задача. Найти новый способ обозначения неизвестного числа на числовой прямой
(«Придумать» новое обозначение числа)
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Орг. момент.
1. Актуализация опорных знаний. Ситуация успеха.
Задача этапа: вычленить способ деятельности
Дана числовая прямая с заданным направлением, меркой и числом 4.
- Что вы видите на доске?
- А по каким признакам вы определили, что это числовая прямая?
- Покажите направление. (Фиксируется на доске)
- А какая здесь мерка, покажите.
- Давайте мы договоримся, какой меркой-шаг будем пользоваться. (Фиксируется на доске)
- А где же начало?
- Кто сможет показать начало на этой числовой прямой?
- А я считаю здесь. Как проверить?
- А почему нужно сделать 4 шага до начала? (Фиксируется на доске)
- Для чего служит числовая прямая в математике?
- А вы умеете это делать?
- Хорошо я предлагаю выполнить вам задание на карточках с помощью числовой прямой.
Эти же выражения записаны на доске Числовую прямую
Есть направление, мерка-шаг
Обучающиеся показывают на числовой прямой
Не указано
Ребенок показывает
Нужно сделать 4 шага назад от числа 4
Помогает сравнивать, складывать, вычитать числа
Индивидуальная работа
8>… (на 2)
4+2 =…
6-3=…
Проверка выполненной работы.
- Какое число меньше 8 на 2?
- Как вы его получили?
- Покажите свои действия на числовой прямой.
- Отнеситесь к ответу….
- Оцените свою работу на оценочной линейке Обучающиеся у доски
Оценивают свою работу
Рефлексия.
- Как находили меньшее число на числовой прямой?
- Как находили большее число на числовой прямой? Находили большее число на числовой прямой и от него шагали к началу.
Находили меньшее число и шагали по направлению
2.1. Создание новой учебной ситуации, но пока без проблематизации
Предлагается рассмотреть числовую прямую с буквами.
- Как вы думаете, является ли эта модель числовой прямой?
- Ну, давайте, проверим, все ли признаки числовой прямой имеются?
- Покажите направление.
- Когда я строила числовую прямую, я пользовалась вот такой меркой-шагом.
- Итак, мерка есть.
- Покажите начало.
- Разве может такое быть, что нет начала?
- Точно показать начало мы не можем, но где-то там оно есть.
- А где здесь числа?
- Действительно, числа на этой числовой прямой обозначены буквами.
- А вы можете сказать какие это числа?
- Математики договорились, что числа можно и буквами обозначать.
- А что вы уже обозначали буквами?
- Числа мы будем обозначать не заглавными, как величины, а строчными письменными буквами русского алфавита.
- А можете ли вы их сравнить?
- А как вы это будете делать? Вы же не знаете, какие это числа.
- Сравните числа, обозначенные буквами с помощью числовой прямой. Поработайте в парах. Да, является
Обучающиеся показывают все имеющиеся признаки числовой прямой
Начала нет
Числа обозначены буквами
Нет
Величины
Да
По направлению будем определять
Выполнение на карточках
Проверка выполненной работы.
- Покажите числа на числовой прямой при сравнении которых разница равна 2 (1, 3)
- В каком отношении находятся эти числа.
- Ваше отношение к ответу…
- Кто не согласен….. Показывают решение на числовой прямой
Рефлексия.
- Что обозначают эти буквы? Числа
2.2 Создание новой ситуации. Проблематизация.
Задача этапа: обнаруживать проблемы
- Молодцы, ребята! Вы так много знаете, умеете.
- Как вы думаете, сколько в этом сосуде мерок воды?
- Измерять это очень долго, у нас мало времени.
- Да, мы не знаем, какое число мерок воды в этом сосуде.
- А как же тогда обозначить это неизвестное нам число?
Учитель прописывает букву а на сосуде.
- Давайте покажем число а на числовой прямой.
- Ребята, а в этот сосуд надо налить на три мерки больше, как это сделать?
- Покажите свои действия на числовой прямой.
- Давайте проверим все ли правильно мы выполнили?
- Покажите объем, в котором а мерок.
- Покажите объем, который получили.
- Мы знаем, какое это число?
- Но его как-то обозначить надо! Вот, это задача нашего урока: как обозначить это число. Не знаем
Надо измерить
Буквой можно обозначить
Ребенок показывает место числа а на числовой прямой
Налить столько же, сколько в первом и еще три мерки (выполняют это на практике)
Ответы детей
Дети выполняют действия на числовой прямой.
Один показывает на сосудах, а другой на числовой прямой.
Нет
Этап урока: Деятельность в ситуации сбоя
Задача этапа: отбирать инструментарий для решения проблем
- Чтобы решить эту задачу я предлагаю вам поработать в группах.
- Итак, ребята, какую задачу вы будете решать? Работа в группах
Этап урока: Определение способа №2
Задача этапа: выдвигать новый способ
- Напомните, пожалуйста, какая задача перед нами стоит?
- К какому решению пришли?
- Есть ли вопросы?
- Выскажите ваше отношение к ответу….
- Мы решили поставленную задачу?
- Как обозначили полученное число? Выступления групп
Этап урока: Рефлексия
Задача этапа: осмысливать понимание процесса получения нового знания
- Ребята, а вы теперь сможете, любое число обозначить на числовой прямой выражением?
- А что для этого нужно? (направление, мерка-шаг, хотя бы одно число) Итог урока:
- Чему научились на уроке?